Меня, порой, буквально в дрожь бросает от встречаемых мной попыток комментировать Новый Завет. И я с большой осторожностью отношусь к тому, что говорят христианские авторитеты. Просто, иногда в потоке их высказываний встречается что-то толковое, чем, на мой взгляд, мы не должны пренебрегать.
Цитата:
Сообщение от csdoc
Причем, термин "прелесть" в Учении Живой Этики и в Гранях Агни Йоги и письмах Е.И.Рерих не встречается в том смысле, как он используется в православии/христианстве. Почему?
В УЖЭ точно не встречается. Думаю, на это были причины. Но в Гранях сказано:
Цитата:
1967 г. 031. (Янв. 14) Разрушить очарование прельщений можно анализом их сущности, вскрывая их скрытый обман. И порою хорошо посмотреть со стороны, чтобы обнаружить непривлекательность любого обольщения. Обычно прелесть его раздувается темными шептунами. Мудрый скажет: «Знаю, что под кажущейся привлекательной внешнею формой скрыты шипы, и колючки, и яд, отравляющий тело и душу, и внешностью меня в обман не ввести. Знаю и конец, если поддамся».
Нет, действительно, в Учении специального "учения о прелести", но говорится о самости, чего вполне хватает, если сосредоточиться на УЖЭ, Письмах ЕИР и Гранях. Но можно посмотреть по сторонам и сказать: "Опа, у христиан тоже об этом говорится, только называют духовной прелестью". Что я в своё время и сделал.
Меня, порой, буквально в дрожь бросает от встречаемых мной попыток комментировать Новый Завет. И я с большой осторожностью отношусь к тому, что говорят христианские авторитеты. Просто, иногда в потоке их высказываний встречается что-то толковое, чем, на мой взгляд, мы не должны пренебрегать.
В православии: смирение - это убеждение, что все духовные заслуги человеку дарует только Бог.
В Учении Живой Этики: смирение - это самоотверженность.
Сказано: "Люди исказили понятие смирения; оно так нужно в отношении Иерархии, но люди для удобства сделали из него ничтожество" (Мир Огненный I, 332).
Разве методы православия применимы в вопросе "как избавиться от самости" и совместимы с Учением Живой Этики?
Самость – это ограничение сознания. Поэтому, чтобы избавится от самости, необходима постоянная работа над расширением сознания.
Бороться с самостью нельзя. Сама борьба приводит к ее усилению. Само желание этой борьбы, предполагает заинтересованность в результатах этой борьбы, а это уже самость.
Нельзя подавлять желания, чувства, страсти. Подавляя их, тем самым мы только усиливаем и растим их.
Для успешного искоренения самости в себе, в первую очередь необходимо посмотреть правде в глаза. Обнаружить ее. Согласиться с тем, что она действительно есть в тебе, после чего проанализировать ситуацию и силой мысли и воли начинать видоизменять все проявления самости в противоположные ее качества. Изменять низшие отрицательные качества – в высшиеположительные!
Ненависть – в любовь, страх – в бесстрашие, самость – в самоотвержение.
«Нельзя подавлять желания, чувства, страсти, ибо они будут только усиливаться и расти, но трансмутировать их путем осветления можно, утончая и возвышая каждое из них до степени светоносной противоположности. Изгнанный бес прельщения снова вернулся и привел с собою еще семь, сильнейших его. Этот символ подавления отрицательных свойств очень поучителен. Изживание недостатков должно идти не путем подавления, но именно преображения низшего в высшее по линии родственных противоположностей».(Грани.1970 г. 660)
Тот, кто решит совершенствоваться и избавится от самости, должен научиться:
- распознавать в себе самость;
- осознавать ее присутствие и ее проявления в себе;
- трезво оценивать себя;
- видеть свои недостатки, не закрывая на них глаза;
- перестать сравнивать себя с другими;
- смещать центр внимания с себя, на то, что нас окружает;
- стать причиной счастья для других;
- заменять самость качествами прямо противоположными ей, заменяя личные интересы интересами других.
Самоотверженность, признательность, внимательность, постоянная устремленность, служение общему благу, соизмеримость своих желаний и побуждений с желаниями и побуждениями других, любовь и уважение к ближним – это, не полный список тех качества, на которые необходимо устремится.
Стремимся к бескорыстной любви, учимся любить людей, любить природу, понимая, что мы, часть ее.
Большую помощь в этом, окажет изучение жизненных описаний высокодуховных личностей, ориентируясь на их жизненный подвиг, учится у них отречению.
