«Я знаю, как заставить среднего американца поверить в то, во что я захочу. Мне достаточно контролировать телевидение… Ты размещаешь что-то на телевидении, и это становится реальностью. Если окружающий мир противоречит увиденному, люди пытаются изменить его, чтобы он стал похож на тот, который они видят по телевизору»… Хэл Бекер, «Futures Group», 1981 года
Информационное влияние современного мира все больше охватывает все слои общества, включая конечно же и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, журналы, кино, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет более чем недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, что слушает одев наушники, в какие именно компьютерные игры играет (и сколько), каких киногероев обожает. Чаще всего, в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание не сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ.
”Есть классовая подоплека и у так называемой западной популярной музыки, так называемого формалистического направления. Такого рода, с позволения сказать, музыка создается на ритмах, заимствованных у сект “трясунов”, "танцы” которых, доводя людей до экстаза, превращают их в неуправляемых животных, способных на самые дикие поступки. Такого рода ритмы создаются при участии психиатров, строятся таким образом, чтобы воздействовать на подкорку мозга, на психику человека. Это своего рода музыкальная наркомания, попав под влияние которой человек уже ни о каких светлых идеалах думать не может, превращается в скота, его бесполезно призывать к революции, к построению коммунизма. Как видите, музыка тоже воюет.” И. Сталин
Одной из широко распространённых зависимостей современного человечества — информационная зависимость, иначе говоря — теле-мания, и в этой связи Особо нужно выделить роль ребенка.
По некоторым данным в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения , кинематографа и видеоигр на детей, результаты всех практически идентичны:
*Агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям и к неодушевленным предметам. *Дети , которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как приемлемый способ разрешения конфликтов. *Просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни. *Транслируемые программы и фильмы вырабатывают у ребенка отсутствие сострадания, равнодушие ко злу, чрезмерное эмоциональное спокойствие наравне с агрессией. Все проблемы в большинстве мультфильмов, игр, телепередач решаются силовыми методами, и дети безотчетно их копируют. *Сегодняшнее телевидение воспитывает у детей отрицательные качества – жестокость, агрессивность и развязность.
О НЕГАТИВНОМ Воздействии мультипликационных фильмов на психику ребёнка: https://
Цитата По данным Американской медицинской ассоциации, за годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по телевизору 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый еще может критически оценивать всю эту телепродукцию и отделять виртуальную реальность от действительности, то ребенок часто эти телевизионные схемы воспринимает как план для подражания в реальной жизни и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь того, к чему стремишься законными методами, то не страшно в чем-то переступить границу; если ты богатый и сильный — закон для тебя не писан. В результате имеем привыкание к этим сценам, формирование представлений, что основной путь решения большинства проблем – насильственный, и формирование весьма странных идеалов или образцов для наследования (положительный герой боевика, в среднем, стреляет или убивает в несколько раз больше людей, чем герой отрицательный (вспомните Рембо, Красная жара и т.д.). Данные социологического исследования канд. псих. наук О.Ю. Дроздова (Ин-т психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины) показывают что 58% молодежи стремится копировать поведение телегероев, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% молодежи вообще готовы совершить противоправные действия, копируя телегероев.
В Великобритании и США на протяжении почти 20 лет изучалась связь между злоупотреблением телевизором и ростом преступности. Выводы неутешительны для любителей триллеров и боевиков. Почему – позволяют понять современные методы визуализации мозга. Экранную сцену насилия мозг интерпретирует так же, как реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии). Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам хладнокровно его воспроизводить. Чаще дети поступают так, когда теле-насилие им кажется безнаказанным, а обидчик добивается своего. На неокрепший организм действуют излучение от исходящее от экрана, мелькание ярких цветовых пятен, частая смена изображений. Излучение имеет накопительный эффект и, если родители не ограничивают время сидения у телевизора, то это оказывает подавляющее воздействие на иммунную систему.
Мелькающие картинки негативно влияют на зрительный аппарат ребенка в целом (и не только на глаза), на работу сердца и мозга, а частая смена изображения ослабляет внимание. (так же – реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров, далеко НЕ лучшего качества, как показывают некоторые исследования специалистов в этом направлении). По некоторым данным хрусталик детского глаза окончательно формируется только к восьми годам. Некоторые офтальмологи утверждают, что до этого возраста ребенку вообще противопоказано смотреть на экран телевизора (компьютера, телефона и т.д.). Когда смотришь на что-либо, глаза (помимо воли) совершают неощутимые скачки, так называемые саккады. Нормально — от 2 до 5 в секунду.Число саккад при телепросмотре резко снижается. К концу всего лишь 15-минутного просмотра различных шоу у всех испытуемых частота саккад снизилась в 10 раз.
Авторитетный специалист в области изучения влияния телевидения на человека и общество Маршалл Маклюэн в разные годы писал:
“Дитя телевидения — это инвалид, которому не положены привилегии” (1964 г.) “Телевидение действует как ЛСД”; “Было бы очень хорошо, если в Америке не было бы телевидения вообще” (1967 г.); “Безопасная доза телевидения для детей что-то около нуля”; “Телевизор демобилизует мускулы глаза. Поэтому дитя телевидения не может читать. Это не теория, а факт, который мы смогли обнаружить и доказать”(1977г.).
Цитата В Японии вечером 16 декабря 1997 года в разных городах дети одновременно стали биться в судорогах, падать, многих рвало, у некоторых останавливалось дыхание. Пострадало свыше 650 детей. Припадки начались во время или сразу после просмотра популярного мультсериала “Покемон” (“Карманные монстры”). Придя в себя, дети утверждали, что внезапно почувствовали себя плохо, когда у одного из персонажей мультфильма стали нестерпимо сверкать глаза. Специалисты определили, что массовая “псевдоэпилепсия” была вызвана телевидением.
В Китае сравнительно недавно 14 февраля 2008 года, вышел указ о запрете “аудио- и видеопродукции, содержащей ужасы и насилие”. В нем говорится, что “фильмы ужасов и передачи о всевозможном насилии наполнили Китай и оказывают серьезное негативное влияние на развитие общества, отрицательно влияют на психологическое здоровье детей и подростков”.
В США в 1999 году военный психолог Дэйв Гросмен заявил: “Показы насилия по ТВ и еще более опасные, пропитанные насилием видеоигры запускают у детей и подростков те психические механизмы, с помощью которых профессиональных солдат учат убивать. Я почти 25 лет прослужил пехотным офицером и психологом; задачей моей было делать людей способными к убийству; в этом мы преуспели. Способность убивать не возникает сама собой — в ней нет ничего естественного. Этому надо учить. На военной службе мы кондиционировали (вырабатывали условный рефлекс. — Ред.) и тренировали людей, чтобы они могли убивать. И точно это же телевидение делает с нашими детьми. А мы совершенно бездумно, слепо допускаем это. С самого нежного возраста вырабатываем в детях жестокость и бесчувственность”.