Цитата:
Сообщение от ninniku Цитата: Сообщение от Archangel Крестьяне же центральной Украины до закабаления Россией после 1654 года вообще жили вольготно в составе Вел. Литовского княжества до 1569 г. и в Запорожской Сечи. А с польскими крепостниками, захватившими Зап. Украину, Сечь, как известно, активно сражалась. . | Сказочник от истории  Ну, да... только вот в церкви не могли молиться и церковные обряды, веками освященные отправлять..А вынуждены были платить деньги евреям, которые держали ключи от церкви. Был у них такой откуп... Такая вот форма джизры там была... Все православные были обложены налогом на веру. Что дико возмущало людей, которые видели, что рядом совсем те же русские люди строят храмы и монастыри и отправляют обряды отцев спокойно... И вера православная их объединяет. И они отбились от всех завхатчиков, а их русские братья южнее так и не смогли сами этого сделать почти 300 лет... |
Ну, Сергей, такому уважаемому человеку, как Вы, надо бы знать о положении православной церкви в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) до Люблинской унии 1569 года. Правда, русские православные сайты и специздания об этом не особо распространяются, но о веротерпимости в ВКЛ пишут все православные белорусские сайты, об украинских не говорю.
Но я думаю, труд Митрополита Московского и Коломенского Макария (М.П.Булгакова, 1816 - 1882) "История Русской Церкви" в 12 томах послужит авторитетным доказателством. И даже несмотря на то, что большинство великих литовских князей были католиками, самих литовцев в ВКЛ было не более 10% и они были вынуждены в целях сохранения государственности относиться терпимо к вере большинства. К тому же, иногда случалось, что вел. литовские князья были и язычниками, и протестантами, и православными.
Цитата:
Во всём же Великом княжестве Литовском в XVI в., по свидетельству самих латинских писателей, было до 700 парохий, или приходских костёлов, тогда как православных церквей в одном лишь Новогрудском воеводстве было более 650 и во владениях одного князя Константина (Василия) Константиновича Острожского более 600, по свидетельству латинских же писателей. А пред введением унии в Литве, по свидетельству тогдашних членов львовского братства, во всей Литовской православной митрополии числилось 8 епархиальных архиреев и "попов русских одиннадцать тысяч", следовательно, немногим менее и церквей. |
А после Люблинской унии уже под властю Польши (Речи Посполитой) налог на веру действительно был, но не 300, а менее 100 лет. Но так с этой формой несвободы и воевало украинское козачество, однако попало после 1654 годы в ещё более худшую кабалу - русское крепостничество.
Если Вы интересуетесь так украинской темой и историей, то вспомните замечательный фильм по роману Владимира Беляева "Старая крепость" (и в односерийном, и многосерийном вариантах), когда главный герой фильма мальчик Васыль читает незапланированный стишок Т.Г.Шевченко под названием "Полякам" на концерте пану Головному атаману Петлюре и его польским союзникам. В этом стишке как раз идёт речь, как хорошо жили украинцы в ВКЛ до власти Польши:
Ще як були ми козаками,
А унiї не чуть було,
Отам-то весело жилось!
Братались з вольними ляхами,
Пишались вольними степами,
В садах кохалися, цвiли,
Неначе лiлiї, дiвчата.
Пишалася синами мати,
Синами вольними... Росли,
Росли сини i веселили
Старiї скорбнiї лiта...
Аж поки iменем Христа
Прийшли ксьондзи i запалили
Наш тихий рай. І розлили
Широке море сльоз i кровi,
А сирот iменем Христовим
Замордували, розп'яли...
Поникли голови козачi,
Неначе стоптана трава.
Украйна плаче, стогне-плаче!
Заголовою голова
Додолу пада. Кат лютує,
А ксьондз скаженим язиком
Кричить: "Te deum! алiлуя!.."
И т.д.