Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Ответ
Показать только "Спасибо!"
Показать важные сообщения
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 29.03.2022, 08:54   #1
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 835
Благодарности: 239
Поблагодарили 148 раз(а) в 123 сообщениях
По умолчанию Притчи о познании и знании

ТРИ ВИДА ПОЗНАНИЯ



Ибн аль-Араби из Испании передал этот древнейший закон своим последователям:

"Существуют три вида познания. Первое - это познание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Это интеллектуализм.

Вторым идёт познание состояний, включающее как эмоциональные переживания, так и необычные состояния сознания, когда человек полагает, что воспринимает нечто высшее, но не может использовать его. Это эмоционализм.

Третье - это истинное познание, называемое Знанием Реальности. Человек, обладающий этим видом познания, способен различать, что является правильным и истинным, поверх границ мысли и чувства. Схоласты и ученые сосредотачиваются на первой форме знания. Эмоционалисты и эмпирики пользуются второй формой. Остальные пользуются обеими вместе, либо то одной, то другой.

Но люди, постигающие истину, - это те, кто знает, как воссоединяться с реальностью, которая простирается поверх этих обоих видов познания".

***

Тема для притч и философских сказок. Философия суфизма и древней мудрости.
__________________
Семь Морей - приглашение в плавание

Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 09:04   #2
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 835
Благодарности: 239
Поблагодарили 148 раз(а) в 123 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Когда меняются воды

Эхо Зу-н-Нуна
Зу-н-Нун Абу Фаид Савбан ибн Ибрахим аль-Мисри, (796-859) египетский суфий, посвящённый, врач, историк, поэт…

- Настанет день, когда исчезнет вся вода...

И ей на смену вдруг появится иная,

Да станут люди с той воды сходить с ума, -

Сказал так Хидр, Учитель суфиев, вздыхая.

Но лишь один всего на свете человек

Значенье слов, что были сказаны, отметил.

Собрал большой запас воды, на целый век.

Стал ожидать. И день предсказанный он встретил.



Иссякли реки и колодцы, и моря.

А человек в своём убежище - остался.

Когда же вышел он, то понял, что не зря

Собрал он воды, не напрасно постарался.



Вокруг текла вода, но люди – то… безумны!

Они не помнят ни истории, ни то,

Что было сказано о водах. Мысли скудны,

Не знают счастья, время льётся в решето.



Он поначалу не притрагивался к водам.

Но одиночество сыграло свою роль.

Он покорился неизбежным переходам!

Плен одиночества - немыслимая боль.

Отпил глоток воды... И стал на всех похожим!

Забыв про свой запас и мудрость старины.

- Да он поправился! - сказал один прохожий.

Был сумасшедшим, а теперь совсем как мы.

Ещё притчи Зу-н-нуна - тут, а тут общий перечень.
__________________
Семь Морей - приглашение в плавание

Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 11:20   #3
Речник
 
Аватар для Речник
 
Рег-ция: 16.12.2013
Адрес: С-Пб
Сообщения: 5,399
Благодарности: 873
Поблагодарили 1,851 раз(а) в 1,271 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

