Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Ответ
Показать только "Спасибо!"
Показать важные сообщения
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 15.12.2003, 20:05   #1
Andrej
 
Рег-ция: 28.11.2002
Адрес: Deutschland
Сообщения: 2,175
Благодарности: 4
Поблагодарили 94 раз(а) в 60 сообщениях
По умолчанию Предисловие Ю.Ключникова к АЙ.

Предисловие Ю.Ключникова к двухтомнику "Агни Йога" от издательства "Беловодье" (данные по издательству здесь).

<p align="center">БЛАГАЯ ВЕСТЬ НОВОЙ ЭПОХИ

<p align="justify">Книги Учения Агни Йоги, или Живой Этики, составившие наш двухтомник, уже имеют вековую историю (буддийский век равен 60 годам) и большую судьбу. Напечатанные в 20х, 30х годах на русском языке малыми тиражами, они затем были переведены на многие европейские языки и послужили толчком для создания рериховских обществ во всем мире. В Советском Союзе книги Учения получают распространение в 60-е годы. Они ксерокопируются, перефотографируются, и наконец два журнала—«Трезвость культура» и «Сибирские огни»— печатают в 1989 году «Общину».
Появление книг Учения — событие, не имеющее аналогов, по крайней мере, на протяжении двух последних тысячелетий. Это Провозвестие, Откровение, силу и плотность мысли которого несомненно ощутит любой непредубежденный читатель, вчитываясь в шлоки-параграфы, а главное, почувствовав энергетику прочитанного, что важнее всего.
Указано, что сообщаемые знания даются из Шамбалы, духовного Центра планеты, существующего в Гималаях с незапамятных времен. Названо имя главы Центра, непосредственно вдохновившего семью Рерихов на создание Учения, хотя все книги вышли без обозначения имени их автора. Таким образом анонимность нового Провозвестия как бы означала факт коллективного творения людей и «богов».
Ставят ли наши кавычки под сомнение священное понятие всей человеческой истории — Бог?
Иисус Христос однажды возразил людям, возвеличивающим Его Богом. Он сказал: «Вы тоже боги». Агни Йога разъясняет, что все Великие Учителя человечества: Гермес, Зороастр, Будда, Христос и нынешний вдохновитель Провозвестия Мория являются прежде всего Людьми, но такими, которые включены в цепь Космической Иерархии, пронизывающей все Мироздание. Эти Индивидуальности на много порядков опередили нас в своём развитии, Они пример для нас, наш бессмертные и бессменные наши Водители на тернистом пути эволюции. Выявив себя из гущи народной, Великие Учителя раньше нас прошли уровень земной эволюции, испытали все наши радости и беды и сегодня вместе с нами переживают драму кризисного времени, как мать и отец переживают переломный этап в развитии своих детей. Они делают все возможное, чтобы вправить вывихи нашего развития в правильное русло. И если это не всегда удается, то виноваты не Они, а мы, их незадачливые ученики. Вспомним евангельские сюжеты: даже лучшие из людей — апостолы — далеко не всегда понимали своего Великого Наставника и нарушали его заповеди. Вспомним также, что в Евангелии по отношению к Иисусу Христу чаще всего упоминается слово Учитель.
Такова одна из существенных граней реального содержания древнего слова Бог. Написанное с большой буквы оно означает единство всех Великих Учителей, включенных в цепь Космической Иерархии,— Земной, Солнечный, Галактический, Вселенский Логосы, уходящие в Беспредельность. Иногда это слово означает саму Беспредельность, или Абсолют, невыразимый никакими словами.
Не единожды человечество получало свои знания Верховным путем. Беседы Моисея с Богом на горе Синай, Евангелие — как прием поручения Отца Небесного, Коран, инспирированный арабскому пророку архангелам Гавриилом, трактуются Учением как вечная связь земного плана с Космическими Источниками. При этом все Провозвестия не отменяют предыдущие, но продолжают их, подчеркивая принцип единения и высшую его форму — Любовь.
Так случилось, что религии, наука и искусство развивались долгое время самостоятельными путями. Это породило их однобокость: нравственные заповеди религии окостенели в догме, наука увязла в безнравственном прагматизме, а искусство сплошь да рядом заменило познавательные акценты развлекательными. Агни Йога соединяет нравственный пафос религий с точным научным знанием и красотой изложения шедевров литературы.
Из всего необозримого богатства идей Учения можно выделить три основополагающих.
1. Наша планета вступила в новый период своего развития, в Эпоху Огня, то есть значительно возросшего воздействия на нашу жизнь космических энергий, которые людям необходимо сознательно ассимилировать. Ключевой энергией является, таким образом, психическая энергия.
2. Овладение психической энергией возможно только на путях нравственного преображения нашей природы. Отсюда двойное название Учения — Йога Огня и Живая Этика.
3. Духовно-нравственное преображение человека отныне лучше всего достигается не в монастырских стенах, не в уединении от людей, но в гуще жизни, в широком международном сотрудничестве и прежде всего в сотрудничестве с Космической Иерархией, явленной на нашей планете Шамбалой.
Нельзя сказать, что эти идеи свалились на людей неожиданно, что Агни Йога переворачивает наши понятия о мире. Эпоха огненного крещения Земли обозначена в древнеегипетских папирусах, в эпосе «Махабхарата», в Откровении Иоанна Богослова, даже в центуриях средневекового мистика Мишеля Нострадамуса. Также и этика является ядром всех развитых религий мира. Что же касается сведений о Шамбале, то и они в намеках и иносказаниях рассыпаны в легендах всех народов, в том числе у русских — легенды о Беловодье. Имеются редкие свидетельства очевидцев, побывавших в Шамбале. Согласно Учению, не только великие реформаторы религий, но и многие другие замечательные мыслители: Анаксагор, Платон, Аполлоний Тианский, Ориген, Беме, Сергий Радонежский, Парацельс были напрямую связаны с духовным Центром планеты.
Агни Йога расшифровала криптограммы народных легенд и древних учений, перевела символический язык Апокалипсиса и других пророчеств на язык науки, а космический закон всеобщего сотрудничества и вектор нашей эволюции обозначила словом Община.
Поистине, мир развивается неисповедимыми путями.
Древние мечты людей о государстве-общине мы попытались реализовать в XX веке в виде советского социалистического государства. В момент своего рождения это государство начертало на знамени замечательные слова: «Весь мир насилья мы разрушим!». Увы, старое насилие сменилось новым, куда более бесчеловечным. Еще раз скомпрометировало себя насилие, но никак не община. Учение говорит: нет ничего более ужасного, чем насильственная община.
Наш социалистический опыт очень тяжел. Тем не менее Великие Учителя Шамбалы по-прежнему главную задачу «общинизации» планеты возлагают на нашу Родину. Конечно, после всего пережитого миром и нами не может быть и речи о мировом переустройстве, навязанном военным путем или любой другой формой насилия. Россия может привлечь сердца исстрадавшегося человечества только примером духовно-нравственного возрождения. При этом русская задача общины не сводится к лидерству одних только русских.
Идея «богоизбранных» народов окончательно развеяна в Учении. Возвращая людям подлинное библейское понятие избранности, Живая Этика подчеркивает лучшие нравственные качества, воспитанные собственными усилиями человека, независимо от его национальной принадлежности. При этом настоящий избранник духа видит свою задачу не в силовом или лукавом господстве над людьми, но в помощи менее продвинутым собратьям. На этом принципе построен весь Космос.
России же суждено возглавить мировой эволюционный процесс в силу космических законов, выдвигающих в ту или иную эпоху различные страны на авансцену исторического процесса. Когда-то ведущую роль сыграли древние Индия, Китай, Египет, Греция, Рим, затем эпоха Возрождения возвысила Италию, эпоха промышленной революции — Англию...
Пройдя Голгофу XX века, претерпев неслыханные страдания, наша Родина и народы, ее населяющие, лучше других приготовлены судьбой к катастрофам, всегда сопровождающим смену эволюционных циклов. Мы обязаны стать лидерами на пути к воскресению и вознесению планеты. И эта обязанность зовет нас не к самодовольству и насилию, а к смирению и труду.

