Сутры 13(3) и 14(3) это очень важные сутры во всем учении Патанджали.
Во первых, потому что они связывают материальный мир форм с миром субстанции, и через субстанцию выходит на концепцию непрерывного сознания.
Как уже говорила, что У Е.П.Б. есть в Инструкции слова, что сознание не может находиться в двух состояниях одновременно, т.е. не может одновременно отслеживать последовательность событий во времени и быть вне времени. Т.е. как бы в состоянии глубокого самадхи невозможно осознание себя, т.е. в эти моменты по сути сознание «я»- личности отсутствует полностью.
НО в таком случае, как выйти на необходимость существования НЕПРЕРЫВНОГО СОЗНАНИЯ, ведь только непрерывное сознание позволяет говорить об уровне более менее относительного бессмертия.
Во-вторых, делается это с помощью понимания концепции времени и логически доказывается именно через то, что объясняет относительность времени, что полностью согласуется с Агни Йогой.
В третьих, четко прослеживается роль субстанции во всех действиях Космических Законов, и это доказывается через понятие Дхарма и дхармин
Дхарма это не просто какай-то поток качественно определенных состояний, как приведено из комментария переводчиков Классической йоги (13.1) в сутре учитывается тройственное понимание дхармы.
Это и носитель (дхармин)
Цитата:
«прежде всего принципа индийского философского реализма dharma-dharmi-bheda (принципиального различия между носителем и его свойством).» |
Носитель это тело родовое или пространство, которое отличается своей уникальной природой, по сути это определенный вид субстанции.
И на этот носитель ( как на основную базовую ноту) накладываются модификации гунн в зависимости от изменяющихся условий проявленного состояния. Но нужно помнить, что в процессе участвует не только сознание конкретного человека.
Дхармы и субстанция это энергетические поля разной плотности, разного наполнения, разного качества законов. Идет постоянное взаимодействие и изменение. Есть сферы уже проявленные, есть проявляющиеся и есть скрытые.
Если человек смог выйти на другой уровень проявления, т.е. он уже взаимодействует с другими субстанциями, которые имеют другие качественные характеристики, По своему родовому каналу он может воспринимать время относительно другого уровня, а значит, его сознание сохранит свою непрерывность.