АЛЬ-ГАЗАЛИ

Аль-Газали, философ и суфий двенадцатого века, в своей "Книге Знаний" приводит следующую строку Аль-Мутанаби: "Больному человеку сладкая вода кажется горькой на вкус".
Это могло бы послужить отличным девизом самому Газали. За восемьсот лет до Павлова он выделил и закрепил в сознании современников (часто в прелестных притчах, иногда в поразительно "современных" выражениях) проблему обусловленности.
Несмотря на открытия Павлова и десятки книг и отчетов о клинических исследованиях в области человеческого поведения, появившихся за последние годы, рядовые исследователи явлений, связанных с психикой, по-прежнему не подозревают о гипнотической силе навязанных идей. (Одной из наиболее поразительных особенностей современного человека является то, что, несмотря на изобилие научных доказательств, он чрезвычайно трудно усваивает ту истину, что его убеждения далеко не всегда связаны с его умственным развитием, культурным уровнем или его системой ценностей. Так что, почти сам того не осознавая, он предрасположен к навязыванию идей.) В тоталитарном обществе навязывание идей считается явлением весьма желательным -- разумеется, если насаждаются идеи данного общества. В обществах же иного типа о существовании этого явления едва ли подозревают. Но именно это и делает почти каждого человека уязвимым с этой стороны.
Труд Газали не только предвосхищает, но даже превосходит нынешние знания в этой области. В вопросе о том, представляет ли навязывание идей (открытое или негласное) явление желательное, или наоборот, а также неизбежно оно или нет, мнения нынешних специалистов расходятся.
Газали не только указывает на то, что идея, которую люди называют своим убеждением или верованием, может фактически оказаться навязанной, он недвусмысленно заявляет, в соответствии с принципами суфизма, что такое состояние не является неизбежным, и настаивает, что люди обязаны уметь его распознавать.
Книги Газали сжигались средиземноморскими фанатиками повсюду, от Испании до Сирии. В наше время их больше не предают пламени костра, но их влияние -- за исключением, возможно, круга суфиев -- уменьшилось; они мало изучаются.
Газали считал, что очень легко потерять способность различать убеждения и знания. Когда такое случается, на тех, кто знает эту разницу, ложится обязанность разъяснить ее, насколько это в их силах.
Научные, психологические открытия Газали, хотя широко используются самыми разными учеными мужами, не получили должного признания, вследствие его особого упора на то, что в основе их не лежат никакие научные или логические методы. Он приобрел все свои знания благодаря суфийскому воспитанию, принадлежности к суфиям и путем непосредственного восприятия истины, не имеющего ничего общего с механическим умствованием. Это, конечно же, сразу выводит его из разряда, так называемых, ученых. Забавно, однако, что его открытия столь поразительны, что, кажется, в глубине души ученые не прочь бы узнать, каким образом он пришел к ним.
"Мистицизм", получивший репутацию чего-то непристойного, подобен собаке из пословицы: если его нельзя повесить, то можно, по крайней мере, игнорировать. Явный метод схоластической психологии: примите открытия человека, если невозможно отрицать их, но игнорируйте его метод, если он не соответствует вашим представлениям о методах.
Если бы Газали достиг лишь незначительных успехов, он бы вошел в историю как рядовой мистик и как очередное доказательство, что мистицизм, в аспекте образовательном и социальном, непродуктивен.
Влияние Газали на западную мысль во всех ее сферах, по общему признанию, огромно. Но само это влияние являет собой действие закона обусловленности: философы средневекового христианского мира, принявшие многие его идеи, делали это крайне выборочно, совершенно игнорируя те положения, которые угрожали их собственной деятельности по навязыванию определенных идей окружающему обществу.
Комплекс идей Газали был направлен на то, чтобы донести до круга людей более широкого, чем сравнительно небольшой круг суфиев, конкретное различие между верованием и насажденной идеей. Он подчеркивал роль воспитания в укоренении религиозных убеждений и советовал своим читателям изучать механизм этого процесса. Он настаивал на признании того, что образованные и ученые мужи могут быть и часто являются глупцами и могут оказаться фанатиками и одержимыми. Он заявлял, что помимо таких вещей, как обладание информацией и способность ее воспроизводить, существует еще и знание, которое оказывается более высокой формой человеческой мысли.
Привычку путать убеждение со знанием, -- привычку, с которой в наше время приходится сталкиваться повседневно, Газали считает эпидемическим заболеванием.
Говоря все это с обилием примеров и в духе откровенной непочтительности к "научному подходу", Газали выступал не просто в роли обычного диагностика. Сам он приобрел свои знания чисто суфийским путем и понимал, что высшее понимание, являясь, по существу, достоянием суфиев, доступно лишь людям, способным различать и избегать явления, которые он анализировал.
Речник вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 11:30   #4
Речник
 
Аватар для Речник
 
Рег-ция: 16.12.2013
Адрес: С-Пб
Сообщения: 5,399
Благодарности: 873
Поблагодарили 1,851 раз(а) в 1,271 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

ПОГОНЯ ЗА ЗНАМЕНИТОСТЯМИ
Человеку, спасенному от свирепого льва, безразлично -- совершено ли это неизвестным лицом или прославленным мужем. Отчего же тогда люди так стремятся получить знание от знаменитостей?

ПРИРОДА БОЖЕСТВЕННОГО ЗНАНИЯ
Вопрос Божественного Знания настолько глубок, что во всей полноте известен только тем, кто обладает им.
Ребенок не имеет истинного представления о достижениях взрослого. Средний взрослый не в силах понять достижения ученого мужа.
Точно так же ученый неспособен понять практику просветленных святых или суфиев.

ВЫ ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬСЯ

"Вы должны подготовиться к преображению, после которого не будет ничего из того, к чему вы привыкли, -- говорит Газали. -- После смерти ваше "я" должно будет ответить за все те стремления и побуждения, которые рождались у вас в этой жизни. Если вы останетесь в сфере притяжения того немногого, с чем вы хорошо знакомы, то переход сделает вас просто ничтожеством".

НЕВЕЖЕСТВО

Люди многому противятся, потому что ничего о нем не знают.

ТАНЕЦ

Ученик попросил разрешения участвовать в "танце" суфиев.
Шейх сказал: "Не ешь ничего три дня. Затем пусть приготовят вкуснейшие блюда. Если ты предпочтешь "танец", можешь принять в нем участие".