Как читать Учение?
Опыт многих советских людей убеждает, что лучше начинать знакомство с Агни Йогой с книги «Община». Существует два ее варианта, изданные в Риге и в Урге (Улан-Батор). В нашем двухтомнике помещено рижское издание, поскольку монгольский вариант напечатан в журналах большим тиражом.
«Монгольская» «Община» содержит целый ряд параграфов, где дана высокая оценка Ленину и Октябрьской революции, а также обозначена ведущая роль России в судьбах будущего мира. В рижском издании эти параграфы по рекомендации Великого Учителя были Рерихами исключены, чтобы не затруднять сознание западного человека, воспринимавшего в 20е годы нашу революцию по большей части однозначно отрицательно. Тактический ход? Скорее, соображение целесообразности, ведь Агни Йога, как и ранний буддизм, советует говорить с людьми по сознанию, то есть в пределах понимания соответствующей личности. Кстати, нынешний здравомыслящий человек Запада более диалектично оценивает результаты русской революции и пытается урезонить наше общественное мнение, погруженное в омут революционного покаяния.
Сегодня с высоты (и низости) пережитого нами советского периода истории есть возможность в полной мере понять Заветы Общины, как они давались с незапамятных времен. Ведь высоко оценивая революцию, деятельность Ленина, его идеи свободного содружества народов, кооперации, диалектический материализм и многое другое, Махатмы в монгольском варианте «Общины» дали одновременно коррекцию совершенных и на метившихся тогда трагических ошибок. Сама «монгольская» «Община» могла бы стать русской, то есть напечататься в Москве (был такой замысел), и лишь отвергнутая Москвой появилась в Урге.
Вот пример философской коррекции ленинизма.
«Нужно до такой степени обосновать материализм, чтобы все научные достижения современности могли войти конструктивно в понятие материализма одухотворенного.
Мы говорим об астральных телах и магнитах, о свечении ауры, об излучении каждого предмета, о перемещении чувствительности, об изменении весомости, о проникновении одного слоя материи через другой, о посылках мысли через пространство, о явлении цементирования пространства, о чувстве понимания слова «материя». Много невидимого, ощутимого аппаратами нужно вместить тем, кто хочет приложить технику в жизнь».
Нужно ли говорить, что эти благие призывы, как и многие иные, данные в «Общине», не были услышаны, но в дальнейшем были подвергнуты преследованию как чуждые пролетарской идеологии. Нужно ли говорить, что младенческий материализм деградировал в материалистическое слабоумие, из которого начисто выветрились последние остатки диалектики, а наивная вера в философские абсолютные истины была намертво приколочена железными гвоздями к четвертой главе «Истории ВКП(б)».
Когда читаешь Учение, постоянно обращаешь внимание на мысль, что Истина противоречива. Диалектика марксизма формулирует это положение в виде закона единства противоположностей материального мира. Агни Йога с разных сторон показывает действие закона в процессе познания и называет его законом вмещения противоречий.
Возьмем такую универсальную дихотомию, как Добро и зло. Нет нужды доказывать, что одно без другого существовать не может, что уничтожив зло, мы тем самым ликвидируем и Добро. Сказанное совсем не означает непротивление злу или что Добро и зло есть равноценные составляющие процесса Космической эволюции. Наоборот, Добро является ведущим магнитом земного эволюционного процесса, в своем развитии оно борется и преодолевает зло. Добро должно встречать противодействие зла, иначе оно не сможет развиваться. Таким образом, Добро, как абсолютная составляющая космического процесса, опирается на сопротивление зла, как относительной рабочей половинки этой универсальной пары противоположностей.
Агни Йога не ограничивается абстрактной постановкой проблемы Добра и зла, но конкретизирует ее, говоря, что Добро есть Слово Божественной мудрости, зло же проявление человеческой ограниченности и невежества. Данная мысль даже зашифрована в русской азбуке. Аз (большое Божественное Я), Буки (бытие), Веди (знание), Глаголь (Слово),
Добро, Есть. Интересно, что современный русский алфавит, начинаясь с буквы А как знака Бога, заканчивается маленьким я — знаком нашей личности.
Агни Йога, как и буддизм и христианство, настаивает на постепенном «усыхании» в нас личного начала и в расторможении, пробуждении, развитии начала Божественного, равноценного культуре — культу Света. Эволюция не может происходить в отрыве от мировой культуры, также нельзя сводить Учение только к 14 книгам собственно Живой Этики. Фундамент нового Провозвестия заложен сочинениями основательницы теософского движения Е. П. Блаватской, кроме того, в Учение можно по праву включить все, написанное Е. И. и Н. К. Рерихами, а также книгу А. И. Клизовского «Основы миропонимания новой эпохи», созданную под руководством Е. И. Рерих.
Но и такой круг чтения недостаточен. В «Зове», «Озарении», «Общине», в письмах Елены Ивановны и в статьях Николая Константиновича назван целый ряд имен и сочинений мыслителей, которые рассматриваются как воплощения Великих Учителей или их ближайших учеников. Названы имена Гермеса, Платона, Беме, Парацельса, Фламмариона, — список можно намного увеличить. Поэтому Агни Йогу невозможно свести лишь к новой конфессии или к новому научному направлению. Это итог всего лучшего, что накоплено человеческой мыслью в предыдущий период и окно в будущую человеческую расу.
При чтении книг Агни Йоги вспоминается девиз Н. К. Рериха — зажигайте сердца. Вдумчиво-эмоциональное прочтение Учения непременно воспламенит сердце и поможет прийти в Божественное Зазеркалье — тот особый мир, который обозначен как Мир Огненный— цель и средства самореализации всех подвижников прошлого, независимо от конфессиональных систем.
Но и одного чтения для достижения этой цели мало. Нужна практика молитвы и медитации, земное добротворчество (вера без дел мертва есть), постепенное подчинение всей жизни человека задачам служения Общему Благу, понимаемому, как служение Богу. Рекомендации по этим вопросам есть во всех книгах Учения, а такой проблеме, как молитва, посвящена даже отдельная книга «Аум». Остановимся на вопросе медитации ввиду крайней его запутанности.
Сегодня появилось бесчисленное множество «учителей», обучающих широкую публику различным методам «медитации», овладения «белой» и черной магией, «прорицающих» и научающих «прорицать» будущее. Достаточно сказано, что большинство из них шарлатаны, те самые лжепророки, от которых предостерегал Иисус Христос. Но, как говорила Е. П. Блаватская, если в обращении циркулирует множество фальшивых денег, это означает лишь то, что гдето ходят деньги настоящие.
Слово «медитация» переводится как «раз мышление», и в этом качестве она совершенно законна в любой философской и религиозной системе. Больше того, ранний буддизм был не чем иным, как школой мысли, школой размышления. Агни Йога тоже есть школа мысли, поэтому распространенное среди части рериховцев мнение, будто бы учение запрещает медитацию, есть большое заблуждение. Учение вообще ничего не запрещает, оно лишь остерегает против искусственной концентрации на тех или иных нервных плексусах (центрах), насильственное раскрытие которых чревато печальными последствиями для психики практикующих. Что же касается медитации как вдумчивого освоения прочитанного, как мысленного самоуглубления, особенно научения мыслить «сердцем» с присущим этой форме работы контролем за мыслями, чувствами, дыханием, то такая медитация не только желательна, не только доступна каждому человеку, но и очень необходима на пути духовного совершенствования. Между прочим, нередко приходится встречать людей, называющих себя «духовными» которые, отбрасывая медитацию и ограничиваясь догматическим заучиванием текстов, отсекают себе возможности эволюции, остаются нетерпимыми, агрессивными, раздражительными и просто малокультурными. Агни Йога называет таких людей малыми грамотеями.
