Депутат фракции ЛДПР в Госдуме Виталий Золочевский добился передачи Международному центру Рерихов в безвозмездное пользование усадьбы Лопухиных.
В течение многих лет Департамент имущества г. Москвы затягивал предоставление льгот Международному Центру Рерихов по аренде усадьбы Лопухиных, где расположен общественный музей имени Н.К. Рериха. В результате задолженность по арендной плате превысила 20 млн. рублей, и музей оказался на грани закрытия. Ситуация усугубилась тем, что меценат, долгое время поддерживавший музей финансово, лишился возможности для оказания дальнейшей помощи учреждению, фактически оставив его без средств к существованию. К разрешению ситуации подключился депутат фракции ЛДПР в Государственной Думе Виталий Золочевский. Парламентарий предпринял целый ряд усилий, в том числе обратился к мэру столицы с просьбой не допустить разрушения музея имени Н.К. Рериха и помочь в сохранении его общественного статуса: оказать финансовую поддержку со стороны государства, а также перевести усадьбу Лопухиных в бессрочное и безвозмездное пользование музея. «Значение культурного наследия великого русского художника Николая Рериха огромно и признано большинством стран мира. За 24 года работы Международный Центр Рерихов возродил усадьбу Лопухиных и создал музей высочайшего уровня», - отмечал в своем обращении Виталий Золочевский. На днях в адрес парламентария пришел ответ заместителя мэра Москвы Н.А. Сергуниной. Как следует из письма, столичным Правительством принято решение «по оформлению договоров безвозмездного пользования с МБО «Международный центр Рерихов». Таким образом, призыв о помощи услышан, и уникальный музей получил шанс продолжить свою работу.
Депутат фракции ЛДПР в Госдуме Виталий Золочевский добился передачи Международному центру Рерихов в безвозмездное пользование усадьбы Лопухиных.
В течение многих лет Департамент имущества г. Москвы затягивал предоставление льгот Международному Центру Рерихов по аренде усадьбы Лопухиных, где расположен общественный музей имени Н.К. Рериха. В результате задолженность по арендной плате превысила 20 млн. рублей, и музей оказался на грани закрытия. Ситуация усугубилась тем, что меценат, долгое время поддерживавший музей финансово, лишился возможности для оказания дальнейшей помощи учреждению, фактически оставив его без средств к существованию. К разрешению ситуации подключился депутат фракции ЛДПР в Государственной Думе Виталий Золочевский. Парламентарий предпринял целый ряд усилий, в том числе обратился к мэру столицы с просьбой не допустить разрушения музея имени Н.К. Рериха и помочь в сохранении его общественного статуса: оказать финансовую поддержку со стороны государства, а также перевести усадьбу Лопухиных в бессрочное и безвозмездное пользование музея. «Значение культурного наследия великого русского художника Николая Рериха огромно и признано большинством стран мира. За 24 года работы Международный Центр Рерихов возродил усадьбу Лопухиных и создал музей высочайшего уровня», - отмечал в своем обращении Виталий Золочевский. На днях в адрес парламентария пришел ответ заместителя мэра Москвы Н.А. Сергуниной. Как следует из письма, столичным Правительством принято решение «по оформлению договоров безвозмездного пользования с МБО «Международный центр Рерихов». Таким образом, призыв о помощи услышан, и уникальный музей получил шанс продолжить свою работу.
После обращения в Департамент городского имущества города Москвы (Департамент) нам подтвердили, что они получили указание подготовить проект распорядительного документа правительства Москвы о передаче Международному Центру Рерихов двух строений усадьбы Лопухиных (№№ 4, 7) в безвозмездное пользование сроком на 10 лет. Разработка проекта данного распоряжения, как нам пояснили, займет несколько месяцев. В отношении погашения нашей задолженности за аренду этих строений усадьбы в размере 28 миллионов рублей Департамент никаких распоряжений не получал. Также нам сообщили, что в проект распоряжения не войдет положение о передаче в безвозмездное пользование Международному Центру Рерихов арендуемого земельного участка усадьбы Лопухиных. Для этого потребуется новое указание и другой проект распоряжения. Поэтому говорить о том, что правительство Москвы приняло решение о передаче всей усадьбы Лопухиных (не только зданий, но и прилегающей территории), занимаемой Международным Центром Рерихов, ему в безвозмездное пользование пока преждевременно.