ГЛУПОЕ "Я"

Если вы не можете отыскать среди людей достойного примера преданности, изучайте жизнеописания суфиев. Человек должен также твердить себе: "О, мое "я"! Ты считаешь себя умным и расстраиваешься, когда тебя называют глупым. Но в действительности разве это не так? Ты запасаешься одеждой на зиму, но не заботишься о запасах для жизни той. Ты подобно человеку, который зимой говорит: "Я не стану носить теплые одежды, но полагаюсь на милость Божью, пусть она защитит меня от холода". Он не понимает, что, создав холод, Бог также дал человеку средства защиты от него".

ЧЕЛОВЕК БЫЛ СОЗДАН, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ

Верблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его в храбрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят более многочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться.

ЦЕНА ЗНАНИЯ
"Это знание, несомненно, имеет цену. Оно дается только тому, кто способен хранить его и не утратить".

Последний раз редактировалось Речник, 29.03.2022 в 11:35.
Речник вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 11:52   #5
яБорис
 
Рег-ция: 26.07.2010
Адрес: Россия
Сообщения: 7,083
Благодарности: 632
Поблагодарили 561 раз(а) в 511 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от Речник Посмотреть сообщение
Газали считал, что очень легко потерять способность различать убеждения и знания.
А в чем это различие?
яБорис вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 12:50   #6
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 835
Благодарности: 239
Поблагодарили 148 раз(а) в 123 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от Речник Посмотреть сообщение
Газали считал, что очень легко потерять способность различать убеждения и знания.
А в чем это различие?
На этот вопрос Аль-Газали мог бы ответить самыми разными примерами из жизни.
Убеждения человека в том, что лучшее предпочтительнее худшего, например, что цветочный аромат лучше гнилостного запаха, опровергает знание конкретных свойств реальности.

На уровне аллегории притча может так прозвучать.

НА ВОСТОЧНОМ БАЗАРЕ

Эхо аль –Газали
Как-то раз на восточном базаре,
Там, где ряд благовоний стоял,
Неизвестный упал, как в угаре...
Странный обморок вмиг обуял...

Люди вкруг обступили, вздыхают,
Шепчут, брызжут холодной водой,
И сомнения одолевают:
может, странник уже не живой?

- Эй, торговцы, вглядитесь-ка лучше,
Может, знает хоть кто-то его?
Но в рядах лишь галдели тягуче -
этой публике не до того...
Есть в их жизни дела поважнее,
и товар дорогой: хмель, духи,
И приправы и мази-елеи, но один всё ж узнал и... - Хи-хи...

Это ж мусорщик с улицы Дикой,
благовоний не смог он стерпеть,
Ведь дышать он привык не гвоздикой,
а тухлятиной, больно смотреть...

В тот же миг отыскали тряпицу,
с чьих-то рук обтиравшую грязь.
Обошлось без врачей и больницы –
гниль вдохнул он - и жизнь обрелась.



Абу Хами́д Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газали́ ат-Туси́ (араб. ابو حامد محمد بن محمد الغزالى‎, Абу Ха́мид Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газа́ли; 1058, Тус — 19 декабря 1111, Тус) — исламский богослов, правовед, философ и мистик родом из Хорасана (совр. Иран)[3]. Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма. Деятельность аль-Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, а также на формулирование теоретических основ суфизма.
__________________
Семь Морей - приглашение в плавание


Последний раз редактировалось Феана, 29.03.2022 в 13:03.
Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 13:06   #7
яБорис
 
Рег-ция: 26.07.2010
Адрес: Россия
Сообщения: 7,083
Благодарности: 632
Поблагодарили 561 раз(а) в 511 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от Феана Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от Речник Посмотреть сообщение
Газали считал, что очень легко потерять способность различать убеждения и знания.
А в чем это различие?
На этот вопрос Аль-Газали мог бы ответить самыми разными примерами из жизни.
Убеждения человека в том, что лучшее предпочтительнее худшего, например, что цветочный аромат лучше гнилостного запаха, опровергает знание конкретных свойств реальности.

На уровне аллегории притча может так прозвучать.

НА ВОСТОЧНОМ БАЗАРЕ

Эхо аль –Газали
Как-то раз на восточном базаре,
Там, где ряд благовоний стоял,
Неизвестный упал, как в угаре...
Странный обморок вмиг обуял...

Люди вкруг обступили, вздыхают,
Шепчут, брызжут холодной водой,
И сомнения одолевают:
может, странник уже не живой?

- Эй, торговцы, вглядитесь-ка лучше,
Может, знает хоть кто-то его?
Но в рядах лишь галдели тягуче -
этой публике не до того...
Есть в их жизни дела поважнее,
и товар дорогой: хмель, духи,
И приправы и мази-елеи, но один всё ж узнал и... - Хи-хи...

Это ж мусорщик с улицы Дикой,
благовоний не смог он стерпеть,
Ведь дышать он привык не гвоздикой,
а тухлятиной, больно смотреть...

