Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от ninniku Роль буддизма в Японии была той же, что и в Тибете. Антисистемной. ...Буддизм был серьезно кастрирован, изгнан из политики и переродился в дзен. | Слово "дзен" - это калька с индийского слова "дьхяна". Так же как и китайское слово "чань". Эта буддийская школа Махаяны была занесена индусами в Китай, а оттуда - в Японию. В Японии не было никакого "перерождения буддизма в дзен". Японский "дзен" - это изначально индусская школа "дьхяна", привнесенный из Китая вместе с другими школами Махаяны. Аналогично и в Китае буддизм не "перерождался в чань", а был привнесен туда уже в форме готовой философии и практики. Особенность буддизма в том, что он не "сжигает старых богов", а трансформирует местный культурный материал, вбирая в себя местный колорит. Отсюда кажется, что происходят какие-то "трансформации". Цитата: Сообщение от ninniku Влияние на культуру они оказали, но на внутрисистемные отношения не повлияли. | Проблема в том, что Вы рассматриваете культуру как нечто вторичное по отношению этносу, государственности и т.д. Живая Этика, напротив, культуру ставит в основу и подчиняет ей все остальное. Цитата: Сообщение от ninniku В 17 веке произошел переворот под видом никонианской реформы. Вот только тогда на Русь пришло православие византийского толка. Символ веры старообрядцев соответствует несторианству. | Можете привести фактические данные об этом? Например, символ веры старообрядцев и несториан? Цитата: Сообщение от ninniku Потому и памятники могильные на Руси до 17 века нп имели крестов. У несториан его изображение порицалось. | А как же многочисленные поклонные кресты? Иконопочитание, храмовая живопись? |
Сразу извиняюсь перед всеми. Не успеваю ответить. И связь барахлит. Вчера долго писал и все пропало. Теперь по сути.
Буддизм махаяны и в Индии, и в Тибете, и в Китае, и в Японии, а также в Монголии и других странах всегда предпринимал попытку построения теократического государства.
Дхьяна была не чужда этого, видимо, потому что попытки были сделаны. В Китае она была пресечена сменой императора, т.е. дворцовым переворотом. В Японии почти так же. Император был отстранен от власти и установлен сегунат - военное правление. С императорами были устранены и попытки махаяны построить там теократические государства. Но в Тибете и Монголии это удалось. Правда в Тибете это случилось большой кровью. Причем один буддистский монах пожертвовал личной кармой и пошел на убийство царя, Ландарма, кажется, его звали. Победа буддизма махаяны в Тибете погасило пассионарную вспышку и страна стала медленно погружаться в упадок. То же произошло и в Монголии.
Поздние Чан и Дзен это не Дхьяна раннего периода. Я не знаю насчет доктринальной основы, но в системных отношениях они переродились. Их роль изменилась. Они отказались от борьбы за власть и потому выжили. По сути они в системных отношениях взяли стратегию Хинаяны - не лезть в дела государства, а создавать условия для личного спасения своих преданных.
Еще раз подчеркну. ТЭГ изучает религиозные доктрины как элемент системных отношений. Степень их истинности не является предметом этой науки. Какие-либо доктринальные детали интересовали Гумилева только для объяснения причин и событий этногенеза.
Он отметил, что именно Махаяна, распространяясь, даже в период пассионарного напряжения, губило империи и системы. Причину он увидел в упрощении сложных системных связей. Почему это происходило? По его мнению это связано с дуализмом этих религиозных доктрин.
Противопоставление мира земного миру небесному, при том, что земной мир это ад, а небесный - рай, приводило к внедрению в сознание прозелитов идеи борьбы с земным миром.
Я упрощенно изложил. Если интересно читайте книги.
Кроме того. Буддизм философия. Она непонятна простому народу, сложная, нет ритуалов. Поэтому она проикала в этнос через элиту. Как правило, царский двор принимал буддизм. Через годы аристократы переставали интересоваться делами государства. Так случилось в Японии. Они сочиняли стихи, упражнялись в калиграфии, писали книги, рисовали и музыцировали. Конечно, это сильно повлияло на культуру, но не на этнос в массе.
Возник разрыв между элитой и народом. Дайме пошли по беспределу, страна развалилась за 100 лет. Только Токугава смог объединить ее в 17 веке мечом и огнем. Но и император поплатился. Его отстранили от власти. Но... синтоизм утверждал божественность царской власти. И через это они не смогли его упразднить совсем.
При пассионарном подъеме 19 века Япония оперлась не на буддизм, а на синтоизм. Ясукуни-дзиндзя. Можете почитать. Именно синтоистская доктрина помогла императору вновь обрести власть и отстроить военное государство.
Поэтому. Когда я говорю о перерождении махаяны в чань и дзен, имею ввиду кардинальную трансформацию доктрин религии, которые касаются борьбы за прозелитов, вмешательства в дела государства и общества. Почему это происходит? Сейчас мало кто ответит.
Махатмы могли бы.
Если брать за ответ вашу цитату из АЙ, то я бы сказал, что это где-то ко благу. Православие тоже выиграло бы, если бы не вмешивалось в дела государства. Утрата активных электронов позволяет оставить ядро сущности без изменений.
Надо только разглядет.