Не забудем в этой связи, что книга Е. П. Блаватской «Голос Безмолвия»—целиком о медитации, а статья Н. К. Рериха «Держава Света» из одноименного сборника — настоящий гимн православно-исихастской и агнийогической традиции медитации.
Столь же диалектично рекомендуется рассматривать связанный с молитвой и медитацией вопрос о пранаяме, то есть искусстве управления мышлением и дыханием. В отравленной атмосфере современных городов раджайогическая пранаяма недопустима, говорит Учение; длительные искусственные ритмы дыхания и задержки его, рекомендуемые даже авторитетной традицией Индии для увеличения потенциала психической энергии, возможны лишь в горных условиях и под руководством опытных учителей. В городе допустима только короткая, не больше пяти минут пранаяма. В этой связи расскажу об одном человеке, лично мне знакомом, который в течение часа практиковал пранаяму по методу раджа йоги Патанджали-Вивекананды. В итоге датчики, прикрепленные к голове этого человека, выдали на приборе шизоидную кривую. И хотя человек этот сохранил свой интеллект (кстати, довольно высокий), но навсегда сорвал дыхание, оно стало учащенным как у собаки.
Но внимательно читая книг: Учения, можно сделать и другой, совершенно парадоксальный вывод, что пранаяма должна быть непрерывной. «Вдыхайте и выдыхайте имя Господа».
Наше молитвенное и медитационное взаимодействие с психической энергией (Святым Духом в христианстве) происходит не только
через мысль и сердце, но и через дыхание. Поэтому сердечное памятование Господа при каждом вдохе обеспечивает прием самых утонченных вибраций Мира Горнего. Но это идеал. Фактически же мы очень часто «вдыхаем» разного рода низкие вибрации (дурные мыслеформы), которые, уплотняясь за счет нашей собственной психической энергии, могут «разжиревшими» выйти из нас в пространство и принести вред другим. Мы должны не допустить этого, мы должны «сжечь» принятые некачественные мысли на огне нашей психической энергии, соединенной с Божественным огнем. Вот почему Иисус Христос говорил о большей важности того, что исходит от нас по сравнению с тем, что входит. Вот почему мысленно-сердечная пранаяма есть искусство, которому нужно учиться, и ключи к этой учебе также находятся в книгах Агни Йоги.
Являются ли агнийогические книги конечной инстанцией нашей учебы? Нет, отвечает Учение, есть более высокие степени Знания. Одна из них обозначена словом Калачакра. И Христос в свое время говорил: многое имею сказать вам, но не все можете вместить. Но когда встречаются люди, во всеуслышание заявляющие, что обладают знанием более высокого порядка, чем Агни Йога или Евангелие, можно наверняка сказать, что такие заявления фальшивы. Во-первых, потому что Живая Этика, Евангелие, Дхаммапада, Бхагавадгита и есть часть Калачакры, во-вторых, человек, введенный в «полную» Калачакру, никогда не станет кричать об этом на перекрестках. Традиция самого высокого Знания, как и в древние времена, передается тайно, устно от Учителя к ученику.
О молитве. Известно предпочтение, отдаваемое Агни Йогой, краткой молитве. Одновременно говорится о выдающихся подвижниках, чья жизнь целиком заполнена молитвой. Снова живое, жизненное противоречие, включающее оба полюса Истины. Краткий и мощный сердечный порыв доходит до Учителя лучше, чем долгая утомительная просьба, но постоянная молитвенная связь (серебряная нить) обеспечивает непрерывный взаимообмен психической энергией. Тогда просьба вообще не нужна. Нетрудно понять преимущества краткой молитвы и серебряной нити. Но долог и труден путь к овладению обеими. И чванливое пренебрежение на этом пути древней традицией может навсегда остановить стремящегося на стадии недоросля. Приходится повторять эти невеселые мысли, ибо молодое Провозвестие уже сегодня пытаются превратить в догматическую религию со своими табу, борьбой с инакомыслием, со своими начетчиками, стерильными, как одноразовые шприцы, и непогрешимыми, как недавние адепты марксизма.
Стала расхожей мысль, что в кризисные моменты истории усиливается тяга к мистицизму и мессианству. Считается, что это плохо. Но это скорее естественно. Духовных мощностей людей в такие эпохи не хватает, поневоле приходится устремить свой взор в «запредельные» области, благо космическая помощь никогда не запаздывает. Но и квазикосмисты не дремлют. Появляются тьмы всевозможных пророков и экстрасенсов, предлагающих широкий спектр помощи — от медицинской панацеи против всех болезней до всемирной веры в новоявленного «бхагавана». Безгранична и мимикрия паствы. Доценты-атеисты надели крестики, подобно тому, как те, кто еще недавно «колебался вместе с генеральной линией», сегодня яростно топчут социалистическое наследие Родины. Для этих последних коммунистическая Община как перспектива планеты, поддержанная планетным Логосом,—«происки сатаны».
Но все-таки, как могла Шамбала, инициировавшая благое Провозвестие, дать высокую оценку Ленину и Октябрьской революции со всеми ее страшными эксцессами?
В письмах Е. И. Рерих и в книгах Живой Этики неоднократно упоминается имя графа Сен-Жермена, посланника Гималайского Братства при Великой французской революции 1789 года. Сама по себе революция не была делом его рук, подобно тому, как и все иные революции никогда не инспирировались Шамбалой. Они возникали как результат безнадежно запутавшихся человеческих отношений. Но в кризисное, революционное время Шамбала всегда усиливает свою помощь, а ее посланники стараются извлечь максимально благие для людей результаты. Нужно быть очень недалеким человеком, чтобы полагаться в революционное время лишь на силу проповедничества. Не раз посланцы Шамбалы приходили в кризисный мир с мечом завоевателя и со скальпелем революционера. Ссылки на проповедническую деятельность Иисуса Христа неосновательны. Он сам сказал, что принес не мир, но меч, и не три года Учительства определяют его миссию, но вся двухтысячелетняя история христианства с ее войнами, вандализмом по отношению к языческому миру, инквизицией и бессилием церкви в XX веке предотвратить человеческое безумие. И эти грехи людей и христианства Христос «взял» на себя.
Возвращаясь к Сен-Жермену, напомним, что он действовал в Европе задолго до революции во Франции и некоторое время после нее, совершив огромную работу по переориентации европейских государств на капиталистические рельсы, оказал существенную помощь Наполеону, строго предупредил его против похода на Россию, а Марию Антуанетту и Людовика XVI остерегал от возможной гибели. Его советам не вняли. Но хотя ужасы террора до сих пор леденят сердца французов, это не мешает им, да и всем европейцам оценить плоды 1789 года. Ведь современные демократии Европы — детище эпохи Марата и Робеспьера.
