Продолжим разбираться с сутрой 17(1)
Цитата:
17. [Оно] — сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости. Избирательность есть «грубый» опыт относительно объекта сознания, рефлексия — «тонкий». Блаженство есть [внутренний] подъем. Самость есть сознание единства с [собственным] «я». Здесь первая [ступень] сосредоточения, сопровождаемая [все¬ми] четырьмя [формами, называется] «с избирательностью». Вто¬рая, лишенная избирательности,— «с рефлексией». Третья, ли¬шенная рефлексии,— «с блаженством». Четвертая, лишенная и его,— «только-самость». Все эти [ступени] сосредоточения [на¬зываются] «наделенные опорами». |
Вторая ступень в классической йоге названа рефлексией.-
Цитата:
«тонкий опыт относительно объекта сознания» |
В других комментариях
Цитата:
«философское различение (вичара); является тонким непосредственным опытом и имеет дело с тонкой природой элементов.» |
Т.е. вторая ступень это различение качества элементов объекта с помощью рефлексии, т.е. соучастие, сравнение с собой и со своими качествами. Это более глубокое погружение в свое сознание и различение свойств и качеств природы материального мира. Т.е. это различение объектов сознания по гунам, так как именно гуны проявляют качества и свойства тонко материальной структуры природы- Пракрити.
Итак первая ступень это грубое познание через органы чувств умом через исследование и размышление о форме, избирание формы по внешним каким-то признакам.
Вторая ступень, присоединение к первой еще и различающей способности по качествам- гунам, а как известно, различающее восприятие возможно только если качества какие-то содержатся или были когда-то и опыт о них хранится в памяти сознания, т.е. рефлексия- отражение.
Говорится так же что «Вторая, лишенная избирательности,— «с рефлексией».»
О чем это? На мой взгляд, о том, что человек на этой ступени не может избирать свободно, он выбирает только по своему опыту, по отражению в своем сознании и по своему уровню развития.
Только по мере наработки жизненного опыта и увеличении качества саттвы в себе, человек больше будет избирать объекты с саттвой, а если он еще на уровне тамаса- будет избирать тамасические объекты для рефлексии и познания, если в нем преобладает качество раджаса, то соответственно он будет избирать такие энергии и направления.
Чем больше накапливается в человеке высших вибраций, более определенным становится и его Луч, энергии становятся более упорядоченными и однородными, т.е. становится проявленным цвет его Луча. Но и в этом случае будет избирание объектов для познания и для общения по своему цвету Луча, и все объекты будут охватываться своих оттенком.
В любом случае, чем выше эволюция, тем более упорядоченная сатвически энергия, более ясная, прозрачная картина и просветляющее состояние ума. И ученик начинает видеть по родственному направлению собственного качества сознания именно тот Высший Образ, с которым у него исконная связь.
На третьей ступени, про которую говорится «Блаженство есть [внутренний] подъем»
Когда сознание нацелено на какую-то возвышенную цель и проводишь много времени в сосредоточении на решении задачи, когда все вокруг начинаешь видеть сквозь призму различающую, раскладывающую на качества, и прозрачное для понимания, когда формы объектов уже не мешают видеть идеи, скрытые за формой.
Это понимаю и не только понимаю, но и испытывала не раз, как раз то состояние, когда происходит резонанс внутреннего частотного состояния сознания при соприкосновении с Душами внешних объектов. Идет соединение Душ. И поднимается такое радостное торжественное состояние. Что по-другому и не назовешь, как только: « блаженство это внутренний подъем» это очень точно сказано. Подъем к Душе.
Конечно, такое состояние бывает не так уж часто, поскольку «еще грехи в рай не пускают». Да и нет необходимости все время пребывать в блаженстве, когда необходимо трудится в этом мире.
О четвертой ступени даже ничего не буду говорить, так как это все еще так далеко.