В тот же миг отыскали тряпицу,
с чьих-то рук обтиравшую грязь.
Обошлось без врачей и больницы –
гниль вдохнул он - и жизнь обрелась.
Феана, спасибо... хорошая тема (имхо)
Начну с вопроса...может ли обобщение (любое) отражать полноту истинности суждения?
К чему спрашиваю?
Цитата:
Убеждения человека в том, что лучшее предпочтительнее худшего, например, что цветочный аромат лучше гнилостного запаха, опровергает знание конкретных свойств реальности.
Убеждения какого человека?

Последний раз редактировалось яБорис, 29.03.2022 в 13:08.
яБорис вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 13:24   #8
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 835
Благодарности: 239
Поблагодарили 148 раз(а) в 123 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
Феана, спасибо... хорошая тема (имхо)
Начну с вопроса...может ли обобщение (любое) отражать полноту истинности суждения?
К чему спрашиваю?
Рада, что тема понравилась вам, поэтому предлагаю придерживаться темы - притчи и обсуждение,
отвечу на ваш вопрос кратко - нет, кроме того, "полноты" недостаточно, есть ещё глубина. Вы правы, уровни разные.

***
Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 13:41   #9
яБорис
 
Рег-ция: 26.07.2010
Адрес: Россия
Сообщения: 7,083
Благодарности: 632
Поблагодарили 561 раз(а) в 511 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от Феана Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
Феана, спасибо... хорошая тема (имхо)
Начну с вопроса...может ли обобщение (любое) отражать полноту истинности суждения?
К чему спрашиваю?
Рада, что тема понравилась вам, поэтому предлагаю придерживаться темы - притчи и обсуждение,
отвечу на ваш вопрос кратко - нет, кроме того, "полноты" недостаточно, есть ещё глубина. Вы правы, уровни разные.

***
Согласен придерживаться.
Фраза из поста Речника о том, что суфий Газали различает убеждения и знания соответствует ли теме? Если нет, то оставим этот момент.

Цитата:
Сообщение от Речник Посмотреть сообщение
Газали считал, что очень легко потерять способность различать убеждения и знания.
яБорис вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 13:57   #10
Речник
 
Аватар для Речник
 
Рег-ция: 16.12.2013
Адрес: С-Пб
Сообщения: 5,399
Благодарности: 873
Поблагодарили 1,851 раз(а) в 1,271 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
А в чем это различие?
Есть такой фильм Ким Ки Дука «Весна, лето, осень и снова Весна». Мальчика воспитывал отшельник, показывал на примерах природы, как всё устроено. (Убивать и мучить живую тварь – грех.) Это было Знание, закреплённое практикой. И чем всё закончилось ? Страстное убеждение завладело Сознанием и победило Знание.
Речник вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 14:02   #11
яБорис
 
Рег-ция: 26.07.2010
Адрес: Россия
Сообщения: 7,083
Благодарности: 632
Поблагодарили 561 раз(а) в 511 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от Речник Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
А в чем это различие?
Есть такой фильм Ким Ки Дука «Весна, лето, осень и снова Весна». Мальчика воспитывал отшельник, показывал на примерах природы, как всё устроено. (Убивать и мучить живую тварь – грех.) Это было Знание, закреплённое практикой. И чем всё закончилось ? Страстное убеждение завладело Сознанием и победило Знание.
яБорис вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 14:08   #12
яБорис
 
Рег-ция: 26.07.2010
Адрес: Россия
Сообщения: 7,083
Благодарности: 632
Поблагодарили 561 раз(а) в 511 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от Феана Посмотреть сообщение
кроме того, "полноты" недостаточно, есть ещё глубина.
Понятие "полноты" можно признать абсолютным..."глубина" явно относительное понятие. Да?
яБорис вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 14:10   #13
яБорис
 
Рег-ция: 26.07.2010
Адрес: Россия
Сообщения: 7,083
Благодарности: 632
Поблагодарили 561 раз(а) в 511 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
поэтому предлагаю придерживаться темы - притчи и обсуждение
Каждая притча несёт свой смысл, а какой предлагается смысл ВСЕХ притч?
яБорис вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 14:54   #14
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 835
Благодарности: 239
Поблагодарили 148 раз(а) в 123 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Я вовсе не против дискуссии, лишь бы не уходить в туманные отвлечения, типа

Цитата:
Каждая притча несёт свой смысл, а какой предлагается смысл ВСЕХ притч?
Смысл сказок, притч и мудрости образовательный, но и вся жизнь тот же смысл имеет. Однако, каждый свои смыслы видит и свои цели ставит.

Цитата:
Понятие "полноты" можно признать абсолютным..."глубина" явно относительное понятие. Да?
Всё относительно. А признавать или нет, дело личного выбора. В моём мире Абсолют не является прилагательным...

***

Продолжим притчи о знании
из наследия Аль-Газали, тут как раз об уровнях и глубине можно бы подумать.