«…Духовность и эгоизм личности – явления, исключающие одно другое и не совместимые друг с другом. Духовность и личность можно противопоставить друг другу как высшее и низшее начало в человеке». (Г.А.Й.,1965 г. 516)
Разве методы православия применимы в вопросе "как избавиться от самости" и совместимы с Учением Живой Этики
ЕИР рекомендовала своим ученикам изучать Добротолюбие. Православный источник высказываний святых отцов. В этом труде можно найти много полезных методов
Цитата:
в вопросе "как избавиться от самости
" Эти методы хорошо и естественно совместимы с УЖЭ.
Разве методы православия применимы в вопросе "как избавиться от самости" и совместимы с Учением Живой Этики
ЕИР рекомендовала своим ученикам изучать Добротолюбие. Православный источник высказываний святых отцов. В этом труде можно найти много полезных методов в вопросе "как избавиться от самости". Эти методы хорошо и естественно совместимы с УЖЭ.
Христианские книги о которых есть положительные отзывы в письмах Е.И.Рерих:
Цитата:
Е.И.Рерих — Н.К. и Ю.Н. Рерихам, 13 марта 1935 г. Как прекрасны книги «Добротолюбия», как тождественны они с Учениями Востока и с Учением Пр[еподобного] Сергия! Так Великий Антоний всегда указывал на Царственный Путь Духа, Путь великого Равновесия, именно как утверждали это и Конфуций, и Будда, и т.д. Можно только удивляться, в какие дебри зашла наша Церковь!
Е.И.Рерих — А.И.Клизовскому, 22 марта 1935 г. В буддизме принято судить о доброкачественности человека или дела по количеству врагов и препятствий, им сопутствующих. Также и в замечательных книгах «Добротолюбия» воздается хвала врагам, ибо не кто [иной], как враги, вызывают наружу все наши скрытые свойства и качества, причем их называют «Христовыми прижигателями», ибо в старину многие болезни излечивались прижиганием.
Е.И.Рерих — Е.К.Святополк-Четвертинской, 2 апреля 1935 г. Сейчас зачитываюсь томами «Добротолюбия», и хочется сказать нашим церковникам: «Прочистите и освежите мозги свои светлым пониманием подвижников первых веков Христианства». Читая эти изумительные страницы, столь тождественные с Восточными Учениями, удивляешься, в какие дебри забрела наша Церковь! Ведь там столько ясных указаний на перевоплощение! Перевоплощение, которое было отменено лишь в шестом веке на Константинопольском Соборе тогдашними мудрецами, обсуждавшими позднее, имеется ли душа у женщины! Пора просмотреть все постановления Вселенских Соборов. Также все святые подвижники единодушно твердили о губительности невежества. Так Святой Марк говорил: «Ад есть невежество» — утверждение, тождественное со сло- вами Готамы Будды: «Невежество есть причина всех бедствий».
Е.И.Рерих — Г.Г.Шкляверу, 2 апреля 1935 г. Тома «Добротолюбия» получены мною. Не мешало бы нашим церковникам прочистить и освежить свои мозги светлым пониманием подвижников первых веков хр[истианства].
Е.И.Рерих — Т.Д. и Г.Д. Гребенщиковым, 3 мая 1935 г. Сейчас я зачитываюсь книгами «Добротолюбия». Изумительно, как они тождественны со всеми учениями Востока. Не мешало бы нашим церковникам прочистить сознание и умилить сердце этим чтением.
Е.И.Рерих — Н.К. и Ю.Н. Рерихам, 23 мая 1935 г. Очень любим книги «Добротолюбия», и, как всегда, особенно хороши первые Отцы.
Е.И.Рерих — В.А.Дукшта-Дукшинской, 22 июля 1935 г. Так в Христианстве я придерживаюсь веры первых Отцов Христианства. И особенно люблю Великого Оригена и Св. Великого Антония. Моя мечта о Новом Вселенском Соборе, который вернулся бы к чистым истокам первых веков Христианства. В замечательных книгах «Добротолюбия», которые я так люблю читать, можно найти много прекрасных мест. Там даже воздается хвала врагам, ибо никто, как враги, не вызывают наружу все наши скрытые свойства и качества, причем их называют «Христовыми прижигателями», ибо в старину многие болезни излечивались прижиганием.
