Цитата:
Сообщение от яБорис Реальным фактом, на мой взгляд, является то обстоятельство, что Вы, в своём выводе не учитываете существующую иерархию сознаний, где своя нравственность соответствует своему уровню сознания. Если высшая абсолютная нравственная вершина есть Бог как символ нравственного идеала ( это те критерии, о которых мы говорили), то есть и низшие точки. Вы утверждаете различие норм и правил в разных человеческих сообществах. |
Во-первых, я констатировал факт. Вы не можете с ним не согласиться. Или хотите оспорить? А уже нравится Вам это или нет, как это соотносится с мнением Канта или Вольтера - это дело второстепенное и на истинность факта не влияющее.
Во-вторых, Вы только сейчас хотите ввести в расчёты новую переменную, о которой мы не договаривались заранее - "иерархия сознаний" и полагаете, что это должно коренным образом изменить вывод.
Давайте быть честными. Речь шла о нравственности, т.е. о том, что признается людьми хорошим, а что плохим, что одобряется, а что порицается. Это понятие, независимо от того, какое оно имеет вербальное обозначение, существует во всех человеческих сообществах.
Мы говорили В ЦЕЛОМ.
С чего вдруг мы должны исключить из нашего анализа часть человечества и сузить рамки рассматриваемого вопроса??!!
Может быть для того, чтобы подогнать под желаемый ответ?...
Не есть ли это пусть Гитлера с идеей верховенства арийской расы, а остальными можно пренебречь?
Цитата:
Вот у иудеев уже более 3000 лет существуют заповеди, данные Богом через Моисея. Дальше заповеди Христа. Мы видим, что в истории развития человеческого общества мораль релятивирует...но всегда в сторону того самого абсолютного идеала. |
Вот видите, Вы всё же признаёте релятивность морали в обществе...
Но не выделяете здесь один существенный момент, а вернее два.
Во-первых, Вы по сути говорите не о тех нормах, которые родились в обществе, а о божественно данных. Конечно, если сравнивать их, то особых различий быть не должно (а их существование как раз и подводит нас к вопросу о различении нравственности и духовности...). Во вторых, всё же нужно различать нормы нравственности (даже если они были дарованы человеку свыше) и те "естественные законы", на основе которых эти нормы нравственности родились. Пример уже приводил.