Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Ответ
Показать только "Спасибо!"
Показать важные сообщения
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 30.04.2013, 20:22   #1
Владимир Чернявский
Administrator
 
Рег-ция: 14.12.2002
Адрес: Москва
Сообщения: 44,245
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,949
Поблагодарили 6,837 раз(а) в 4,654 сообщениях
По умолчанию А.В.Владимиров "Мировой План Махатм"

Зачем Рерих ходил в Азию

(Мировой План Махатм)

А.В.Владимиров

Страны Азии со второй половины XX века испытывают бурный непрекращающийся подъём. К середине XXI века, по прогнозам они выйдут на первое место по экономическим, а за ними и по прочим ключевым показателям, обогнав ведущие страны Запада или заняв равновесные с Западом позиции. Уже сегодня вес таких стран, как Китай, Индия и Япония, а также Россия, по значимым параметрам заметно превышает совокупный вес всех остальных стран мира, включая Европу и Америку. Рерих был первым, кто стал говорить о таком грядущем возрождении Азии. Встречаясь с руководителями и ведущими политиками многих государств, Рерих утверждал конструкцию и идеи Нового Мира, в том числе идею равнобаланса между Востоком и Западом, идею о решающем значении в этом равнобалансе – России. В отношении возникших после войны двух мировых систем, в отношении особой роли России в судьбе народов мира все эти идеи полностью подтвердились.
Поездки Рериха на Алтай, Тибет и Дальний Восток явились частью Мирового Плана Махатм. Принципиальное значение для понимания миссии Рериха имеет тот факт, что он не просто знал о Махатмах, с Ними общался или даже встречался, но что вся зрелая часть его жизни, начиная с 1920 года, была посвящена исполнению прямых Указов и претворению общего Плана Махатм. Без признания данного решающего факта жизни Рериха его поездки в Азию, утверждаемые им идеи Великого Союза Востока, Новой России, Российской Азии утрачивают всяческую логику, трудно увязываются с его общеизвестной культурной деятельностью, вызывают искушение приписать Рериху совершенно фантастические намерения.
Главной задачей Рериха, согласно Плану Махатм, стало поднятие над планетой Знамени Мира, провозглашение Культуры как главного инструмента Нового Мира. В преддверии столкновения народов, чудовищного Армагеддона важнейшей задачей Рериха стала миротворческая деятельность, попытка предотвратить войну вовлечением правительств в разнообразные культурные начинания, примирение народов. Одним из выдающихся достижений миротворческой миссии Рериха стало проведение им в начале 1930-х годов трёх международных конференций по принятию Пакта Рериха о защите культурных ценностей во время вооружённых конфликтов, завершившихся подписанием в Вашингтоне в 1935 году Договора 22-мя странами. Если Красный Крест провозгласил защиту человеческой жизни, то есть в общепринятом смысле – физического тела, то Пакт Рериха через охранение Культуры заявил о защите человеческой души.
Понимание деятельности Рериха окажется неполным, если не сказать о миссии Елены Ивановны Рерих. Елена Ивановна дала человечеству новое духовное Учение – Живую Этику, осуществила впервые на планете огненную трансмутацию, открыв тем самым принципиально новый этап планетарной эволюции, невиданные сверхвозможности для Шестой Расы (19.10.1929). Если Культура, которую претворял Н.К.Рерих, призвана облагородить и возвысить внешнюю сторону жизни человечества, содействовать кооперации и гармонии отношений между разными народами, то духовная деятельность Е.И.Рерих была направлена на раскрытие внутренних возможностей человека, его духовности – как средства кооперации между Землёю, Надземными мирами и Иерархией. В совокупности перед нами – объединённая миссия семьи Рерихов, которая культурной, духовной и огненной направленностью задала тон наступающей Новой Эпохе, её новую цивилизационную ноту.
На примере общественной деятельности Рерихов, начатых ими проектов – человечеству и, в первую очередь, России, заповедан путь, которым надлежит строить Новый Мир. Далеко не всё, что записывалось в Беседах с Учителем, рассчитывалось на претворение именно Рерихом и во времена Рерихов. Для реализации и завершения начатых земных построений у них было не так много времени: всего 14 лет (с середины 21-го по середину 35-го). Малость времени может быть скомпенсирована иногда обилием финансов и армией последователей. Но при осуществлении духовных миссий при жизни реформаторов не бывает такого материального приоритета, как показывает история. В результате, когда начал возводиться 24-этажный Музей Рериха, в том числе и из-за недостаточности финансов, пришлось заморозить проект по алтайской корпорации «Белуха». Из-за оплаты взятых на Музей Рериха кредитов и необходимости финансировать Европейский центр в Париже пришлось приостановить деятельность института «Урусвати» в Гималаях. А ведь этот институт, этот Город Знаний – как расположенный в местах особого магнетизма – являлся корнем и сутью Всемирной Лиги Культуры, мостом соединения с Дальними мирами, источником нового знания.
Иные крупные проекты Рерихов, будучи целиком зависимы от общей политической и международной обстановки, остались в качестве перспективной идеи, преимущественно для будущих поколений, тогда как Рерихи в этих начинаниях успели заложить только основы. Это проект Города Знаний – Звенигород, с попыткой его начать сначала на Алтае (проект «Белуха» и «Урянхай»), затем в Тибете, и, наконец, в рамках ограниченного проекта института «Урусвати» в Наггаре. Или глобальный стратегический проект объединения стран Азии в Союз Востока, с попыткой заложить его базис, или штаб-квартиру в Маньчжурии (проект «маньчжурская экспедиция», или «Канзас»).
Прочие проекты Рерихов, связанные с распространением Учения (рериховские общества, издательства и т.п.), сеть обществ культуры для развития гармоничного человека, борьба за мир и сохранение Культуры (Пакт Рериха и комитеты Пакта Рериха) – вполне при Рерихах состоялись и оставлены последователям Рерихов и «Живой Этики» для их творческого развития и продолжения.
В этом обилии проектов и планов, многие из которых реально были начаты, Николай Константинович реализовался в первую очередь как талантливый художник и защитник культуры, то есть на поле искусства и миротворческой деятельности. Он был также блестящим историком, крупным археологом и этнографом, оригинальным мыслителем, неустанным путешественником и общественным деятелем планетарного масштаба. Идеи возрождения Азии, построения Союза Востока, идеи о России как Новой Стране и Цитадели будущего, то есть задачи глобального мироустроения, составляющие важнейшую часть доступного нам Мирового Плана Махатм, также начинали воплощаться Рерихом. И если бы не предательство и ряд иных внешних событий, в лице Рериха мир мог обрести великого объединителя Азии, мудрого примирителя, подобравшего ключ к миролюбию и созидательному взаимодействию народов, социального и духовного реформатора, явившего новую форму международной и внутригосударственной кооперации. Осуществление этих планов будет продолжаться, ибо тогда было положено состояться только первой половине Мирового Плана.