Притча о трёх областях

Пусть резюме покажется простым,
И пусть не каждый в нём увидит больше,
Ствол дерева… с годами станет толще,
Сюжет же остается молодым.

***
Так велико различье жизни одного
Из человеческого общества и всех,
Но много больше всё ж различие помех,
Что нам мешают видеть сущности всего...

А жизнь построена подобьем образца,
Столь очевидного в понятии одних,
И столь открытого по мнению других,
Но не разгаданного всё же до конца.

Тот образец подвержен времени теченью,
И распадается на множество иных,
Таких же правильных образчиков благих.
Но люди знают лишь фрагментов назначенье...

И неизменно те значения находят,
Что ожидают... а не те, что существуют
На самом деле.
Вот о них и повествуют
Седые сказки, что из Вечности восходят...

Когда ты хлеб печёшь, зачем о производстве
Муки иль соли постоянно поминать?
Следи за временем, как преданная мать
Растит ребёнка, и в любви, и в благородстве...

***

Суфийской ниточкой, но собственной иглою
Я постараюсь вышивать по образцу
Прекрасной притчи с уваженьем к мудрецу
Ал-Газали, что разговор ведёт со мною...

Мы для примера область первую рассмотрим...
Пшеница в поле, и в источнике вода.
И в шахте соль. Всё - завершенное пока...
Как человек, который сам с собой не спорит...

У всех субстанций есть возможности, они
Могли бы прежними подолгу оставаться,
Как в человеке, но могли бы изменяться
По обстоятельствам, усильями в Пути...

Вторая область состоянья человека
Даёт возможности активности. Итак,
Преобразуется в муку чудесный злак,
Соль очищают, а вода - напитки века.

Коль в первой области - возможность к измененью,
То во второй уже есть практика для Знанья,
Анализ опыта и тяга пониманья,
И к третьей области доступное теченье.

И только там, где составные элементы
Прекрасны качеством, в количестве точны,
Где место, время и поток соблюдены,
Играют дрожжи, как души эквиваленты...

И превращается всё в тесто Существа...
Пылает печь для хлеба!
Что же ещё нужно?
Прикосновение!
Внутри, да и наружно...
И сотворяющая хлынет к вам волна.

***

Когда ты хлеб печёшь, зачем о производстве
Муки иль соли постоянно поминать.
Есть Место, Время, есть и преданная Мать.
Растит дитя своё в Любви и благородстве...

***

Традиционная религия и школы
Метафизических, мистических наук
И точных знаний, как и прежде, только жнут,
Иль перемалывают образцы основы.
Но для того, чтобы продвинуться в Пути,
Прикосновение нам должно обрести.
А по заказу это чудо не свершится,
Но существует то, чему должны учиться.
__________________
Семь Морей - приглашение в плавание

Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 18:10   #15
яБорис
 
Рег-ция: 26.07.2010
Адрес: Россия
Сообщения: 7,083
Благодарности: 632
Поблагодарили 561 раз(а) в 511 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от Феана Посмотреть сообщение
Я вовсе не против дискуссии, лишь бы не уходить в туманные отвлечения, типа

Цитата:
Каждая притча несёт свой смысл, а какой предлагается смысл ВСЕХ притч?
Смысл сказок, притч и мудрости образовательный, но и вся жизнь тот же смысл имеет. Однако, каждый свои смыслы видит и свои цели ставит.

Цитата:
Понятие "полноты" можно признать абсолютным..."глубина" явно относительное понятие. Да?
Всё относительно. А признавать или нет, дело личного выбора. В моём мире Абсолют не является прилагательным...

***

Продолжим притчи о знании
из наследия Аль-Газали, тут как раз об уровнях и глубине можно бы подумать.

Притча о трёх областях

Пусть резюме покажется простым,
И пусть не каждый в нём увидит больше,
Ствол дерева… с годами станет толще,
Сюжет же остается молодым.

***
Так велико различье жизни одного
Из человеческого общества и всех,
Но много больше всё ж различие помех,
Что нам мешают видеть сущности всего...

А жизнь построена подобьем образца,
Столь очевидного в понятии одних,
И столь открытого по мнению других,
Но не разгаданного всё же до конца.

Тот образец подвержен времени теченью,
И распадается на множество иных,
Таких же правильных образчиков благих.
Но люди знают лишь фрагментов назначенье...

И неизменно те значения находят,
Что ожидают... а не те, что существуют
На самом деле.
Вот о них и повествуют
Седые сказки, что из Вечности восходят...

Когда ты хлеб печёшь, зачем о производстве
Муки иль соли постоянно поминать?
Следи за временем, как преданная мать
Растит ребёнка, и в любви, и в благородстве...

***

Суфийской ниточкой, но собственной иглою
Я постараюсь вышивать по образцу
Прекрасной притчи с уваженьем к мудрецу
Ал-Газали, что разговор ведёт со мною...