Е.И.Рерих — И.И.Голенищеву-Кутузову, 17 октября 1935 г. С большим духовным удовлетворением читала я книги «Добротолюбия» и труды Оригена «О Началах». Диву даешься, как отошли наши церковники от первых чистых заветов христианства! И подумать только, что лишь в шестом столетии по Р[ождеству] Хр[истову] на Втором Константинопольском соборе была отменена догма о перевоплощении! Так наслаиваются ухищрения корыстолюбивых и малых умов, становящиеся догмами для последующих поколений, уже не дерзающих думать самостоятельно, ибо время, этот маг и волшебник, преобразило суждения преходящих и ограниченных умов в незыблемые догмы и чуть ли не в Божественные Откровения.
Е.И.Рерих — Е.А.Зильберсдорфу, 19 февраля 1937 г. Советую просмотреть и Оригена и «Добротолюбие» и привести оттуда много замечательных мест. Между прочим, читали ли Вы превосходную книжечку «Откровенные рассказы странника духовному своему Отцу»?
Е.И.Рерих — неустановленному корреспонденту, 21 мая 1937 г. Читая «Добротолюбия», нахожу в них немало замечательных мест, отвечающих Учениям Востока. Также высоко ценю и труды Великого Оригена.
Е.И.Рерих — Е.Н.Туркиной, 25 января 1951 г. Пророческую стран[ицу] из «Добротолюбия», о кот[орой] Вы пишете, я смутно припоминаю, но сейчас у меня нет этой книги, потому привести ее дословно не могу. Помню только, что там очень образно представлена картина будущей мощи, роскоши и разврата Князей Церкви и крушения ее. Но самое истинное пророчество и точное знание заключается в словах Христа, сказанных им женщине-самарянке: «Наступает время, когда [и] не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и Истине...» Христова Вера должна была быть самой простой, самой сердечной и возвышенной. Но без знания духа и сердца, в простоте ее загнали в тупик невежества и ограничений. Там, где мысль заглушена, там, где утвержден фанатизм, там самые лучшие, самые возвышенные ростки духа и сердца засыхают.
1. «О Началах», Ориген 2. «Добротолюбие» 3. «Откровенные рассказы странника духовному своему Отцу» 4. «Подражание Христу», Фома Кемпийский
Однако даже и эти избранные книги Е.И.Рерих не ставит в один ряд с книгами Учения Живой Этики
Цитата:
Е.И.Рерих — Ф.А.Буцену, 25 марта 1935 г. Но, конечно, много душ, жаждущих нового освещения искаженного Учения Христа. Потому, если нельзя найти труды Оригена, я советовала бы Вам прочесть замечательные книги «Добро то любия». Читая эти жизненные советы и объяснения Евангелий Подвижниками первых веков Христианства, ясно видишь, в какие дебри забрела наша Церковь, сделав из Иисуса Христа Единого Бога. Именно эти великие Подвижники понимали под термином «Христос» высший Божественный принцип в нас, именно тем, чем он был во всех Мистериях древности.[...]
Читали ли Вы «Подражание Христу» Фомы Кемпийского в прекрасном переводе Победоносцева? Конечно, Новое Учение в своей всеобъемлемости несравнимо со всеми приведенными трудами, но для некоторых сознаний полезны сопоставления и сравнения.
и рассматривает их скорее как способ нового освещения искаженного Учения Христа и понимания ошибок Церкви, а не как практическое руководство для применения вместо Учения Живой Этики или вместе с Учением Живой Этики.
Например, основной метод, который предлагается в православных книгах - это так называемая "Иисусова молитва". И вместе с тем я нигде не нашел в письмах Е.И.Рерих рекомендации использовать этот метод для борьбы с самостью.
скорее как способ нового освещения искаженного Учения Христа и понимания ошибок Церкви, а не как практическое руководство
Я бы не был столь категоричным. Таким способом и молитву можно "отменить".
Цитата:
Сообщение от csdoc
основной метод, который предлагается в православных книгах - это так называемая "Иисусова молитва". И вместе с тем я нигде не нашел в письмах Е.И.Рерих рекомендации использовать этот метод
Например:
Цитата:
05.09.1945 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2)...Также "умное делание" в параграфе 236-ом лучше перевести как "inner concentration". "Умное делание" есть постоянное держание или памятование в сердце имени Бога или краткой молитвы Иисусовой**, или "Люблю Тебя, Владыка". Не забудем, что на всем Востоке ум полагается в сердце – мозг есть местонахождение рассудка, не имеющего непосредственного касания к Духу.