Последний раз редактировалось goshka, 26.05.2014 в 13:07.
Открытое письмо представителей музейного сообщества России в защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха
Цитата:
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы обращаемся к Вам от имени музейного сообщества с просьбой поддержать общественный Музей им. Н.К. Рериха и содействовать продолжению его культурно-просветительской деятельности в составе Международного Центра Рерихов. Оставшись без финансовой поддержки своего мецената, этот музей мирового уровня в настоящее время оказался перед угрозой разрушения.
За 24 года своего существования Музей им. Н.К. Рериха стал убедительным примером общественной формы культуры, успешной в деле сохранения культурного наследия мирового значения.
Достаточно сказать, что за эти годы Музей сформировал уникальное художественное собрание произведений семьи Рерихов. Первоначально насчитывающее около 400 произведений, оно выросло более чем в два раза. Сегодня это крупнейшая в мире музейная коллекция работ Рерихов.
Фонды Музея насчитывают более 12 000 единиц хранения. Помимо произведений Рерихов здесь сохраняются и другие уникальные коллекции, в том числе коллекция древней восточной бронзы, тибетской иконографии, крупнейшая коллекция картин современных художников-космистов. Неотъемлемой составляющей музейного собрания является бесценный архив семьи Рерихов.
За многие годы работы под руководством директора Музея Людмилы Васильевны Шапошниковой создан высокопрофессиональный коллектив, которым накоплен огромный практический опыт научно-исследовательской работы по реставрации и атрибуции живописи Рерихов. Эта работа проходит в тесном сотрудничестве со специалистами из ведущих музеев страны, в том числе Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Общественный Музей им. Н.К. Рериха – это еще и уникальный просветительский центр, с 1992 года организующий передвижные выставки картин Рерихов в России и за рубежом. Более 500 таких выставок было проведено в 300 музеях и художественных галереях. Их посетили около 4 миллионов человек.
Кроме того, Музей осуществляет крупные международные выставочные проекты, посвященные миротворческим идеям Николая Рериха о защите и сохранении культурного наследия, издает серьезные научные труды, проводит международные научные конференции.
На протяжении почти четверти века Музей им. Н.К. Рериха является важнейшей составляющей художественной жизни страны. На его примере мы видим не только бережное, но и профессиональное отношение общественности к историческому культурному наследию прошлого.
Мы убеждены в том, что сохранение и развитие этого Музея – наша общая забота.
Уважаемый Владимир Владимирович, мы обращаемся к Вам с просьбой помочь общественному Музею им. Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в решении возникших у него проблем.
Реальная помощь со стороны государства могла бы выражаться в передаче Международному Центру Рерихов усадьбы Лопухиных, в которой расположен Музей, в безвозмездное и бессрочное пользование.
Не сомневаемся, что Ваше положительное государственное решение по этому вопросу станет значимым событием объявленного Вами Года культуры в России.
Аксенова А.И., советник губернатора Владимирской области по культуре, Почетный член Президиума Союза музейных работников, Генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (1960–2010 гг.)