Французская революция имела главным образом европейское значение, наша Октябрьская— всемирное. Она протекала на куда более мрачном фоне, втянула в свой водоворот еще более могущественные силы — и темные, и светлые,— осуществила грандиозные задачи. Причем больше выиграл остальной мир, чем сама Россия. Неисчислимы выгоды народам мира, принесенные русской революцией и коммунистическим вызовом нашей страны. Рушение колониальной системы, справедливое трудовое законодательство, обуздание капиталистического хищничества — все это прошло под прямым влиянием нашей Революции.
А победа над фашизмом! Это ведь сейчас кое-какие «умные» головы утверждают, что Гитлер — порождение Сталина, а в 20х и 30х годах большинству политиков было ясно, что Гитлер пришел на волне ненависти немцев к унизительной политике, которую проводили по отношению к Германии страны Антанты. А потом амбиции и сила фюрера раздувались половинчатой, соглашательской политикой Великобритании и Франции. Можно представить картину мира, если бы после Февральской революции с Россией случилось то, что с ней происходит сейчас, и Гитлеру противостояла не мощная коммунистическая держава, а блок независимых республик. Чего стоил один Запад в его противостоянии Гитлеру, говорят заключительные аккорды второй мировой войны, когда почти разбитая, истекающая кровью фашистская Германия устроила союзникам Арденны едва ли не второй Дюнкерн. И только отданный Сталиным приказ наступать остановил полную катастрофу союзнических армий.
Установленная Лениным коммунистическая диктатура не нуждается ни в хуле, ни в оправдании — она результат сложившегося к этому времени уровня сознания народа, в особенности его интеллигенции, она отражала «разум неразумия», когда развал страны, сползавшей к катастрофе, можно и нужно было остановить в преддверии Армагеддона только диктаторскими методами. И можно только надеяться и молиться, чтобы разум страны в наши дни оказался выше, чем в 1917 году, чтобы диктатура не потребовалась.
Сурового коммунистического экспериментатора Ленина тоже следует оставить в покое, памятуя мудрую пословицу — о мертвых говорят хорошо или ничего. Так будет лучше и для него, и для нас. Одну болгарскую пророчицу спросили, какое будущее ожидает Россию. Она ответила: «Прекрасное, если вы прекратите топтать свою историю».
Вникая в идеологию Агни Йоги, читатель не может не обратить внимания на идею единства Материи и Духа. Как мы видим, подобное решение так называемого основного вопроса философии отличает Агни Йогу не только от марксизма и грубого материализма, но и от большинства религиозных доктрин. Там Дух противопоставлен Материи, как высшая ипостась бытия — низшей. Новое Провозвестие рассматривает Материю как кристаллизованный Дух, а Дух не материализованный — как безжизненную абстракцию. Таким
образом, монизм мира, по Агни Йоге, не в абсолютной его материальности, а в неразрывном единстве Духа и Материи. Но поскольку первой дифференциацией Абсолюта, доступной пониманию человека, является Материя, любое знание , в том числе и Агни Йога, является по сути и по неизбежности материалистическим.
Махатмы тоже называют себя материалистами, реалистами, «действительниками». Широко оперируя понятием Дух, они рассматривают его именно в вышеназванном качестве утонченно-кристаллизованной духоматерии. Такие виды материи есть то, что физики называют полем, но некоторые наиболее тонкие формы духоматерии не улавливает ни один из существующих приборов, за исключением разбуженного сознательной работой человеческого сердца. Именно сознание людей, понимаемое как сердце-ум, является оператором, экспериментатором, делателем, работающим с теми формами духоматерии, которые Агни Йога именует Аум, а христиане— Святым Духом. Отсюда агнийогический гимн Материи и творческому отношению к ней.
«Умейте принять, когда вас назовут материалистами. В действиях и в мышлении мы отделиться не можем от материи. Можно научно показать эти взаимоотношения. Так же научно можно доказать, как качество вашего мышления действует на материю.
Эгоистическое мышление привлекает низшие слои материи, ибо этот образ мышления обособляет организм — как одинокий магнит не может притянуть более своего напряжения. Иное дело, когда мышление производится в мировом масштабе, получается как бы группа магнитов и может получиться доступ к высшим слоям».
«Младенческий материализм явится дурманом для народа, но материализм просвещенного знания будет лестницей победы».
«Друзья, материя не навоз, но вещество, сияющее возможностями. Нужда человечества от презирания материи».
Задача возвышения материи, согласно Агни Йоге, не есть удел отдельных выдающихся личностей, но всеобщий человеческий вектор, космический закон, вне которого не находится ни один человек на Земле, от богов до людей. Эволюция или инволюция, устремление вверх или падение вниз — такова альтернатива. При этом сроки так называемой «законной» инволюции Земля миновала.
Что имеется в виду?
Как доказано в «Тайной доктрине» Е. П. Блаватской, наша Земля проходит в своем развитии семь кругов, или глобусов, из которых три развиваются по нисходящей (инволюционной) дуге и три по восходящей (эволюционной). Четвертый глобус (срединный) представляет самую низшую точку инволюции и одновременно начало длительного восхождения Земли по эволюционной лестнице. Современное человечество живет как раз на четвертом глобусе, отсюда апогей страданий, связанных с трудной необходимостью переключиться на эволюционную дугу. Также нужно иметь в виду, что человечество четвертого круга проходит через семь рас, три из которых в свою очередь инволюционные, три эволюционные, четвертая — самая низшая как раса и как точка четвертого круга, закоченевшая в эгоистических устремлениях, ушла с лица Земли. Легенды зафиксировали этот акт, как гибель Атлантиды. Но лучшие представители четвертой расы сохранились, они принесли духовное знание нам, людям пятой расы, живущим в переходное время к шестой расе. Поэтому и относительно, и абсолютно мы движемся уже в течение известного промежутка времени по эволюционной линии, процесс этот в будущем займет многие миллионы лет. Так что время бессознательного, безответственного падения в материю окончено, эволюционная дуга ставит задачу сознательного преображения низших форм материи в высшие. Все Великие Учителя являли собой пример в такого рода делах. Обладая утонченными энергетическими телами и огромной мощью, они не чурались грубой материи, облагораживали и одухотворяли ее, говоря языком Агни Йоги, способствовали ее трансмутации. Вся жизнь Иисуса Христа была подчинена именно этой цели. Даже так называемому падшему ангелу Он говорил: «Иди за Мной!», указывая на возможность возвращения на эволюционный путь и такой степени падения, на свою готовность оказать помощь на этом пути.
Однажды я предложил священнику, выразившему скептическое отношение к Агни Йоге, познакомиться с Учением основательнее. Священник отодвинул протянутую книгу, сказав: «Это от сатаны». Пришлось поинтересоваться, откуда такое убеждение. «Но ведь Блаватская защищала сатану, а Рерихи защищали Блаватскую»,— последовал ответ, «А вы сами разобрались в этом вопросе?». «И не хочу разбираться!»—сердито закончил разговор священник.
Все болезни человечества от невежества, говорил Будда. Увы, за две с половиной тысячи лет диагноз этот не изменился.
Блаватская действительно выступала против абсурдных попыток взвалить все беды человеческие на так называемого падшего ангела, Рерихи действительно говорили, что худшего дьявола, чем сам человек, невозможно представить. И Блаватская и Рерихи не однажды подчеркивали, что совершенно недопустимо для человека, исповедующего принцип — все произошло от Бога — предположить изначальное сотворение зла.