Мы для примера область первую рассмотрим...
Пшеница в поле, и в источнике вода.
И в шахте соль. Всё - завершенное пока...
Как человек, который сам с собой не спорит...

У всех субстанций есть возможности, они
Могли бы прежними подолгу оставаться,
Как в человеке, но могли бы изменяться
По обстоятельствам, усильями в Пути...

Вторая область состоянья человека
Даёт возможности активности. Итак,
Преобразуется в муку чудесный злак,
Соль очищают, а вода - напитки века.

Коль в первой области - возможность к измененью,
То во второй уже есть практика для Знанья,
Анализ опыта и тяга пониманья,
И к третьей области доступное теченье.

И только там, где составные элементы
Прекрасны качеством, в количестве точны,
Где место, время и поток соблюдены,
Играют дрожжи, как души эквиваленты...

И превращается всё в тесто Существа...
Пылает печь для хлеба!
Что же ещё нужно?
Прикосновение!
Внутри, да и наружно...
И сотворяющая хлынет к вам волна.

***

Когда ты хлеб печёшь, зачем о производстве
Муки иль соли постоянно поминать.
Есть Место, Время, есть и преданная Мать.
Растит дитя своё в Любви и благородстве...

***

Традиционная религия и школы
Метафизических, мистических наук
И точных знаний, как и прежде, только жнут,
Иль перемалывают образцы основы.
Но для того, чтобы продвинуться в Пути,
Прикосновение нам должно обрести.
А по заказу это чудо не свершится,
Но существует то, чему должны учиться.
Совершенно с вами согласен - уход в отвлеченности...лишь пустая трата времени.
Часто подчеркиваю, что важен не только копипаст изречений, притч и цитат великих, а признавая разный уровень людей, важны именно комментарии...те смысл из прочитанного, которые воспринимаем мы.
Цели и смыслы, конечно, разные, но что есть некий магнит к которому тяготеют и цели и смыслы с разной силой притяжения?
О прилагательном ...
Абсолют...Истина...Бог ...Полнота...есть лишь формы, наполняемые смысловым содержанием...каждым из нас.
Интересны ваши личные комментарии на приведенные вами же...притчи.

Традиционная религия и школы
Метафизических, мистических наук
И точных знаний, как и прежде, только жнут,
Иль перемалывают образцы основы.
Но для того, чтобы продвинуться в Пути,
Прикосновение нам должно обрести.
А по заказу это чудо не свершится,
Но существует то, чему должны учиться.

Последний раз редактировалось яБорис, 29.03.2022 в 18:13.
яБорис вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 19:39   #16
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 835
Благодарности: 239
Поблагодарили 148 раз(а) в 123 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
Интересны ваши личные комментарии на приведенные вами же...притчи.

Традиционная религия и школы
Метафизических, мистических наук
И точных знаний, как и прежде, только жнут,
Иль перемалывают образцы основы.
Но для того, чтобы продвинуться в Пути,
Прикосновение нам должно обрести.
А по заказу это чудо не свершится,
Но существует то, чему должны учиться.
Так этот и был мой комментарий на притчу. Может, не совсем ясно выразила? То, чему должны учиться, всегда рядом... буквально, а мы ищем обычно где-то далеко, заказывая мысленно "чудо"...



Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
есть некий магнит к которому тяготеют и цели и смыслы с разной силой притяжения?
Что вы думаете о магните?
Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 20:20   #17
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 835
Благодарности: 239
Поблагодарили 148 раз(а) в 123 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
...важен не только копипаст изречений, притч и цитат великих, а признавая разный уровень людей, важны именно комментарии...те смысл из прочитанного, которые воспринимаем мы.
У меня выходит так, что после прочтения притчи проходит какое-то время, забывается нечто, но потом некая изюминка скрытого в притче подтекста является сама, (а в суфийских притчах бывает до семи уровней скрытых значений), и тогда возникает желание изложить сюжет в ритмичной форме. Сохранив по возможности ценное-скрытое, для самостоятельной разгадки будущими читателями. Самое интересное в притчах суфиев - этот самостоятельный поиск.
Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 20:31   #18
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 835
Благодарности: 239
Поблагодарили 148 раз(а) в 123 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Каждый читающий сам знает, что и как ему читать, зачем и когда, но суфий относится к любым своим действиям несколько иначе, чем большинство людей. Инаковость состоит в глубинной гармоничности каждого проживаемого им мгновения. Порою кажется, что суфийское отношение к жизни настолько естественно, что и говорить незачем, но итог любого действия, результат дел и мыслей мудрых людей удивляет, а порою вызывает восхищённое недоумение. Как, каким образом из самых простых слов и обычнейших дел суфий умеет извлекать необходимое!