Агишева И.Ю., заведующая отделом Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя
Адмакина Л.Д., директор выставочного зала галереи «Вернисаж», Белово Кемеровской области
Антонов В.Д., директор Арт-галереи «Антоновские яблоки», Пермь
Анучкина А.А., директор Муромского историко-художественного музея
Балтрашевич М.А., директор Музея Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург
Бикташева Н.Н., заведующая Мемориальным Домом-музеем академика А.А. Ухтомского, Рыбинск
Битепаж Е.И., директор Окуловского краеведческого музея имени Н.Н. Миклухо-Маклая
Бороздин В.М., директор Галереи фотоискусства «Серебряный свет», Пермь
Боярский В.И., директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург
Броднева А.В., заведующая Литературным музеем им. В.П. Астафьева, Красноярск
Бродский С.Н., заведующий Севастопольским морским Аквариумом-музеем
Бугаева Г.А., директор Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское»
Информация в петиции Международного центра Рерихов не соответствует действительности
Новости Министерства
Цитата:
В связи с организованным в Интернете сбором подписей под открытым письмом в защиту общественного Музея имени Н.К.Рериха, являющегося структурным подразделением Международного центра Рерихов (МЦР), обращаем внимание на следующее. Минкультуры России не предпринимало и не предпринимает мер по изъятию находящихся в МЦР картин Н.К. и С.Н. Рерихов, в том числе приобретенных для МЦР Б.И.Булочником. Напротив, МЦР на протяжении многих лет пытается истребовать из федеральной собственности картины Рерихов, которые находятся в оперативном управлении Государственного музея искусства народов Востока и включены в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. В обоснование своей позиции МЦР ссылается на завещательное распоряжение С.Н.Рериха в пользу Советского фонда Рерихов (СФР) и письмо, что МЦР является правопреемником СФР. Однако МЦР — вновь созданная в 1991 году по инициативе иностранных юридических лиц организация, не является правопреемником Советского фонда Рерихов. Судами различных инстанций неоднократно отказывалось в притязаниях МЦР на картины Рерихов, находящиеся в Государственном музее искусства народов Востока. По информации МЦР, меценатом этой организации выступал председатель правления коммерческого банка «Мастер-банк» Б.И.Булочник. Приказом Банка России от 20.11.2013 №ОД-919 у «Мастер-банка» отозвана лицензия на осуществление банковских операций. «Мастер-банк» не соблюдал требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в части надлежащей идентификации клиентов. Эта кредитная организация была вовлечена в проведение крупномасштабных сомнительных операций. Позиция, занятая авторами открытого письма, вызвана естественной реакцией поддержать энтузиастов, радеющих за сохранение культуры, якобы обиженных государством. Однако надо реально осознавать, что эта помощь будет способствовать передаче картин Рерихов из Государственного музея Востока неизвестным лицам, которые смогут по своему усмотрению распоряжаться частью культурного наследия народов Российской Федерации.
Однако МЦР — вновь созданная в 1991 году по инициативе иностранных юридических лиц организация, не является правопреемником Советского фонда Рерихов. ]
Интересно, что не уточняется что по инициативе Святослава Николаевича Рериха, а не просто по инициативе каких-то неведомых иностранных юридических лиц. И пишется так, словно боятся сказать, что по инициативе сына Н.К.Рериха. Ведь картины в музее Востока принадлежали С.Н.Рериху и он на правах хозяина хотел их передать в МЦР, Об этом чиновниками от культуры умалчивается. И кроме того, есть Постановление Совета министров СССР «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К.Рериха». Соответственно, МЦР является преемником СФР.
Ведь картины в музее Востока принадлежали С.Н.Рериху и он на правах хозяина хотел их передать в МЦР, Об этом чиновниками от культуры умалчивается.
Более того. В музее Востока своими глазами читала аннотацию, в которой написано, что СНР НЕ УСПЕЛ оформить документы на 288 (282) картины. На МЦР успел оформить, а на ГМВ - ну не успел
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
11.06.2014 Заявление Международного Центра Рерихов
Заявление
Международного Центра Рерихов по поводу распространенной Министерством культуры РФ информации в отношении коллекции картин, принадлежавшей С.Н. Рериху, и его волеизъявления в отношении переданного им в Россию наследия
9 июня 2014 г. на сайте Министерства культуры РФ размещено заявление «Информация в петиции Международного центра Рерихов не соответствует действительности», в котором распространяются ложные сведения в отношении коллекции картин, принадлежавшей С.Н. Рериху, и его волеизъявления в отношении переданного им в Россию наследия для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха. «… МЦР, – сказано в заявлении Министерства культуры, – на протяжении многих лет пытается истребовать из федеральной собственности картины Рерихов, которые находятся в оперативном управлении Государственного музея искусства народов Востока и включены в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. В обоснование своей позиции МЦР ссылается на завещательное распоряжение С.Н. Рериха в пользу Советского фонда Рерихов (СФР) и письмо, что МЦР является правопреемником СФР». Видимо, под названием «петиция» Министерство культуры имело в виду «Открытое письмо деятелей науки, культуры и общественных деятелей в защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов», размещенное на сайте www.change.org. Но это не петиция Международного Центра Рерихов (МЦР), а свободное выражение поддержки МЦР со стороны тех, кому небезразлична судьба нашего музея. За что МЦР искренне благодарит всех, сделавших свой выбор в защиту Культуры в наше сложное время. Более десяти лет Министерство культуры и МЦР находились в судебном процессе. 24 ноября 2011 г. было вынесено решение Хамовнического суда г. Москвы, в котором во второй раз МЦР был признан наследником С.Н. Рериха на основании его завещания. Решение суда вступило в законную силу. Учитывая, что Министерство культуры вновь пытается ввести в заблуждение руководство страны, судебные органы и общественность относительно наследия Рерихов, Международный Центр Рерихов считает необходимым дать некоторые пояснения и привести ряд документов, подтверждающих нашу позицию. Картины Рерихов, о которых идет речь, никогда не находились в федеральной собственности. Эта коллекция картин, принадлежащая Святославу Рериху, гражданину Индии, была передана государству только на временное хранение для проведения выставок (Акт передачи картин № 4193 от 02.10.1978 и приказ МК СССР № 776 от 13.10.1978). Затем эта коллекция в соответствии с приказом МК СССР №234 от 30.05.1989 была передана в Государственный музей искусства народов Востока (ГМВ), также на временное хранение. С.Н. Рерих свою коллекцию картин государству не дарил, не продавал и не завещал. На каком же тогда основании Министерство культуры утверждает, что эта коллекция находится в федеральной собственности? Как свидетельствуют документы, законных оснований нет. Через несколько дней после смерти С.Н. Рериха директор ГМВ В.И. Набатчиков своим приказом № 13 от 25.02.1993 переводит эту коллекцию с временного на постоянное хранение. Разве эти действия можно рассматривать как законные по приобретению государством прав собственности на коллекцию? Конечно, нет. Министерству культуры и директору ГМВ было хорошо известно, что С.Н. Рерих 19 марта 1990 г. у нотариуса в Бангалоре (Индия) подписал свое завещание «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве», (перевод) на основании которого свою часть наследия родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, включая и коллекцию картин в составе 288 полотен, которая находилась в ГМВ на временном хранении, он передавал в СФР для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Более того, руководство СФР и доверенное лицо Святослава Рериха в Европе Гизела Ингеборг Фритчи неоднократно обращались к Министерству культуры (Письмо от 19.11.90, Письмо от 09.04.91, Письмо от 21.05.91 с Приложением (перевод) с требованием во исполнение воли владельца коллекции передать картины Рерихов из ГМВ в СФР. Но этого сделано не было. Действия директора ГМВ по переводу коллекции с временного хранения на постоянное, в соответствии с требованиями российского закона и международного права, являются незаконными и могут быть определены как захват чужой собственности. После смерти Святослава Рериха прошло 23 года. Именно столько времени потребовалось Министерству культуры, чтобы наконец-то признать завещание С.Н. Рериха в пользу созданного им Советского Фонда Рерихов. Сколько же теперь потребуется времени Министерству культуры, чтобы признать за Святославом Рерихом право распоряжаться принадлежавшим ему имуществом?! В приведенной выдержке из заявления Министерства культуры сказано о письме, в котором МЦР определен как правопреемник СФР, при этом не указаны ни автор этого письма, ни повод, послуживший к его написанию. На самом деле так называемое «письмо» является засвидетельствованным 22 октября 1992 г. у нотариуса волеизъявлением Святослава Рериха, повторяем, собственника и коллекции картин, и всего переданного в Россию наследия. Причина появления этого «письма» состояла в том, что Министерство культуры не желало отдавать коллекцию картин из ГМВ в МЦР, как того требовал Рерих. Более того, министерство начало процедуру непризнания МЦР правопреемником СФР с целью изъятия у него всего остального наследия. Поэтому Святослав Рерих вынужден был у нотариуса признать права МЦР на переданное СФР наследие. Из этого документа следует, что С.Н. Рерих фактически передал права распоряжаться наследием как при своей жизни, так и после своей смерти от СФР к МЦР. В этом отношении он и назвал МЦР правопреемником СФР. Поэтому для получения права распоряжаться наследием не имеет значения, является ли МЦР правопреемником СФР или нет. Так распорядился сам Святослав Николаевич Рерих, который после преобразования СФР в МЦР в связи с начавшимся распадом СССР неоднократно письменно подтверждал право МЦР на переданное им в Россию наследие. Достаточно сказать о письме Рериха к президенту РФ Б.Н. Ельцину от 26 апреля 1992 г. В этом письме С.Н. Рерих обратился к президенту РФ с просьбой оказать содействие в возвращении МЦР принадлежащей ему коллекции картин, незаконно удерживаемой ГМВ. Но, видимо, в Министерстве культуры вновь забыли об этих документах, как, впрочем, и об историко-юридической справке самого Министерства культуры «О коллекции С.Н. Рериха», которая всего два года назад была подписана министром А.А. Авдеевым (стр.1, стр. 2, стр. 3, стр. 4, стр. 5) и содержала правдивую информацию и о коллекции С.Н. Рериха, и о правах МЦР на наследие Рерихов. Что же произошло, если с приходом нового министра В.Р. Мединского Министерство культуры без каких-либо на то оснований вновь начало в суде процедуру непризнания МЦР наследником Святослава Рериха? МЦР считает, что причиной столь кардинального изменения позиции Министерства культуры является стремление скрыть исчезновение значительной части картин из коллекции С.Н. Рериха (материалы статьи А. Стеценко «Правда о коллекции С.Н. Рериха» (в Каталоге «Музей имени Н.К.Рериха. Живопись и рисунок» т. 2. М.: МЦР, 2010) и журналистского расследования «Новой газеты» от 20 июля 2009 г. «Страшная сказка музея Востока» (стр. 1, стр. 2, стр. 3). До сих пор неопровержимые факты незаконного отсутствия картин из коллекции С.Н. Рериха (в соответствии с приложениями №№ 4, 5 завещания Святослава Рериха (стр.1, стр.2, стр.3, стр.4, стр.5, стр.6, стр.7, стр.8, стр.9, стр.10; перевод) в России должно находиться 288 картин, по данным ГМВ, находится только 282) заставили Министерство культуры в 2012 г. признать отсутствие 6 картин (историко-юридическая справка Министерства культуры «О коллекции С.Н. Рериха»). Необходимо отдать должное бывшему Министру культуры А.А. Авдееву, который хорошо понимал, что невозможно продолжать игнорировать волю великого нашего соотечественника в отношении определенного им владельца на переданное в Россию наследие и скрывать пропажу картин. Пора переходить к конструктивному диалогу и совместным действиям, направленным на сохранение в России наследия Рерихов. Его решением была создана совместная комиссия министерства, ГМВ и МЦР, которая должна была, основываясь на волеизъявлении Святослава Рериха, снять все спорные вопросы в отношении коллекции С.Н. Рериха и принять меры к сохранению наследия Рерихов в России. Но, к сожалению, после ухода А.А. Авдеева с поста министра, сменивший его В.Р. Мединский все начинания в этом направлении остановил, и министерство вновь взяло курс на нарушение волеизъявления Святослава Рериха и непризнание МЦР его наследником. Такой путь ведет к утрате наследия Рерихов в России, как это случилось с той частью наследия, которая осталась на квартире Юрия Рериха в Москве после его смерти в 1960 г. и при полном бездействии Министерства культуры в отношении ее сохранения была полностью разграблена (Ревякин Д. Гибнущее наследие. М.: МЦР, 2010). Мы призываем нынешний состав Министерства культуры признать и выполнить волю Святослава Николаевича Рериха и вернуться к выполнению тех задач, которые были намечены Министром культуры А.А. Авдеевым в этом вопросе. Это единственный путь сохранить наследие Рерихов, так необходимое России.
Последний раз редактировалось R10100, 14.06.2014 в 17:20.