Ошибаешься, мальчик! Зла — нет!
Зло сотворить Великий не мог.
Есть лишь несовершенство.
Но оно так же опасно, как то,
что ты злом называешь.
Князя тьмы и демонов нет.
Но каждым поступком
лжи, гнева и глупости
создаем бесчисленных тварей,
безобразных и страшных по виду,
кровожадных и гнусных.
Берегися рой их умножить.

Разрушая невежественные представления о всемогущем князе тьмы, Е. П. Блаватская назвала издаваемый ею теософский журнал «Люцифер».
Как понять такой шаг?
Известно, что имя «Люцифер» утвердилось в европейском обиходе с появлением замечательной поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай». Но это имя (несущий Свет) по праву относится ко всем восьми ангелам, пришедшим на Землю, согласно легенде, с планеты Венера (другое ее древнейшее имя — Люцифер), а не только к тому, который пал. С другой стороны, Великие пришельцы и составили наш планетный Логос, который в Третьей коренной расе разделил андрогинного человека на два противоположных пола, или, по выражению Платона, на две божественных половинки, которые отныне должны были силой Эроса (Божественной Любви) искать воссоединения. Божественную, иными словами Сознательную, Любовь Логос также «вдохнул» в бессознательного человека Третьей расы. Сама Библия, говоря о грехопадении Адама и Евы, трактует любовь мужчины к женщине, как вкушение яблока с древа познания. И Блаватская подтверждает «падение» человека в материю как закономерный и необходимый этап с точки зрения выработки сознательного отношения к проблеме Добра и зла. Таким образом, утверждает Блаватская, библейский «змий-искуситель» есть величайший дух и благодетель человечества.
Е. И. Рерих, дополняя Е. П. Блаватскую, просит не смешивать высоко философское понятие Люцифера с созданной в течение многих веков расхожей мыслеформой сатаны, а также с реальной индивидуальностью падшего ангела, настоящее имя которого Самаэль. Что касается мыслеформы, то она целиком создана коллективным сознанием человечества. Мысль есть живое существо, утверждает Агни Йога, и многовековые представления об ужасном рогатом демоне с козлиными ногами объективировались в реальную устрашающую сущность, которая тем не менее является чистейшей иллюзией не в том смысле, что лишена реальности, а потому, что не несет в себе божественной искры, которую в отличие от такого сатаны содержит в себе каждый человек.
Второй персонификатор сатаны — падший ангел Самаэль — явление чисто местное, наше, земное, а вовсе не изначальная космическая ипостась зла. Его падение произошло одновременно с падением человека, а его влияние на земные дела сильно преувеличено. Об этом подробно говорится в письмах Е. И. Рерих.
Но есть еще одна важнейшая составляющая Мироздания, которую также иногда связывают с сатанинским началом. Это Хаос. Космос и Хаос—две вечных противоположности Абсолюта, всегда борющиеся в проявленном Мироздании и «успокаивающиеся» во время Пралайи — Вселенского «Сна». Именно против Хаоса вечно борются Великие Учителя, одновременно рассматривая его как материал, как неорганизованную материю, создающую прекрасные возможности для творчества. Хаос нельзя запретить, нельзя отринуть, им нельзя пренебрегать, он — вещество Космической лаборатории, без которого эволюция проявленного мира лишена смысла.
Человек тоже рожден из Хаоса. Но он одновременно создан по образу и подобию Бога. В этом драма и величие человека — средоточия несовершенства и высочайшего Совершенства. Продвижение от первого ко второму вверено свободной воле самого человека, которого она может поднять к самому прекрасному Свету и опустить в самую отвратительную тьму. Подменить эту величественную альтернативу происками дьявола и благой волей Бога — значит лишить человека его божественного изначального достоинства, а проявленное Мироздание лишить монизма, ведь Самаэль в Космосе, несмотря на все его земное могущество,— такой же жалкий блудный сын, как все, оступившиеся на пути Космической Эволюции.
Закончим эту тему двумя афоризмами.
«Самая великая победа сатаны в том, что он внушил легкомысленным людям убеждение, что он не существует».
«Еще более великая победа сатаны состоит в том, что он внушил верующим людям страх перед своим всемогуществом».
Особое место в Агни Йоге занимает проблема Учителя. Речь пойдет об Учителе Космическом, Учителе с большой буквы.
Традиция почитания Учителя, как Бога, характерна для всех развитых религий, вера в Учителя основана на осознании огромной разницы потенциала знаний, воли и энергетической мощи у Учителя и ученика. Поэтому религии, как правило, отдают предпочтение вере перед знанием. Агни Йога рассматривает принцип знания как равноправный принципу веры.