Чтение суфийских притч занятие увлекательное и полезное для самостоятельного осмысления. Прежде всего, следует настроиться на непростое, а сказочное действие, как бы перевоплотившись в персонажа притчи, ибо поверхностное прочтение лишь развлечёт, а не научит или подарит читателю нечто ценное. Особенно важно с первых слов почувствовать идею сюжета или цель неизвестного миру автора притчи. Притчи суфиев отличаются от других видов обучающих историй, басен, сказок и притч тем, что содержат многослойные уровни их рассмотрения при повторном обращении, но не сразу, а спустя длительное время. Как орешек, скорлупки которого не просто отделить от нежной мякоти плода, так и притчи суфиев, порою кажутся твёрдыми и простыми на вид сюжетами...

Приведу пример одной из любимых моих притч.



НАКШБАНДИ


Учитель дервишей, великий Накшбанди*,
Вёл разговор на главной площади столицы.
Лазурь мечетей восходила от земли,
И улетали ввысь премудрости жар-птицы.

Но вот случайно в круг собравшихся вошёл
Бродячий дервиш, что из братства Маламати, -
«Людьми укора» называли, «светом шор»...
И разговор прервался, будто бы… некстати.

- Идёшь откуда ты? Скажи, любезный друг?
Так суфий суфия приветствует обычно,
- Я представленья не имею, путь мой - круг, -
Шутя, ответил, осмотревшись вскользь, тактично.

А уж вокруг зашелестели:
- Пустозвон!
Учитель, строго ход беседы соблюдая,
Вопрос второй ему, повысив голос, тон:
- Куда идёшь ты? - а в ответ опять, -
- Не знаю.

- А что есть бог? - опять,
- Не знаю.
- Что есть зло?...
- А что же правильно? - Тут дервиш улыбнулся:
- Да то, что нравится, и что мне хорошо!
- А что неправильно?
- Что плохо мне, - запнулся...


И тут толпа во гневе прочь его смела.
Но он ушёл целенаправленно и смело
В том направлении, что значит - никуда...
А Накшбанди сказал:

- Он сделал свое дело!

«Людьми укора» называли только тех, кто, словно зеркало, покажет отраженье того, что мы не видим, просто не успев заметить то, что затмевает самомненье.

Когда ты делом занят истинно своим, то любопытным ты не станешь объяснять, и даже тем, кто жаждет видеть и понять поток всех дел и русло действий вместе с ним... Любая внешняя оценка этих дел второстепенна тем, кто сутью овладел.
http://stihi.ru/2006/09/10-1809


Разбор суфийских притч следует делать самостоятельно, но для тех, кто впервые читает такие тексты, поясню. В самом начале обычно заложен "краеугольный" камень, о который читателю нужно бы споткнуться... то есть, не просто внимательно прочесть начало сказки, а «включиться» сознанием. Например, так.

Учитель дервишей, великий Накшбанди
Вёл разговор на главной площади столицы.

На что следует обратить внимание тут? На то, что перед нами не учитель людей, собравшихся на площади, а учитель дервишей! Что он просто вёл разговор, а не учил! Ибо не было рядом учеников, а лишь любопытные, считающие, что вполне понимают великого Учителя. Обратите внимание на то, что главная площадь восточной столицы обычно базарная, то есть, это место, где собираются болтающие торгаши и покупатели, а не ученики...


Тем не менее, суфий – человек в миру, но не от мира - несёт свет знания именно в тёмную толпу простого народа. Обычным разговором, необычными ответами, мимолётной мудрой беседой можно достичь большего, чем поучением.


Учитель дервишей узнал вошедшего в толпу суфия и приветствовал его в соответствии с традицией, имеющей важное значение для суфиев. Понимая, что собравшиеся не в состоянии извлечь пользу немедленно от их разговора друг с другом, они все же демонстрируют его на публике, реагирующей «правильно» на «болтуна», в котором та не способна увидеть своё отражение. В притче говорится:

А уж вокруг зашелестели:

- Пустозвон!

Мастер, понимая важность момента для окружающих, интонацией своих вопросов усиливает внимание собравшихся, вынуждая прислушаться и подумать чуть глубже, чем обычно. На первый взгляд, разговор выявляет «глупые» ответы «несведущего» в философии бродячего дервиша, в то же время, каждый ответ суфия Учителю предельно прям и точен.

- Куда идёшь ты? - а в ответ опять, -

- Не знаю.

В самом деле, в философском смысле понимания пути, человек не знает цели своего движения в годах и не может правильно сказать о конечном пункте. Суфий понял, что вопрос Учителя именно философского, а не бытового плана. Кто может понимать, понимает сразу, но другим нужно время для осознания. В завершении беседы звучит:

- А что неправильно?
- Что плохо мне, - запнулся...