Например, основной метод, который предлагается в православных книгах - это так называемая "Иисусова молитва". И вместе с тем я нигде не нашел в письмах Е.И.Рерих рекомендации использовать этот метод для борьбы с самостью.
Иисусова молитва для для дисциплины ума, если хотите "совершенного сосредоточения".
Меня, порой, буквально в дрожь бросает от встречаемых мной попыток комментировать Новый Завет. И я с большой осторожностью отношусь к тому, что говорят христианские авторитеты. Просто, иногда в потоке их высказываний встречается что-то толковое, чем, на мой взгляд, мы не должны пренебрегать.
В православии: смирение - это убеждение, что все духовные заслуги человеку дарует только Бог.
В Учении Живой Этики: смирение - это самоотверженность.
Сказано: "Люди исказили понятие смирения; оно так нужно в отношении Иерархии, но люди для удобства сделали из него ничтожество" (Мир Огненный I, 332).
Разве методы православия применимы в вопросе "как избавиться от самости" и совместимы с Учением Живой Этики?
Самость – это ограничение сознания. Поэтому, чтобы избавится от самости, необходима постоянная работа над расширением сознания.
Бороться с самостью нельзя. Сама борьба приводит к ее усилению. Само желание этой борьбы, предполагает заинтересованность в результатах этой борьбы, а это уже самость.
Нельзя подавлять желания, чувства, страсти. Подавляя их, тем самым мы только усиливаем и растим их.
Для успешного искоренения самости в себе, в первую очередь необходимо посмотреть правде в глаза. Обнаружить ее. Согласиться с тем, что она действительно есть в тебе, после чего проанализировать ситуацию и силой мысли и воли начинать видоизменять все проявления самости в противоположные ее качества. Изменять низшие отрицательные качества – в высшиеположительные!
Ненависть – в любовь, страх – в бесстрашие, самость – в самоотвержение.
«Нельзя подавлять желания, чувства, страсти, ибо они будут только усиливаться и расти, но трансмутировать их путем осветления можно, утончая и возвышая каждое из них до степени светоносной противоположности. Изгнанный бес прельщения снова вернулся и привел с собою еще семь, сильнейших его. Этот символ подавления отрицательных свойств очень поучителен. Изживание недостатков должно идти не путем подавления, но именно преображения низшего в высшее по линии родственных противоположностей».(Грани.1970 г. 660)
Тот, кто решит совершенствоваться и избавится от самости, должен научиться:
- распознавать в себе самость;
- осознавать ее присутствие и ее проявления в себе;
- трезво оценивать себя;
- видеть свои недостатки, не закрывая на них глаза;
- перестать сравнивать себя с другими;
- смещать центр внимания с себя, на то, что нас окружает;
- стать причиной счастья для других;
- заменять самость качествами прямо противоположными ей, заменяя личные интересы интересами других.
Самоотверженность, признательность, внимательность, постоянная устремленность, служение общему благу, соизмеримость своих желаний и побуждений с желаниями и побуждениями других, любовь и уважение к ближним – это, не полный список тех качества, на которые необходимо устремится.
Стремимся к бескорыстной любви, учимся любить людей, любить природу, понимая, что мы, часть ее.
Большую помощь в этом, окажет изучение жизненных описаний высокодуховных личностей, ориентируясь на их жизненный подвиг, учится у них отречению.
«…Духовность и эгоизм личности – явления, исключающие одно другое и не совместимые друг с другом. Духовность и личность можно противопоставить друг другу как высшее и низшее начало в человеке». (Г.А.Й.,1965 г. 516)
.
Ну так зачем нам искаженное понимание смирения? Лично я, не боюсь сказать "я достиг" в определённых случаях. Важно тут сознавать, только, ещё и то, как много ещё не удалось пока достичь. Сознавать кто ты есть, как я понимаю, важно для того, чтобы быть полезным Иерархии. И говоря о наличии чего-то общего с христианством в понимании духовного пути, не призываю использовать их христианские методы.
__________________ Нет фактов, есть лишь интерпретации. (Фридрих Вильгельм Ницше)
Сказано: "Люди исказили понятие смирения; оно так нужно в отношении Иерархии, но люди для удобства сделали из него ничтожество" (Мир Огненный I, 332).
Будем ли мы утверждать, что смирение не является необходимым на духовном пути, споря с христианами? Или проведём "бирбалову линию" более верного понимания? "Да, смирение необходимо, но понимать его нужно правильно, не делая из себя ничтожество". Как-то так