Я — твое благо.
Я — твоя улыбка.
Я — твоя радость.
Я — твой покой.
Я — твоя крепость.
Я — твоя смелость.
Я — твое знание.

Познавательный аспект Учения связан со щитом Учителя, простертым над учеником. Когда монах практикует молитву, а йог устремляется к овладению психической энергией, их психоэмоциональная система по неизбежности обостряется, предоставляется возможность черпать знание не только из книг, но непосредственно из Космических Источников. Частично таким источником является Тонкий Мир, но задача стремящегося установить связь с Миром Огненным. Если наше сердце при этом постоянно обращено в сторону Учителя, мы получаем в конце концов охранный Луч, протекторат, помогающий избежать многих опасностей, в том числе опасности ложной информации. Ведь Тонкий Мир полон развоплощенных сущностей самых различных степеней, порой очень сильных и очень темных. Они могут ввергнуть в искушение даже весьма светлых людей. Классический пример такого рода — ложные стихи, которые в свое время внушил пророку Магомету сатана и которые могли войти в Коран, если бы Архангел Гавриил не предупредил арабского пророка о нечистоте источника.
Агни Йога указывает, что контакты людей с Тонким миром происходят гораздо чаще, чем с Миром Божественным, вибрации которого не под силу большинству людей. Кроме того, инспирации Огненного Мира случаются при выполнении человеком особо важных миссий, а не ради удовлетворения чьего-либо тщеславия или любопытства.
Сегодня общественное мнение будируется многочисленными «контактерами» с Христом, Божьей Матерью, различными святыми. В подавляющем большинстве случаев речь идет о жертвах мистификации, иногда о сознательной лжи, реальные исключения единичны. Вина и беда мистификаторов в том, что они в свое время (чаще всего в прошлых воплощениях) самонадеянно предавались магической практике или в свою религиозную практику включали сильный личный элемент, отчего разбалансировали свою нервную систему и превратились, таким образом, в «постоялый двор для развоплощенных лжецов». Настоящие подвижники духа в своей духовной практике стараются исключить всякий элемент своеволия, целиком вверяя личную волю в руки Учителя. В православии такой подход назван смирением. Агни Йога тоже использует это слово, расшифровывая его как самоотверженность, выход из личного мирка и соединение с Миром: смирение.
Е. И. Рерих обладала этим качеством в очень высокой степени. Будучи человеком гениального ума и универсальной образованности, она при жизни все время держалась в тени. Но хотелось бы обратить внимание на другую грань ее смирения. Елена Ивановна владела также в высшей степени теми качествами, которые ныне именуются экстрасенсорными. Например, книга «Зов» целиком, или во всяком случае в значительной своей части, принималась от Великого Учителя телепатически. Об этом можно догадаться по датировке записей «Зова», хотя сама Е. И. о телепатическом приеме сообщений не говорит. Потому что она никогда не полагалась только на остроту своих психоэмоциональных восприятий, не переоценивала свой ясновидческий дар, но постоянно расширяла сознание как ученый-аналитик, как исследователь.
Опыт Е. И. Рерих добавляет новую страницу в Книгу Откровений, приходящих из Космических Источников. Отныне такие Откровения ставят перед провозвестником
проблему овладения всеми высотами знания — как профилактики от сектантства и разорванного сознания. Все члены семьи Рерихов, будучи людьми высокообразованными и широко талантливыми, являясь проводниками воли и знаний одного Великого Учителя, были одновременно превосходно информированы в Провозвестиях, данных другими Учителями.
Иногда мы затрудняемся в выборе Учителя или смущаемся своим желанием устремиться одновременно к двум Учителям. Какие рекомендации дает на этот счет Агни Йога?
Прежде всего Учение, как уже говорилось, подчеркивает, что все Великие Учителя составляют единство, называемое Логосом. Устремление к любому из Них есть устремление ко Всем. Потому всех истинных подвижников духа отличает веротерпимость, еще лучше — почитание всех Великих Учителей. Учение приводит пример, когда выдающийся подвижник Индии прошлого века Рамакришна пробовал молиться поочередно различным основателям мировых религий и чувствовал одинаково прекрасные ответные вибрации Логоса. Но начинающему ученику предписывается устремление к одному Учителю.
Для россиян, веками воспитанных в культуре православия, может представлять также затруднение выбор между Евангелием и Агни Йогой, между Иисусом Христом и Морией. Как отвечает на этот вопрос Учение? Напомним, что одна из первых строк нового Провозвестия: «О Христе ревнуя, Христу радость несу» («Зов»). В книге Е. И. Рерих «Криптограммы Востока» Россул Мория говорит о Христе: «Мы знали многое, Он знал все». И другие агнийогические источники подтверждают, что Члены Планетного Логоса служили Христу и Будде, что Иисус Христос, наконец, был воплощен в Луче Солнечного Логоса. Зная Иерархию Логосов, мы сами можем понять причины такого служения и почитания. Не забудем также, что Учитель, давший Агни Йогу, обозначил будущую эпоху, как эпоху Христа-Майтрейи. Майтрейя — другое имя Бодхисаттвы Мории. Таким образом, противопоставление двух Великих Учителей лишено смысла. Но если верующему человеку трудно вместить обоих, пусть молится Одному. Агни Йога просит лишь не допустить осудительства, а тем более поношения одного из Учителей, ибо поноситель подвергает себя опасности получить ужасный обратный удар. Свой же удар, умноженный клеветой. Достаточно напомнить в этой связи многовековое проклятье, на которое обрекли себя те, кто в свое время поднял голос и руку против Христа, ссылаясь при этом на верность Моисею. Уместен в такого рода делах и Великий завет: «Не судите, да не судимы будете».
Провозвестие неотделимо от провозвестников, всегда подкреплено их жизненным примером и личными характеристиками. Как правило, жизнь провозвестника — героический подвиг.
Бертольд Брехт вложил в уста раздавленному жизнью Галилею слова «Несчастна та страна, которая нуждается в героях». Этот афоризм часто приводят сегодня люди антигероического, торгашеского склада. Между тем слова Брехта справедливы лишь в том отношении, что в героях нуждается больная страна (и эпоха). Продолжая мысль немецкого драматурга, можно сказать: «Но трижды несчастна страна, которая нуждается в героях и не находит их». Россия, к счастью, всегда находила своих героев.
Героизм семьи Рерихов, как, впрочем и факт, что Провозвестие давалось не через одну индивидуальность, а через целую семью,— особого рода.
Внешне это вполне благополучная семья, созвездие уникальных талантов, всемирно известных; маленький и в то же время обширный культурный мир, если учесть огромное количество книг, картин, разного рода инициатив и акций, родившихся в этой семье, а также личное знакомство Рерихов почти со всеми выдающимися людьми культуры своего времени.
Но и внешняя и внутренняя жизнь этой удивительной семьи пронизана жестокими испытаниями, а внутренняя жизнь Елены Ивановны содержит свою особую тайную Голгофу, связанную с раскрытием духовных цент
ров.
Внешняя Голгофа достаточно известна, она связана с травлей Рерихов за границей за их просоветские убеждения, с предательством Хоршей, с беспримерными трудностями многолетнего трансгималайского путешествия. Менее известны опасности, связанные с заездом в Москву в 1926 году. Находясь там, встречаясь и обстоятельно беседуя с Крупской, Луначарским, Чичериным, Рерихи получили еще и официальное приглашение на аудиенцию к Дзержинскому. Зачем понадобилось первому чекисту страны знакомство с людьми, которые привезли идеи буддийской коммунистической общины, «полубуддизм, полукоммунизм», выражаясь терминологией Чичерина? Ничего, кроме тревожных чувств такая встреча не сулила, Н. К. и Ю. Н. отправились на нее с недобрыми предчувствиями. Встреча не состоялась из-за внезапной смерти руководителя ЧК, но когда экспедиция находилась уже в Урге, недобрые предчувствия материализовались в реальную угрозу. Монгольские власти получили официальную телеграмму Советского правительства с требованием возвратить художника Рериха и сопровождающих его лиц в Москву, а если не подчинятся, препроводить силой. Друзья предупредили Рерихов о нависшей опасности и посоветовали скорее выехать в Тибет. В Москву ушел ответ, что требование советских властей запоздало.
Чужие на родине, Рерихи внушали подозрения в советских симпатиях английской и китайской разведке. Подозрения эти также едва не стоили жизни путешественникам во время их возвращения из СССР в Индию. Задержанные китайскими властями, они пять месяцев провели зимой на высокогорье, ночуя в летних палатках. Погибли несколько проводников и почти все вьючные животные.
Жизненный путь Е. И. Рерих, как уже говорилось, осложнен дополнительными суровыми испытаниями. Самая духовно продвинутая из всей семьи, она полностью прошла путь «огненного крещения», то есть путь раскрытия духовных центров — задача, которая предстоит всему человечеству будущего. Что это такое, рассказывает отрывок из ее письма.
«Много разных болей пришлось испытать в связи с раскрытием и воспламенением того или иного центра, но одно из самых мучительных — это воспламенение центра легких. Боль настолько сильна, что не знаешь, какое положение принять. Лежать невозможно, и малейшее движение вызывает невольный крик. Однажды такая боль продолжалась три недели, было очень трудно. Но отметить следует, что легкие у меня идеальные, и я никогда не страдала даже простым бронхитом.
Также болезненны центры оплечий. При этих болях тоже можно лежать лишь на спине, ибо часто оба плеча воспламеняются одновременно. Сейчас эти боли оставили меня. Мучительным было подготовительное открывание центров живота, но это уже прошло.
Дольше другого беспокоили меня центры в коленях, очень не люблю горений запястий и ступней. Центры скул не болезненны. Также и головные центры не были так мучительны и третий глаз не беспокоил меня чрезмерно. Раз только чрезмерное давление вызвало ужасающее кровотечение, но оно облегчило меня. Сейчас мое слабое место — сердце. Оно немного пострадало при огненном опыте, особенно после общего возгорания центров, которое случилось у меня на высотах Тибета из-за <...> отравления дымом, которым была наполнена стоянка в местечке Нагчу. Я была спасена лучом В[еликого] В[ладыки], но горение было ужасное. Несколько дней я изредка глотала льдинки мороженого молока. Центр гортани был настолько воспламенен и запух, что я с трудом могла глотать слюну.
Там же случилось и второе возгорание, но менее сильное. Весь 29—30й год до самой зимы я спала на мешках, наполненных ледяною водою, а у изголовья стояли лоханки, наполненные снегом, чтобы я могла охладить ноги и руки <...> Когда я сама прикасалась к моим носильным вещам, то получала сильные вспышки сине-серебряного цвета. Конечно, этот огонь был виден окружающим. Истинно, сон Валькирии, окруженной огнем,— не сказка. Не описать в письме всех огненных явлений, но имеются десятки тетрадей с записями этого опыта. Пусть краткие описания послужат вехами».
Тетрадки с записями огненных опытов Елены Ивановны сегодня находятся в Рос сии, и можно надеяться, что хранители их найдут возможным познакомить всех интересующихся Агни Йогой, хотя бы с частью записей. Тем более, что уже сегодня многие люди ощущают непонятные боли, переживают таинственные недомогания, которые официальная медицина не может диагностировать.
Свою невидимую Голгофу пережил Юрий Николаевич, переехавший в конце 50х годов в Москву с частью наследия семьи и закончивший дни земные на родине в обстановке правительственного и общественного непонимания идей Агни Йоги. Свой крест несет и последний из здравствующих членов семьи Рерихов — Святослав Николаевич. Хотя книги Агни Йоги стали, наконец, публиковаться, а рериховские кружки и общества легализовались, проблем у нового Провозвестия не убавилось. Появились свои самозваные адепты Живой Этики, превращающие ее в мертвую, свои чиновники и честолюбцы, сводящие счеты друг с другом, размахивая Знаменем Мира. Невольно приходят на память горькие слова Л. Н. Толстого, который на вопрос, как он относится к толстовцам, ответил: «Слава Богу я Толстой, а не толстовец».
Конечно, Рерихи предвидели, что с признанием Агни Йоги трудности возрастут. Об этом предупреждали первые книги Учения, говоря о современном духовном состоянии большинства человечества: мука нечиста, но другой нет. Спасение в том, что вода, приводящая в движение мельничные жернова, чиста и прекрасна.
Когда-то Достоевский произнес знаменитые, облетевшие весь мир слова о том, что Красота спасет мир. Не сама по себе Красота, уточнили Махатмы, но осознание красоты природы, труда, искусства, человеческого взаимодействия, наконец, красота неразрывной связи человека с Космической Иерархией. Нам явлен пример семьи Рерихов, семьи-общины, реализовавшей идею Красоты в повседневной жизни. Значит, заповеданное суждено, а мечты о Прекрасном осуществимы.
Завершим эти вступительные заметки мыслями Учения о России, стране, которой оно в первую очередь адресовалось. Самые нежные и высокие слова находили Рерихи для своей родины. Последние письма Елены Ивановны — почти все о великом назначении России. А вот что пишет о ней в одноименной статье Николай Константинович.
«Россия не только государство... Она сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои предназначенные берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях <...> Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия — меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих <...>
Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима — Византии— второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия — могучий хрустальный водопад, радугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, не охваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.
Россия грандиозна. Неповторяема. Россия — полярна. Россия — мессия новых времен».
Как неслыханно торжественно звучит эта цитата в устах реалиста — Рериха, может быть, самого реалистического из наших мыслителей.
Но не смахивает ли все это на бесперспективный и зловредный национализм, органически противопоказанный мировой Общине?
Л. Н. Толстой называл патриотизм последним убежищем негодяев. Воистину, патриотическая русская идея используется сегодня людьми, бесконечно далекими от интересов родины. Прячась за широкие спины ушедшего русского купечества, на экранах телевидения мелькают наглые биржевики; доброхоты, радеющие о валютных поступлениях в Россию, сбывают за рубеж бесценные сокровища русского искусства; жалкие крохи, которые бросаются с барского стола современных нуворишей истинной национальной культуре, не идут ни в какое сравнение с режимом наибольшего благоприятствования ее разрушителям.
Нет, Рерихи никогда не страдали узким национализмом, уже хотя бы потому, что выполняли мировую задачу. Но они видели в свое время и предвидели пышный расцвет русофобии на фоне разладов и унижения собственного достоинства, которые допускали и допускают русские. Много грустных слов сказано Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем по этому поводу. Но провозвестники Агни йоги никогда не теряли присутствия духа, они верил и, что будущая Россия все равно расчистит завалы на своем пути, точнее сказать, знали будущее страны, начертанное в звездных рунах. Сколько раз недруги хоронили Россию, а она всегда вставала, как Феникс из пепла.
В чем источник такой уверенности Рерихов? Они знали, что у истоков рождения страны будущего стоял сам Владыка Шамбалы, вложивший даже в слово «Россия» одно из своих имен. Очевидность — не синоним существенности; в агрессивном, шарахающемся из одной крайности в другую и подпадающем под разные влияния, добрые и дурные, подростке можно и не увидеть будущего зрелого и мудрого мужа. Но даже разбойник Кудеяр стал святым старцем.
Святая Русь в ее сегодняшнем состоянии, конечно, далека от святости. Не только самые сильные и светлые духи планеты воплощались и воплощаются в ней, но и самая ужасная планетарная низость. Таковы условия космической игры: максимум препятствий — максимум продвижения Света. «Благословенны препятствия, ими растем», — любил говорить Н. К. Рерих. И наоборот, там, где из жизни уходит героизм, а его место занимает стремление к комфорту, материальному и душевному, там начинается разложение и гибель. Бог, согласно Евангелию, простирает благодать свою и над горячими и над холодными, но «теплых» изрыгает из Уст Своих.
«Судьба Запада решена, там нет будущего. Не ищите его ни в одной европейской стране, но наблюдайте идущий развал. Но Восток возрождается»,— писала Елена Ивановна незадолго до своего ухода. Адепты очевидности могут посмеяться над такими прогнозами, дескать разваливается Россия, а не Запад, куда устремлены сегодня надежды многих «теплых». Начисто забыт главный Завет и главный Пример Иисуса Христа — путь к воскресению и вознесению лежит через распятие. Но зачем оно «теплым»? Пусть Христос вновь и вновь отдает себя за грехи мира!
Судные времена возводят на крест всех нас. Ни одного не минует чаша сия, никто не укроется за спиной Спасителя. Россия раньше других стран добровольно ступила на путь распятия, поэтому надежды Космических Иерархов в первую очередь на нее. Но и отрицание Запада в Учении — диалектическое, а не дурное, как у иных из нас. Лучшие достижения западной культуры войдут органически в следующую фазу русско-сибирской культуры. «Новый Иерусалим» будет сложен всеми лучшими людьми из лучших камней прошлых цивилизаций.
Агни Йога обращает внимание еще на один существенный момент: возводить «Новый Иерусалим» будут люди, а не «боги». Религиозный квиетизм недопустим, духовная обломовщина обречена — они тоже вариант
«теплого» отношения к жизни. «Царство Божие берется усилием», — говорил Христос. Агни Йога добавляет — огромным усилием.
Царство Божие. Это была награда, которую обещал бедным пастухам и рыбакам Палестины Иисус Христос. Будда призывал праведников устремиться к Нирване, Магомет — к раю и гуриям.
Что обещает Агни Йога?
Агни Йога, имея дело с человечеством, вступившим в зрелую пору своего развития, говорит о беспредельном восхождении. Россия — лишь ступенька в этом восхождении, при этом ступенька ближайшая. Будут другие страны — лидеры, будет общее человечество без границ. И самые прекрасные ступени, обозначенные как Царство Небесное, Нирвана, то есть переход человека на божественный уровень эволюции, рай (в Агни йоге он называется Девачан) — все это — тоже этапы нашего бесконечного движения во Вселенной. Будут у нас еще многие периоды расцвета и упадка, бодрствования и сна, страданий и радости. Будут непрерывно нарастать наше напряжение, наша ответственность и мощь. Беспредельность прекрасна и ужасна.
Беспредельность не нужно искать только в космических просторах, она заключена в «горчичном зерне», в огненном зерне нашего собственного сердца. В нем начертан весь наш будущий бесконечный путь, в нем как в аккумуляторе сосредоточены и энергии движения. Каждый человек есть потенциальный Бог и потенциальный сатана. «Царство Божие внутри нас есть». Адские области — там же.
«Трудящийся, дрожит или расширяется сознание твое, когда энергия претворяется в океан света?!»
«Трудящийся, ужасается или торжествует сердце твоё, когда перед тобой встает Беспредельность?!»
Andrej вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 15.12.2003, 22:44   #2
Bodhi
 