Почему же запнулся уверенный и знающий человек? Да потому, что толпа тотчас сделала неправильные выводы: плохо стало и ему, и одновременно самой толпе. Неправильно то, что плохо – так он ответил и ситуация показала его ответ на деле! Казалось бы - простая притча, очевидные вещи говорятся, но это лишь первый уровень рассмотрения её.

Более глубоко разобрать уровни любой сказки или притчи стоит постараться самому читателю!



Справка


* Бахауддин Мухаммад ибн Бурхануддин Мухаммад аль-Бухари; или Бахауддини Балогардон родился в марте 1318, в Касри-Хиндуване (ныне в Каганском районе) близ Бухары, в Узбекистане — скончался в марте 1389,в Касри-Хиндуване великий религиозный деятель, известен также как суфийский учитель, считается основателем самого значительного суфийского ордена Накшбанди (фактически он является пятым шейхом ордена). Известен как Бахауддин Накшбанд, Ходжаи Бузург и Шахи Накшбанд.


Суфизм (араб. Ат-тасаввуф – мистицизм), как мистико-аскетическое течение в исламе впервые появился на рубеже VIII–IХ вв. в западных регионах мусульманского мира (Египет, Сирия, Ирак) под влиянием восточно-христианского монашества. К Х в. суфизм, отделившись от аскетизма, складывается в прогрессивное для своего времени самостоятельное религиозное философско-нравственное течение в рамках ислама и широко распространяется по всему мусульманскому миру на обширной территории Арабского Халифата от Египта и Испании на западе до Восточного Туркестана на востоке, в том числе в Иране и Средней Азии. Мистико-аскетическое течение в исламе не является исключительным феноменом этой религии, прослеживается во всех религиозных системах мира – в христианском монашестве, откуда непосредственно было заимствовано это течение, иудаизме (каббала), в буддизме и индуизме (многочисленные и разнообразные формы монашества) и уходит вглубь веков.
__________________
Семь Морей - приглашение в плавание

Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.03.2022, 20:36   #19
яБорис
 
Рег-ция: 26.07.2010
Адрес: Россия
Сообщения: 7,083
Благодарности: 632
Поблагодарили 561 раз(а) в 511 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от Феана Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
Интересны ваши личные комментарии на приведенные вами же...притчи.

Традиционная религия и школы
Метафизических, мистических наук
И точных знаний, как и прежде, только жнут,
Иль перемалывают образцы основы.
Но для того, чтобы продвинуться в Пути,
Прикосновение нам должно обрести.
А по заказу это чудо не свершится,
Но существует то, чему должны учиться.
Так этот и был мой комментарий на притчу. Может, не совсем ясно выразила? То, чему должны учиться, всегда рядом... буквально, а мы ищем обычно где-то далеко, заказывая мысленно "чудо"...
Набрал притчу в поисковик...и не увидел в каком месте притча отделена от вашего комментария.
https://kovcheg.ucoz.ru/forum/79-1868-1





Цитата:
Сообщение от Феана Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
есть некий магнит к которому тяготеют и цели и смыслы с разной силой притяжения?
Что вы думаете о магните?
Я думаю, что должна быть единая истинная устремленность и цель для Человека и она должна быть найдена.

Последний раз редактировалось яБорис, 29.03.2022 в 20:38.
яБорис вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 30.03.2022, 08:21   #20
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 835
Благодарности: 239
Поблагодарили 148 раз(а) в 123 сообщениях
По умолчанию Ответ: Притчи о познании и знании

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
Набрал притчу в поисковик...и не увидел в каком месте притча отделена от вашего комментария.
https://kovcheg.ucoz.ru/forum/79-1868-1
Эту притчу я и публиковала, у меня несколько имён (Логинов)... в зависимости от того, с кем происходит сотворчество.
А как бы вы хотели, чтобы я отделяла?
Когда перевожу первоисточники всегда появляются и смысловые дополнения, иначе не бывает при переводе текста, если из прозы в ритмы.
Часть переводов притч в ритмы я публиковала в одной из мастерских тут.

Цитата:
Сообщение от яБорис Посмотреть сообщение
Я думаю, что должна быть единая истинная устремленность и цель для Человека и она должна быть найдена.
Конечно должна осознаваться и существует общая цель. Вы хотите, чтобы каждый выражал её одинаковыми словами или единым символом?
Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Еще сообщения
Создать новую тему Ответ

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Осознание красоты спасет Мир > Литературная гостиная

Теги: , ,

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Сказки и Притчи :) Айсабина Литературная гостиная 459 06.08.2022 14:16
Е.П. Блаватская о научном познании Владимир Чернявский Публикации 7 10.11.2021 19:41
Принцип Христа в познании Diotima Агни Йога и Теософия 538 05.03.2020 15:05
Видеоролики: Притчи студент Библиотека ссылок 27 17.01.2011 14:38
Роль Учителя в познании истины Konstantin777 Учителя 11 22.10.2010 23:32

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 22:50.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги