Ответ: Гумилев и теория этногенеза Владимир Чернявский, я японист. И имею другую точку зрения на роль буддизма в Японии и Китае. Роль буддизма в Японии была той же, что и в Тибете. Антисистемной. Но этнос справился. Синтоизм не отступил. Вы его видите в знаменитом буси-до. Буддизм был серьезно кастрирован, изгнан из политики и переродился в дзен. Который больше похож в практике на хинаяну. Китай тоже его изгнал. Конфуцианство, даосизм и христианство с ним справились. Он также переродился в вариант чань. Ни дзен, ни чань не вмешиваются в дела государства. Потому и выжили. Влияние на культуру они оказали, но на внутрисистемные отношения не повлияли. В силу способности этих этносов к синкретизму, буддизм там выжил, но как ниша, а не как доминирующая сила как в Тибете и древней Монголии. Современное христианство является частью культуры и мировоззрения христианских народов. Оно сформировало стереотипы этнического поведения. Вы да же не представляете как сильно! В УК РФ есть статья о деятельном раскаянии. Это христианская норма. Это в этнопсихологии закрепилось. Наши системные отношения выстроены на христианском мировозрении. А как чувствует себя религия... ТЭГ это не важно. Религия как система должна изучаться во взаимосвязи с другими этническими системами. |