Рег-ция: 14.10.2003
Сообщения: 824
Благодарности: 11
Поблагодарили 5 раз(а) в 5 сообщениях
Отправить сообщение для Bodhi с помощью ICQ
По умолчанию

Спасибо, Андрей.

Бодхи.
Bodhi вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 03.01.2004, 03:06   #3
Andrej
 
Рег-ция: 28.11.2002
Адрес: Deutschland
Сообщения: 2,175
Благодарности: 4
Поблагодарили 94 раз(а) в 60 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Bodhi
Спасибо, Андрей.

Бодхи.
Мне то за что? Спасибо Ю.Ключникову (хотя он и нарушил завет Е.И.Рерих ).
Andrej вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 03.01.2004, 12:30   #4
Bodhi
 
Рег-ция: 14.10.2003
Сообщения: 824
Благодарности: 11
Поблагодарили 5 раз(а) в 5 сообщениях
Отправить сообщение для Bodhi с помощью ICQ
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Andrej
Цитата:
Сообщение от Bodhi
Спасибо, Андрей.

Бодхи.
Мне то за что? Спасибо Ю.Ключникову (хотя он и нарушил завет Е.И.Рерих ).
Здравствуйте, Андрей.
Очень трудный вопрос. Трудность в расстоянии от благодарности моей до вопроса Вашего.
Скажу так. Читая размещенный Вами материал , получила, почувствовала нечто, за что и высказала благодарность Вам.
Вы что-то имеете против?

Вы ведь это делаете для себя? И мне, как видите, пригодилось.

Бодхи.
Bodhi вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 03.01.2004, 20:12   #5
Andrej
 
Рег-ция: 28.11.2002
Адрес: Deutschland
Сообщения: 2,175
Благодарности: 4
Поблагодарили 94 раз(а) в 60 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Bodhi
Читая размещенный Вами материал , получила, почувствовала нечто, за что и высказала благодарность Вам.
Вы что-то имеете против?
Нет, ничего. Просто хотел завязать разговор на эту тему Но к моему сожалению, подкинутого вопроса Вы не задали

Цитата:
Сообщение от Bodhi
Вы ведь это делаете для себя? И мне, как видите, пригодилось.
Я сканировал и опубликовал здесь это предисловие Ю.Ключникова для таких, как Вы, Бодхи.
Andrej вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 03.01.2004, 22:55   #6
Bodhi
 
Рег-ция: 14.10.2003
Сообщения: 824
Благодарности: 11
Поблагодарили 5 раз(а) в 5 сообщениях
Отправить сообщение для Bodhi с помощью ICQ
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Andrej
Цитата:
Сообщение от Bodhi
Читая размещенный Вами материал , получила, почувствовала нечто, за что и высказала благодарность Вам.
Вы что-то имеете против?
Нет, ничего. Просто хотел завязать разговор на эту тему Но к моему сожалению, подкинутого вопроса Вы не задали
О! В этом-то все и дело. Я только учусь подкидывать.
Или думаю, что учусь. Простите великодушно.

Цитата:
Сообщение от Andrej
Цитата:
Сообщение от Bodhi
Вы ведь это делаете для себя? И мне, как видите, пригодилось.
Я сканировал и опубликовал здесь это предисловие Ю.Ключникова для таких, как Вы, Бодхи.
Андрей, кто они - такие, как я?
Bodhi вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 03.01.2004, 23:02   #7
Владимир Чернявский
Administrator
 
Рег-ция: 14.12.2002
Адрес: Москва
Сообщения: 44,294
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,953
Поблагодарили 6,850 раз(а) в 4,662 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Bodhi
Андрей, кто они - такие, как я?
Да, вопрос интересен Попахивает какой-то там дискриминацией
Владимир Чернявский вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 04.01.2004, 01:12   #8
Andrej
 
Рег-ция: 28.11.2002
Адрес: Deutschland
Сообщения: 2,175
Благодарности: 4
Поблагодарили 94 раз(а) в 60 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Bodhi
Андрей, кто они - такие, как я?
Это те, кто интересуются Живой Этикой.

Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Да, вопрос интересен Попахивает какой-то там дискриминацией
Вы, Владимир, искуситель-паникёр
Andrej вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Создать новую тему Ответ

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Ашрам - Подходя к Учению > Методология Агни Йоги

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Листы сада Мории. Зов, Предисловие. Sputniki Размышляя над Зовом 29 17.04.2017 09:59
Листы сада Мории. Озарение. Предисловие. Sputniki Размышляя над Озарением 21 14.11.2011 11:06

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 15:18.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги