Цитата:
цель - спасение всех живых существ |
Например, в Тхераваде, насколько я понимаю, упор делаеся не на Целе - чего надо достигнуть (типа Просветления), а на том, что есть страдание и источник страдиния, и как избавиться от страдания.
Если йогин-практик будет перед собой задачу - я хочу достигнуть Просвеления(Нирваны) - это новое серьезное омрачение сознания, рожденнное страстями и желаниями.
a) Это примерно когда при релаксации человек может подумать: чтобы мне такое сделать, чтобы расслабиться -- как раз наоборот, ничего делать не надо, и более того "отпустить все и вся в сознании" - понять это, но неопытный человек, имеющий практический опыт достижения различных целей может это не понимать, и тогда наоборот не происходит релаксации, а добавляется только еще одно новое напряжение.
b) Еще один пример неадекватного понимания: один человек спрашивает другого: как тебя зовут? Ответ: "Никак" Первый: "Ага, его зовут "Никак", и я теперь знаю его имя"
Эти два примера, что интеллектуальные категории понятия "Цели" не применимы к понятию "Нирваны".
Речь обычно идет просто об углубленном и изначальном освобождении от страданий, и их источников, которые глубоко зашиты в подсознании. Но когда сознания человека, действительно достигает реального Просветления, и выходт за границы личности и объектности, то тогда описания этого состояния Просветления в терминах нашего объектного и эго-центричного мира лишено реального значения.
Поэтому с философско-духовного подхода в буддизме речь о Нирване как о желанной Целе вообщее не идет, и попытки использовать это понятия в связи с другими объектно и эго-центричными понятиями и представлениями о мире - тоже малозначительны с буддийской точки зрения, как "условной" буддийско цели - Просветления, в том числе и представления, что человек достигший Просветления должен присутствовать в этом мире и помогать другим людям достигать Просветления.
Альтернативное понимание: все происходит естественно, души достигают Просветления постепенно, и все были и будут учителя - достигшие. Гаутама Будда более 500 жизней шел к Просветлению и Нирване, и многие другие души соответвенно в этом отношении двигаются, и нет песемистического основания предполагать, что подобные великие души иссякнут, и не будет рядом правильных учителей, учащих правильному учению и духовной практики. Это может происхоить естественнно.
***
Что же касается тибетского буддизма, то и них другое представление о Нирване и Реализации, чем в буддизме Тхеравады. Похоже и Реализации Просветления отличаются по глубине и проявлению.
Спорить на тему какое понимание глубже и эффективнее - например, в тибетском буддизме, буддизме Тхеравады, или в индусской кундалини-йоге - это крайне сложно и проблематично, чтобы не впасть в разного рода условности, шаблоны и предрассудки. Мне кажется если встать на позиции любой из них, то тогда все можно объяснить и все будет казаться правильным и лучшим. Это во многом дело личной психической, интеллектуальной и духовной близости и обстоятельств. (
Чем буддийская йога лучше?)
***
Итак есть альтернативное понимание: чтобы и где не происходило в прошлом, настоящем или в будщем в мире, то это никоем образом не может служить кому-либо оправданием, иметь в в своей душе омрачения, страсти, всякого рода привязанности, которые как показывают более углубленное понимание, исключительо глубоко пронизывают нашу душу, и служат причиной для воплощения в этом мире суеты и страдания, и омрачают и изменяют Просветление Сознание, которое изначально присуще природе сознания любого живого существа, и любого человека (и это сознание не эгоцетричное, и не объектно - двойствнное).
В буддизме речь главным образом идет как каждому человеку в отдельности достичь Просветления (Нирваны), и избавиться от страданий, а потом когда человек достиг Нирваны - стал Архатом (в Тхераваде), то тогда он может понастоящему учить - так всегда и происходит. Мастера достигает высшей степени Нирваны (4 степени) и продолжают жить и учить. Пример: Сунлун-саядо
(
О буддизме, йоге и разном. Личный взгляд.)