Цитата:
Сообщение от Migrant Но среди нас есть поэты и писатели, музыканты и художники... И мы многих совсем даже и не знаем. И все эти художники и музыканты, люди творческого направления, живут не только с нами, но и в миру, среди других своих коллег. И кто знает каково их влияние? |
То есть аргумент такой, что мы не знаем силы влияния культуры, но можно верить, что у культуры есть большая сила и одна культура сможет всё исправить без помощи политики. Понимаете, верить-то и надеяться можно, но... вот о каких человеческих качествах мы знаем по летописям, а отчасти даже и по пьесам, трагедиям, комедиям, и даже не средневековым, а античным? Так же жены заводили любовников, мужья любовниц, а потом кто-то кого-то застигал врасплох и убивал. Что изменилось в нравах людей с тех пор? Что было, то и остаётся.
А когда дело касается политики, тут получается нечто более зримое. В России было отменено крепостное право, в США было отменено рабство. И это сделали политики, и это была явная перемена. Вы скажете: так эта политическая перемена и могла быть подготовлена как раз людьми культуры. Да, возможно. Но на практике это сделали политики. И сделали потому, что в политике вместо сторонников рабства стали появляться сторонники его отмены. Но опять же - сторонники отмены рабства могли появляться под влиянием каких-то явлений из сферы культуры. Да, возможно. Но в конечном счёте отмена рабства была политическим изменением, которое никогда не сделали бы Шишкины и Рембрандты. Вот тут мы видим нормальное взаимодействие культуры и политики, суммарное действие двумя путями.
А ещё я вижу ситуацию так, что в наше время это явление, про которое я писал, когда капиталистическая экономика сама культивирует в людях корысть, а соответственно убивает мораль - это явление усиливается и ускоряется, просто изобретаются всё новые способы возбуждения в человеке корысти, так что если с древних времён нравы остались те же, то сейчас... Если так пойдёт дальше, то дело идёт к тому, что человечество просто перестанет существовать. То есть мы не вымрем и не деградируем в обезьян, у нас не вырастет хвост. Физически останемся теми же, как сейчас, но только с одной корыстью в мозгах вообще без всяких зачатков морали. А люди (физически люди) без морали - это уже человекообразные животные.