Вопрос о лидере РД.
В государственных религиях исторически складывалось два центра средоточения: организационный и духовный. Например, в Тибете был Далай-Лама, ставший со временем одновременно и высшим государственным лицом и правителем (таковы географические и пр. особенности этого региона), и Таши-Лама, духовное средоточие. Впрочем, здесь между двумя центрами и их сторонниками были споры и постоянные трения.
Моисей, несмотря на принесение им «скрижалей» Завета, всё же чтится как водитель, как вождь, даже как создатель народа как культурно-исторического явления, но священство вели от Ааронов.
В православии помимо высшего церковного иерарха в народе всегда чтились живые духовные отцы, старцы и пр., к которым вплоть до царей шли за благословением и советом. Понятно, что авторитет и слава о таком духовном «лидере» складывались постепенно и, конечно, здесь не могло быть речи о «выборах» или иных демократических процедурах, ибо иерархия духовная, духовное отцовство, протягивается от Неба, а не от земли.
Явление вождя связано с эволюционной потребностью значительного прорыва значительной массой устремившихся. Иисус Христос народился в Палестине, когда вся Палестина, и не только библейский народ, в течение около века бурлили мессианскими ожиданиями, исканиями и желанием радикально изменить жизнь.
Есть ли такое напряжённое ожидание в духовном Мессии, или духовном вожде сегодня в России? Есть ли сегодня такое кипение, энтузиазм и порыв среди массы рериховцев? (А.В.Владимиров)
https://www.facebook.com/urusvaty.dvijenie