В связи с обширностью и многовекторностью миссии Рериха, в том числе в Азии, как любую сложную деятельность её продуктивно рассматривать под разными углами зрения. При таком подходе обнаруживаются пять уровней Мирового Плана: культурный, деловой, российский, планетарный и надземный (духовный).

При цитировании, в случаях указания дат без обозначения источника, это будут цитаты из Бесед с Учителем (тетради Е.И.Рерих). В связи с разговорной краткостью многих выражений Бесед мы их дополняем вставками [в квадратных скобках], вытекающими из контекста Беседы, и нашими пояснениями (курсивом в круглых скобках). Слова в Беседах, принадлежащие Е.И.Рерих, выделены курсивом с указанием: Е.И.Р.


I. КУЛЬТУРА

В культуре и защите культуры Рерихом были достигнуты наиболее выразительные результаты. Это его изобразительное творчество и археологические изыскания; мировоззренческие и поэтические труды, публицистика; пять лет Центрально-Азиатской экспедиции с получением большого этнографического материала; создание разнообразных рериховских учреждений и Музея Рериха в Нью-Йорке, института «Урусвати» в Гималаях, Всемирной Лиги Культуры и многое другое.
Данный культурологический аспект полнее всего изложен у П.Ф.Беликова (1972)*.

В перечисленном виде сделанное Рерихом стало общеизвестным, ощутимым аспектом его деятельности. Но знакомство с тетрадями Е.И.Рерих приоткрыло совершенно новое назначение и содержание культурных инициатив Рериха – поистине власть Культуры.
Исторически мы знаем разные виды власти: монархия, демократия, олигархия, религия. Рерих, следуя провозглашённому Учению «Живой Этики», впервые на планете заявил и начал претворять идеал всеохватной власти Культуры. Впервые о подобном идеальном и мудром государственном устроении, основанном на законах гармонии Неба, высказался Платон. Он говорил о высшем органе государственного управления – Совете мудрости. В современную эпоху широкого участия народных просвещённых масс Культура в высшем её содержании смыкается с платоновой Этикой, Духовностью и Философией. С этой целью Рерихами была учреждена Всемирная Лига Культуры, призванная в идеале заменить Лигу Наций (прообраз ООН).
Часто явление «культуры» ассоциируют с неким лучшим прошлым, с музейными древностями, классической музыкой и полотнами давно прошедших веков. Культуре отводят роль развлечения и заполнения досуга, в лучшем случае – воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем, Культура по Платону была дана человечеству как основа человеческой практики, причём не только для скрепления ныне существующего общества, не только для формирования сознания человека и социализации его поведения, но и как инструмент для нового поступательного построения. Колесо, топор или космический аппарат – это также элемент культуры. Формы организации общества, в частности – государство и его институты, – тоже культура. В этой связи, художественная и миротворческая деятельность Рериха не являлась самоцелью и не ограничивалась общепринятым культурологическим аспектом, культурой ради культуры, но стала выдающимся примером и образцом того пути, которым нужно строить Новый Мир.

Культура как мощный инструмент воздействия на общественное сознание стал сознательно применяться давно – монументальность древних храмов и восточное искусство – тому свидетели. В Новое время в целях политики стала активно использоваться пресса, которую даже стали называть «четвёртой властью». Сегодня эту роль выполняют вездесущие СМИ – этот экспресс-канал культуры. Если в классическом разделении властей предусматривалось три власти: законодательная, исполнительная и судебная, то со времён средневековой Римской церкви к конструкции полноценной, устойчивой власти добавился боковой специфический рычаг – «четвёртая власть», действующая через феномен культуры, в данном случае, через одну из её форм – религию. Манипулирование СМИ – из той же области, это использование группой лиц, как и в случае с Ватиканом, культуры с выгодой для себя.
В первой трети XX-го века с приходом к власти большевиков и национал-социалистов использование всех форм культуры в качестве идеологического оружия было поднято на беспрецедентный уровень. Аналогичные институты возникли в то же время в Британии и Америке**. В 60-е годы даже появился такой термин, как «культурный империализм», выражающий культурную гегемонию развитых стран против стран третьего мира, и, как оказалось впоследствии, против социалистических стран. Однако, как и многие другие послевоенные процессы, «культурный империализм» явил лишь выход внутригосударственных тенденций на планетарный уровень; до этого культура уже активно использовалась политиками внутри стран. Таким образом, в то время, когда Рерих по всей планете укоренял новое приложение Культуры в качестве средства для достижения мира, всевозможные центры политического влияния стремились активнее использовать культуру для достижения узко-групповых и олигархических целей, в качестве инструмента для воздействия на избирателей и в целом на общественное сознание. Коммунисты и национал-социалисты такое воздействие с помощью культуры осуществляли прямо и грубо, через так называемую «идеологию» и «пропаганду», тогда как на остальном Западе эксплуатация культуры делалась незаметнее и мягче, под видом «свободы выбора» и «ненавязчивого совета». Основным инструментом мягкой эксплуатации культуры стали частные благотворительные фонды. Если внимательно посмотреть, кто стоял и стоит у основания таких наиболее мощных организаций, то становится ясен заведомый интерес мирового олигархата. Как нигде здесь верна пословица: кто платит деньги, тот заказывает музыку.
После Второй мировой войны и прихода эпохи тонких технологий, явление Культуры, с её красотой и гармонией, стало проникать повсюду. Дизайн и совершенство линий из эксклюзивного применения переместились в область массового потребления, в частности, в область бытовых товаров и даже промышленных изделий, чему тон в последней трети XX-го века задавала Япония. Массовая доступность благодаря техническим достижениям живописи, музыки, кино, театра – это также стало наступлением Культуры. Распространение грамотности и образования, повсеместное увеличение числа лиц с высшим образованием, в том числе в гуманитарной области – и это расширение Культуры. Самая престижная Нобелевская премия наиболее заметные награждения связывает с достижениями в области мира и культуры. Другими словами, если взять роль Культуры в начале прошлого века и сегодня, то есть с чем сравнивать, Культура теперь – всеохватна.
Что же в таком случае считать Культурой? Ведь по большому счёту любое произведение человека характеризует его «культуру». Вместе с тем, если обратиться к истории культуры, то окажется, что даже первый каменный топор кто-то соорудил в результате творческого акта, и именно осознанное творчество, то есть результат работы человеческого духа, явило этот феномен культуры. Когда остальные люди только повторяют и копируют, то они лишь воспроизводят, но не развивают культуру. Таким образом, культура характеризуется обязательным элементом творчества, а значит – непрерывного развития. Если развития нет, то через время такая эпоха начинает являть признаки застоя, а застой и упадок – это точно не культура. От них лишь декаданс, эпикурейство, извращения полов, имморализм и пораженчество.
Если не пытаться утонуть в академических спорах, то Культурой для современности должны считаться лучшие достижения и выражение тонкости творчества, являющие наивысшие на сегодня формы; это такие идеи, чувства и формы, которые возносят к наивысшей гармонии и красоте. Вершина культуры – в Духе, в человеческой духовности. Соответственно антикультурой, по злонамерению называемой «современным искусством» или «современными свободными нравами», является демонстративная грубость, отталкивающая уродливость, это такие формы, которые наносят душевные раны, влекут деградацию и утрату вкуса, соседствуют с бесчеловечностью. К антикультуре трудно применить слова – совершенство, добро, человеколюбие, духовное.
Теперь о музеях и их защите. При понимании главного свойства Культуры – её динамичности, музеи древности, как элемент статики, тем не менее, остаются необходимым инструментом нового построения – для формирования исторического мышления, для соединения времён в единое целое. Ведь подлинная человечность, сам феномен человеческого сознания, явление социализации – складываются из бесконечных наслоений, а сами мы – не безродное племя. Передовой край Культуры, конечно, не сзади, он всегда впереди, как боевое эволюционное Знамя. Но при горячем устремлении вперёд, чтобы не заблудиться, чтобы не потерять самих себя, необходимо иметь устойчивые основания, внутренний стержень. Ведь любое развитие в Природе осуществляется не по прямой линии, и тем более не пунктиром, а восходящим круговращением, пахтанием, с вбиранием наилучшего результата. В части Культуры это и есть – история и классика. Особо значимыми памятники культуры оказываются в переломное, трудное время. Так, когда человеку особенно тяжко, он тянется к своим корням, к своим родителям. Когда ему надлежит перевоссоздаться, он вспоминает лучшее от основания. Древо Жизни – это мощное построение, которое помимо вечно развивающихся ветвей имеет ствол и корни.
С 60-х годов XX века ряд устоявшихся форм Культуры стал стремительно расширяться за счёт совершенно новых форм. Всё больше стали проявляться новые общественные движения, такие, как: экологические, за мир, женские, творчества детей, здорового образа жизни. За счёт повсеместного роста интереса и образования клубных объединений происходит настоящий ренессанс культуры Древнего Востока, в первую очередь Древней Индии и Древнего Китая. Огромен рост новых религий и новых духовных движений, не укладывающихся в традиционные формы и классификации. Развиваются всевозможные объединения деятелей науки и творческие союзы, опять же на новых духовных и мировоззренческих основаниях. Традиционные, старые формы по содержанию стремительно меняются, потому что к ним подходят люди с совершенно новым сознанием. С появлением с начала XXI-го века новых форм общения и связи – социальных сетей и Интернета, доступных медийных технологий, общественное саморегулирование и приобщение к Культуре выходят на качественно новый уровень. В силу движения в сторону утончения и гармонии, к некоему тонко ощущаемому идеалу, по способствованию сближению народов – всё это также новые формы Культуры. Налицо не просто наступление, а ускоряющееся наступление Культуры. При таком ускорении и наступлении нового, чтобы не произошло непоправимого разрыва, конечно, крайне важным остаётся культурное образование, непреходящая ценность культурной классики. В этом смысле всевозможные суррогаты от культуры, «модерны» и «авангарды», своим стремлением к категорическому разрыву с основанием, тем самым демонстрируют свою античеловечность и аномальность. Культура призвана человека возносить, а не унижать.
Конечно, политики и в этих условиях наращивания Культуры стремятся найти свою выгоду, что порою ведёт к дискредитации новых культурных движений, к втягиванию их в закулисную интригу. Существует неуловимая грань, которую люди хорошо чувствуют, когда заканчивается искреннее общественное устремление и начинается политическое жонглирование.
Культура от политики отличается тем, что если политика руководствуется однонаправленным компасом: «кому это выгодно?», то Культура использует общечеловеческий критерий: «красиво ли это?», «гармонично?», стремясь к всеобщей гармонии и тем самым к выгоде всем. В этом смысле Рамакришна, Вивекананда, Лев Толстой, Николай Рерих – искали не классовую, не национальную, не конфессиональную, а – всемирную выгоду. Политики всегда будут усиливать противоречие как источник своего существования, политика – это вечный источник войн. В случае с единственной в стране партией, например, в некоторых социалистических странах, такие партии после искоренения внутренних врагов находили стимул в борьбе с внешними, зарубежными врагами, равно как и в постоянной борьбе и грызне между собой. С точки зрения психологии, политик как и военный всегда стремится к сражению и власти: будет ли это настоящая война или тренировка – таково его призвание. Поэтому среди политиков крайне мало женщин, мир как ристалище политиков – это чисто мужской плод. Военное дело и оборона постепенно изменятся, они всегда останутся необходимы, но военный в государстве не должен оказываться за главного. Точно так же политика с её политическим государством, как и княжеская дружина, является только переходным этапом к становлению гражданского общества, и должна постепенно заменяться на более эффективные и более созидательные механизмы. Подлинно-государственное управление – это не политика, а административно-хозяйственное искусство, аналогичное дирижированию оркестром. На такой культурной основе мужчины и женщины в деле государственного управления оказываются равновелики, взаимо необходимы. Государство не должно противостоять обществу, а правительство не должно, пользуясь силами всего общества, тайно обслуживать чьи-либо узкогрупповые интересы. Государство, страна должны быть большой Семьёй, большой Общиной – здесь как в любой здоровой семье нет места ни политическому, ни иному противостоянию. Любовь, красота, забота – вот признаки здорового государства. А это и есть – Культура.
Культура так же как и политика существует в среде противодействия, и её противником выступает так называемый «хаос», то есть безобразие и невежество, или акультура. Это они противостоят Культуре и человечеству на пути к счастью. Но такое противодействие хаоса – объективная закономерность. Угрозой пожирания хаос служит двигателем всеобщего развития, всеобщего возвышения и совершенствования, в том числе и развития самой Культуры. В отличие от политиков, деятели культуры неизбежное противостояние хаосу не культивируют, и в рамках данной борьбы не преследуют интересы одной части человечества в ущерб другой, культура и всё человечество – по одну сторону баррикады. Иначе в случае с политикой. Политика и любая партийность, как свидетельствует история, исходит из более ограниченного, группового интереса, и её собственное процветание и существование становится важнее процветания общества и планеты. В этом смысле любая партия, какими бы правильными лозунгами ни прикрывалась – это секта, хотя бы и в масштабах вселенского Ватикана. Отсюда потребность у людей планеты в замене всё больше и больше деградирующей политики, её всевозможных эгоцентричных партий – на общественное самовыражение и самоуправление, на общественные движения и на подлинно народных лидеров. Ведь Президент страны должен быть представителем не какой-нибудь одной части населения или партии, а Вождём – для каждого.
Международные отношения на планете также должны строиться как в одном большом Доме, как в одной большой Семье – на красоте, гармонии, любви, то есть на Культуре и Духовности. Такое культурно-духовное основание Братства – суть Мировой Общины, провозглашённой Живой Этикой.
Таким образом, с объективно усиливающейся ролью Культуры эпоха силового перетягивания друг у друга единого на всех «одеяла», дарвинистская звериная битва на выживание постепенно заканчиваются. В новой эпохе Культура призвана занять главенствующее и приоритетное положение над прочими стимулами и инструментами, в том числе над идеологией и политикой. Такое использование Культуры для решения глобальных вопросов мироустроения впервые на планете провозгласил и применил – Рерих. О таком всеохватном, приоритетном значении Культуры в Учении сказано:
«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чём заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несёт лучшее будущее».
Иерархия, § 331


* Беликов П.Ф., Князева В.П. Рериз. М.: Молодая Гвардия, 1972.
** См.: Овинников Р.С. Уолл-стрит и внешняя политика. М.: Международные отношения, 1980.


II. Мировая Община


Истинно, век чёрный кончится возглашением Общины! Сергий [Радонежский] рубил её топором. Бемэ колотил молоточком. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил.

Озарение, ч.3, VI, § 4

Идеи возвещаются не ради идей, а для изменения жизни.
Все книги Живой Этики направлены на формирование Нового Человека и построение нового общества – Мировой Общины. Принципам построения Общины из четырнадцати книг Учения непосредственно посвящена одна книга с одноимённым названием «Община», а также есть небольшое по объёму «Напутствие Вождю».
В газетной шумихе, поднятой вокруг Рериха в период его пребывания в 1934–1935 годах на Дальнем Востоке, появились измышления, что он хотел насильно отхватить кусок территории в Сибири для построения некоего мистического государства. С опубликованием в начале двухтысячных годов тетрадей Е.И.Рерих и других новых материалов подобные нападки снова усилились. Обвинения в насильственном захватывании чужих территорий – это, конечно, фантазия. Но предпринимались ли Рерихом попытки образовать ядро Новой Жизни, и каким образом предполагалось это сделать? И насколько было реально на переломе эпох построение некоего «острова надежды», подобного Утопии Томаса Мора или Города Солнца Кампанеллы? И это при ожесточённом противостоянии ведущих колониальных держав за любой малозначимый участок территории, продолжением чего уже через четыре года стала Вторая мировая война, а затем и появление атомного оружия? Насколько возможна была в тех условиях империализма и становления международной специализации труда подобная робинзонада? И главное – что такое «Новая Страна», что такое «Новая Россия», и как нам понимать нашу нынешнюю страну?
Конкретные рекомендации организации жизни, встречаемые в некоторых текстах Учения и Беседах, например, для алтайского, урянхайского или маньчжурского сельскохозяйственных кооперативов, территориально удалённых в то время от цивилизации, соседствуют с общими базовыми положениями Учения о Мировой Планетарной Общине, и все вместе они предназначались как тому времени, так и будущим поколениям, причём не в качестве догмы или детализированного рабочего плана, а как основа для творческого переосмысления. Так, «Напутствие Вождю», подготовленное в конце 1933–1934 годов, предназначалось в соответствующих параграфах разным устроителям, начиная от участников международного маньчжурского проекта, и заканчивая Вождями новых мировых построений, в том числе и заступившему на президентство в конце 1933 года Ф.Рузвельту. Перед Рузвельтом, с которым в конце 1934 года у Е.И.Рерих установилась связь, и она в своих письмах передавала ему слова Учителя, стояла колоссальная задача вывести страну из Великой депрессии, а в перспективе – организовать новый мировой порядок: баланс Запада и Востока. В ещё большей мере «Напутствие Вождю» адресовано будущему Вождю России, как сказано ещё в начале двадцатых – Рериху Новому:
20.03.1921. …Рерих Новый явит русским мощь яркую.
01.10.21. Рерих Новый явится в России [править] после гроб[а] счастливо пройденного.
05.11.21. Рерих, люби русских – тебе суждено [в новом воплощении] руководить Россией. <...> Новую Россию строить Создателя Мощь дам.
06.11.21. Строитель (Н.К.Рерих), твоя удача уявит Новый Лик России.
12.06.1924. Фуяма (Рерих) должен ещё полвека [в следующем воплощении] маяться на земле.
Или как написала Е.И.Рерих об этой нынешней подготовительной работе многих сотрудников для их будущего воплощения, имея в виду, в первую очередь, Рериха: «Именно их светлые идеи цементируют пространство для [их] будущего воплощения на Земле»*.
Изучение тетрадей Е.И.Рерих, писем Рерихов и самого Учения показывает, что никаких новых государств, никаких неокоммунистических утопий или «теплиц» академик и художник Рерих не должен был возглавить и организовать. Всевозможные обмолвки или образы в текстах, наивные предвосхищения отдельных сотрудников показывают ступени созревания самих Рерихов и их американских помощников к исполнению главной миссии Рерихов – привнесения в мир Учения Новой Эпохи, утверждения Культуры как главного инструмента для изменения человека, для гармонизации и строительства мира.
Человек – существо социальное, а общинность – суть человеческой природы. Меняются лишь формы этой общинности. Будущие новые формы, которые придут на смену современного государства, могут значительно отличаться от нынешних. В них проблемы горизонтального уровня: «формы», «строя», «власти» – могут вообще перестать быть актуальными, уступив место содержанию, глубине и качеству интеграции. По мере перехода к новой ступени кооперации: роду, племени, государству – у людей их подсознательное стремление к общности всё более преобразуется в осознанную потребность, повышаясь в насыщенности и качестве. Так одноклеточное существо эволюционирует до многоклеточного многопланового организма. Наступает время, когда бурная телесная эволюция в своей основе заканчивается, как это демонстрирует большинство видов животного и растительного мира сегодня, а развитие функциональности, внутренней содержательности – продолжается. В наибольшей степени содержательный рост происходит в человеке и в обществе. Сегодня нас, в первую очередь, интересует культурный, духовный, умственный уровень человека, а не выносливость его мышечной массы. Современная информационная революция показывает, что всё актуальнее становятся не сами материальные носители информации, не их конструкция и состав, то есть не «форма» носителя информации, а содержание информации, информационные связи, алгоритмы. Аналогичным образом явление государства – как форма совместной жизни народа и народов, постепенно уступает главенство обществу – то есть содержанию, «связям» и «алгоритмам» этой жизни. Состояние общества: его зрелость, его сознательность и нравственность, его многомерные внутренние и внешнекультурные связи становятся в этом смысле всё актуальнее самой технической опоры – государства.
Общинность иногда воспринимают как некое подавление личности, аскетизм, некую «блаженность» или даже «убогость». Вместе с тем, пример кооперации учёных, или врачей, или учителей показывает, что по мере роста сознания людей, утончения их деятельности, творчества – всевозможные «толкания» жизни, её материальная сторона во многом отходят на второй план. Е.И.Рерих писала: «Великие Учителя совершенно не имеют в виду объединить всех в одну или в несколько “замкнутых” (по выражению А.Кима) общин – это было бы смертью. Жизнь и красота лишь в разнообразии, потому пусть ячейки света цветут свободно, как прекрасные цветы на жизненном Лугу. Ведь единение должно заключаться не в непременном общежитии или в одном методе приложения или достижений и т. д. Единение, как истинный двигатель, должно сначала зародиться в духе и проявляться в сотрудничестве в жизни каждого дня и во всех условиях. Кооперация, Сотрудничество или Содружество предполагает самое широкое допущение. Точно так же и другое понятие – понятие об отказе от собственности – часто понимается превратно. Отказ от собственности не значит, что нужно всё раздать и от всего отказаться. Вещи есть результат творчества человечества, и потому их нужно ценить, усовершенствование качества их есть ступени к усовершенствованию духа. Учение указывает понять истинное значение вещей и не быть в рабстве у них. Нужно уметь любить всё и в то же время каждую минуту быть готовым оставить всё для новых достижений. Любовь к прекрасным вещам без чувства собственности есть одно из самых чистых и нас возвышающих чувств. Без любви ничего нельзя улучшить и создать. Так пусть люди учатся любить без чувства собственности»*.
Таким образом, Община является не столько внешней формой, которая должна прийти на смену государства, то есть это не столько «телесная», внешняя оболочка, сколько внутреннее отношение самого человека к коллективному существованию, и в этом смысле это, прежде всего, представление, идейное построение, общественное устремление. Государство и Община – это как брак и семья. Брак может быть заключён, но семьи или любви так и не возникнет. И наоборот. Иными словами, одно обеспечивает внешние скрепы существования, а другое – внутренние. Внутренние скрепы образует культура и поддерживает дух. Дух, как показало рабовладение и тоталитарные режимы, невозможно насиловать, жизнь у большинства рабов в таких условиях либо чахнет, либо взрывается восстанием. Эволюция общественного развития двигалась по пути всё бóльшего раскрепощения духа. Деэволюционная тенденция стремилась это раскрепощение духа всеми возможными способами задержать. Самый распространённый и долгоработающий способ для задержания духа – ложь и злоупотребления на вере.
Живая Этика называет многое из идеалов и устроений гармоничного общества, о чём говорил Платон в своём «Государстве», и что впоследствии наполнило сочинения социалистов-утопистов. Проблема в том, как всего этого достигнуть, как сгармонизировать жизнь столь разных по развитию народов и рас? Как сказано в Учении: «Главная опасность в неимоверном расхождении сознаний. Когда одни почти касаются атомистической энергии, другие же даже ещё не достигли пещерного существования. Такая разница порождает смятение токов и затрудняет движение. Можно легче двигать троглодитами, нежели такими разновидными толпами. Потому так усложняется продвижение и расширение сознания»*.
За известную историю существовало две главные тенденции в разрешении существующих различий между людьми и народами и устремления социальной эволюции. Одна тенденция, связанная с Учителями, стремилась положительно сбалансировать существующие различия между отдельными людьми, народами и расами, устремлять общественный рост по здоровому пути осознанного сотрудничества и гармонии. Другая тенденция стремилась злоупотреблять существующими различиями, культивировать все виды неравенства, направлять развитие человека и общества к рабской зависимости от материальных условий, технологий и больших систем, когда дух отдельного человека максимально удаляется от ощущения результатов и смысла его труда, лишая тем самым дух возможности самоопределения. В исторических попытках изменить жизнь, построить новое общество, учредить новый строй сложным образом находили дороги и переплетались обе названные тенденции, доминируя то одна, то другая. Отсюда драматизм и неоднозначность многих великих исторических подвижек, включая совершённые Чингисханом, Наполеоном и Лениным.
XX век, будучи рубежом между двумя принципиально разными эпохами, стал периодом масштабных социальных трансформаций и экспериментов. Русская революция косвенно изменила весь мир, а прямым образом – полмира. В России, возобладавшими здесь на верхах силами, стремились осуществить грандиозный исторический прорыв. Удерживая карательно-административными методами навязанные трудовые, социальные и культурные отношения, нормы имущества, всех уровняв, огородив народ от зарубежных влияний, планировали в подобной противоестественной обстановке воспитать нового человека и достигнуть счастливого будущего. Но, как писала Е.И.Рерих в 1939 году: «Замечательно наблюдать, как своеобразно слагается внутренняя духовная жизнь народа и новое строительство идёт помимо существующего строя»**. В России эволюционно вершилось совсем не то, во что верили большевики. Русский народ, Россия, являясь зерном Нового Мира, заложенным ещё Сергием Радонежским, в силу исторической необходимости вынуждены были снести опасно закостеневшие преграды и экстренным порядком провести индустриализацию. Тем самым в кратчайшие исторические сроки, в эпоху мировой гонки военных технологий и вооружений, была осуществлена подготовка к войне, создана система народного хозяйства и обороны, обеспечившие победу во Второй мировой войне и защиту в течении XX-го века в целом всей Азии от порабощения Западом. Таким образом Россия уберегла планету от цивилизационного краха и как следствие – неизбежного природного катаклизма. Именно из-за способности большевистских руководителей, как единственной на тот момент силе, экстраординарно мобилизовать страну и обеспечить в ХХ, переломном веке, защиту России, Азии, а соответственно – и планеты, им и их доктрине было эволюционно позволено, или скажем так: выпала судьба властвовать до конца войны, а затем по инерции ещё сорок лет, до изменения мировой обстановки и нарождения в стране нового поколения.
Таким образом, коммунистическая страница мировой истории была ограничена ситуацией и временными рамками, и в этом смысле оказалась тактическим, а не стратегическим явлением, временным изгибом. На Востоке учат быть «мудрым как змии» и «продвигаться вперёд как змии», то есть несмотря на извивы тела, голову, или цель, держать неизменно прямо. Поэтому, говоря о витках истории, Е.И.Рерих пишет в 1944 году, на завершении войны: «Невежественный убогий коммунизм и насилие над свободой мысли, преподанные Марксом, обернутся в общинное начало Будды и Христа, осознанные как Кооперация и сотрудничество народов Новой Эры»*. При громадных минусах, но также и при громадных плюсах коммунистического изгиба, в силу как раз того, что не условия и не строй предопределяют сознание, в России, в народах Российской Азии продолжало эволюционно передовым образом развиваться общинное мировоззрение и общинное начало. В этом смысле снос коммунистической системы не изменил сущности потока – Россия в союзе со всеми прогрессивными силами планеты будет продолжать способствовать движению Азии и всего мира к Мировой Общине, к Новому Миру.
Не только коммунисты Азии предпринимали глобальный эксперимент. Западные страны также пытались в XX веке заниматься социальной инженерией. Можно без комментариев оставить принятые в первой половине XX века в ряде западных стран программы евгеники (принудительная селекция населения для улучшения расы или общественного порядка), а также эксперименты нацизма. Но, например, с середины XX века, на средства и по программам Международного банка реконструкции и развития (МБРР) административно-безальтернативными мерами осуществлялись преобразования в ряде стран Азии (Африка и пр.), начиная с унификации традиционного сельского хозяйства, и заканчивая «переселениями народов». Если во времена большевиков силами России Азия хотела перековать Запад, то в названных и продолжающихся сегодня экспериментах уже Запад хочет по собственному пониманию перековать Азию. В большинстве подобных наскоков экономические, экологические и уж тем более социальные результаты, как и у коммунистов, оказались значительно ниже, а часто даже обратны, нежели те, на которые рассчитывали.
Кризис в мире капитализма, охвативший с начала XXI века его ведущие страны, по сути – весь Запад, показывает, что «американское чудо», насаждаемое в мире после Второй мировой войны, «японское чудо», буксующее на месте уже которое десятилетие, так же как и коммунистический эксперимент, завершившийся падением коммунистических режимов, эволюционно оказались неудачны. Во всех этих случаях неудач, чтобы понять, как двигаться дальше, возникает вопрос: почему не получилось?
В основе всех названных глобальных проектов лежала вера в неограниченные возможности человеческого разума, воли и планирования, при этом сфера разума принудительно ограничивалась ближайшей очевидностью, фактическим отрицанием второго аспекта бытия – духовного. Если внимательно присмотреться к деталям, то до середины XX века шло тотальное наступление умозрения и страсти на самопроявления духа. Люди и природа взывали об одном, а социальные конструкторы и рационалисты навязывали другое. Коммунисты сделали упор на главенство материальных и производственных условий, принудительное устроение которых должно было, по их мнению, привести к перевоспитанию всех людей в нового человека и к созданию нового «бесклассового» общества. Чужеродный «класс» и чужеродно «думающие» подлежали социальной выбраковке, в лучшем случае – принудительному «перевоспитанию». Нацизм, евгеника, а, впоследствии, генетические теории искали окончательное решение человеческих невзгод в реконструкции и селекции человеческой породы, то есть человеческого тела, объявляя всех недостойных ошибкой эволюции и подлежащими биологической выбраковке. Обе партии освоили народный энтузиазм, доведя его вместе с ожиданиями светлого будущего до религиозной веры. Однако, когда очень скоро, по мере претворения их доктрин в жизнь, полученные результаты стали расходиться с теорией и ожиданиями, то обе партии для сохранения лица и власти предались банальной тотальной лжи. Поэтому мы встречаем в Беседе с Учителем такое наименование, как «фальшивый коммунизм» (27.07.1923).
Но оба названных исторических неудачника не идут ни в какое сравнение с самым изощрённым и могущественным движением, узнаваемым в XX веке в явлении империализма. Данное движение, скрывающееся сегодня за империализмом, глобализмом и т. п., можно назвать, выражаясь общепринятой терминологией – Элитой.
Элита заинтересована не столько в «выбраковке» неподходящих по убеждениям или биологически людей, ибо, явление самой «элиты» без «неэлиты» по многим причинам невозможно, сколько в сохранении и укреплении господства над остальными.
В отличие от кратковременности исторического излома нацизма и коммунизма, Элита стремится господствовать, и часто господствовала над миром с незапамятных времён. Во всех изломах человеческой истории в той или иной мере присутствует её рука. Элита образуется, можно сказать, методом кооптации, то есть включением в свой состав новых «избранных» решением её высшего звена. В этом смысле институты демократии не являются препятствием для Элиты, поскольку её действия носят системный характер, тогда как средства массовой информации и общественное мнение оперируют информацией на уровне ближайшей очевидности. Добор в ряды Элиты не связан с телесными, классовыми, социальными, национальными, религиозными, кастовыми или ещё какими-либо внешними различиями, которыми морочили головы апологеты коммунизма, нацизма, расизма, евгеники, «истинной» религии, монархии и т.д., но связан с таким непонятным для многих критерием, как противостояние Свету. В Учении об этой группе противостояния Свету, или противостояния Всеобщему Благу говорится: «Невозможно себе представить, насколько развивается чёрная паутина. Невозможно вообразить всё разнообразие участников её. Нельзя открыть все неожиданные сочетания, которые поддерживают друг друга. Можно ли примириться, что и явление Глав Государств, и прелаты, и масоны, и повстанцы, и судьи, и преступники, и врачи, и больные, и здоровые работают на том же чёрном поле? Трудность распознания их также в том, что нельзя указать какую-то цельную организацию, но всё построено на отдельных личностях, вкрапленных в самые различные дела»*.
Формирование Элиты можно считать основанным на чувстве корпоративности, на ощущении «своими». Устремление Элиты направлено на максимализацию своей общепланетной власти, культивирование старого принципа королей: «Разделяй и властвуй». На разных витках истории Элита использовала разные инструменты, наиболее действенные в то время. Несколько веков назад активно использовалась, например, Западная церковь, в частности, вездесущий Орден иезуитов, а когда власть переместилась к политикам и торговле, когда возникли мировые торговые империи, стали активно эксплуатироваться институты демократии и так называемый «империализм». С усилением роли Культуры, её всемирного влияния, можно наблюдать, как постепенно Элита укореняется и здесь.
Общей чертой Элиты и двух названных исторических аутсайдеров, несмотря на разные мотивы, является отвержение здесь сомоопределения духа, всекосмичности духа, первостепенности духа. Главными способами своего утверждения здесь сделали насилие над духом, над человеческой жизнью. Когда прямое насилие оказывалось затруднительно, то прибегали к обману, направлению духа к миражам. Противостояние духу – бесперспективно, эволюционно оно обречено.
Успешное претворение идеалов Общины, построение светлого будущего зависят в первую очередь от внутреннего духовного фактора, от следования духу, а не от «общественно-экономической формации», не от состава «крови», не от «развитой демократии». Всё это только внешние основания. Созревание Общины может происходить на любой стадии развития: при феодальном строе, капиталистическом, социалистическом или каком-либо ином строе, в любых нациях и расах, на любых континентах – когда и где угодно. Главное – не материальные и экономические отношения, не телесная или иная наследственность, а дух. Исторических примеров культурного общинного жития предостаточно, начиная от буддистских общин VI века до н. э. и заканчивая русской сельской общиной XIX века.
Причина, почему расширение таких общин до сих пор не произошло до размеров Мировой Общины, почему надлежало дойти до переломного Рубикона XX века и Армагеддона, лежит не в плоскости производительных сил, «крови», и даже не в неподатливости «сознания», как могли бы утверждать философы-идеалисты, а в экстраординарности эволюционного происхождения Земли и человечества, того чрезвычайного значения XX века, о котором предрекали многие древние пророчества. Корень проблемы – в противодействии так называемой «Элиты» положительной эволюции. Данная активная сила стремится разрушить всяческую положительную общинность и гармоничность, стимулирует любые отклонения от положительного развития, в том числе одних толкает в сторону сверхиндивидуализма, а других в сторону обезличенной, бездушно-покорной массы. По многим признакам Элита напоминает раковое заболевание, глубоко пронизывающее организм планеты, но трудно обнаруживаемое и трудно искореняемое. Именно данная болезнь планеты и человечества препятствовала естественному росту здоровой Общины, гармонии между духовным и материальным развитием человека, разрывая человечество всеми видами войн, противостояний и пороков.
С самых ранних периодов, когда человечество ещё только осваивало азы сознательной общинности, когда по планете зарождались семена общин, поток раздора и индивидуализма сметал накопления сознания, учил торжеству силы и коварства. Эпоха общинного воспитания, становления локальных общин не принесла зрелых плодов, и на следующую фазу социального и экономического развития, требующую намного более сложных связей, человечество вступило в части зрелости общинного начала – неподготовленным. Коллективный характер труда, вытекающий из самого процесса промышленного производства, многослойный характер капиталистического общества – только усилили глубину порабощения одними других. Наступление эпохи единого мирового рынка, установления международной специализации – ещё больше обозначили незрелость, или, скорее, неумелость, неприспособленность коллективного начала. Как никогда ранее, XX и XXI века сотрясают раздоры, торговые, религиозные, политические и всевозможные локальные войны.
Болезнь, названная нами «Элита», затрагивает больше всего область желаний и сознания, наш земной и околоземный (тонкий) план, поэтому её лечение посредством изменения самих по себе материальных условий, технологий, собственности, политического строя и т. д. – не поможет, первостепенно иное – изменение сознания, пробуждение духа, солидарность. Обнаружение болезни, выведение её на свет, высветление её по всей планете и, тем самым, уничтожение, – таково лекарство. Культура, в её широком значении – это и есть такой животворный, строительный Свет.
Что такое Новая Страна? Стала ли Россия таковой после революции 1917-го? Новая Страна, Новый Мир становятся таковыми не с момента совершения революций, установления новых порядков и пр. внешних потрясений, а в связи с Новым Человеком. Это явление ещё должно состояться и раскрыться. Так, Е.И.Рерих в 1936 писала: «Не эти (старорусские) сознания будут строить Новую Россию, но Иван Стотысячный. <…> Страдания – лучший Учитель, кроме того, нужно считаться, что там (в России) выросло новое поколение, совершенно оторванное от всего старого уклада. Строительство в Новой России пойдёт новыми путями, и если оно далеко будет отстоять от современного разбойничьего уклада[большевиков], то всё же жизнь пойдёт по новому (не дореволюционному) руслу. Ведь переустройство Мира очевидно, и всюду в массах просыпается сознание человеческого достоинства, хотя часто ещё в безобразных и диких формах. Конечно, социализм или, вернее, так называемый коммунизм есть вреднейшее недомыслие, ибо всякое уравнение есть смерть. Жизнь именно в разнообразии, однообразие есть смерть – небытие. Но новые основы человечности, честности и правильной оценки труда должны быть положены в основание государств»*.
Каким образом придёт Новый Мир? Космической хирургией, подобной гибели Атлантиды? Разрушительной революцией? Сбалансированными ступенями мирной эволюции? Как сказано в Учении, это зависит от самого человечества**. Новые, капиталистические отношения созрели в своё время в недрах старого феодального общества, и посредством революций или же парламентарным путём уже на политическом уровне закрепили данное состояние. Аналогичным образом, утверждение Мировой Общины может произойти самыми разнообразными путями, в том числе и путём постепенного увеличения до критической массы числа всевозможных форм и социальных процессов, пронизанных положительной сознательной кооперацией. Например, послевоенная капиталистическая Япония стала резко обгонять США в области автомобилестроения и иных технологичных направлениях, и, как показали исследования, «японское экономическое чудо» стало возможным благодаря «японской системе» организации труда, основанной на коллективном начале, на патерналистском принципе «фирмы-семьи», «государства-семьи». По этому же пути пошла и Южная Корея. Подобная государственно-отцовская забота о предприятиях была и в социалистическом СССР. Такой подход свойственен в целом Востоку, Азии. Общинный принцип развивается и на Западе – в здоровых началах демократии. И здесь есть чему поучиться. Плодотворность, то есть жизненность форм той или иной кооперации сказывается там, где она взрощена на национальной психологии, органически соответствует характеру данного народа, а не насаждена по единообразному шаблону, тем более взятому из другой страны, и тем более из другой цивилизации. Восток и Запад по-разному смотрят на жизнь, но в органичном синтезе этих двух разных подходов, в извлечении из каждого подхода лучшего, человечество обретёт монолитность и силу – ведь именно к такой эволюционной ступени единого человечества неизбежно движется планета.
Идея планетарного единства, идея Мировой Общины самой логикой всеобщей связи указывает на неполноценность и неестественность замкнутости планеты самой на себе. Устойчивая Мировая Община, сама по себе, в отрыве от остального Космоса – невозможна, как невозможен сознательный, просвещённый и цивилизованный человек в количестве одной особи, возникший на необитаемом острове. Учения Востока, Живая Этика утверждают о многомерности и населённости Мироздания вплоть до ближайшего Космоса сознательными формами жизни, о том, что земное человечество, земная жизнь – это только видимая небольшая часть единого нескончаемого мира, что проявленный мир творится бесчисленным числом сознаний и существ, среди которых высший полюс – поистине Творцы звёздных систем и миров, называется – Иерархия. Иерархия венчает сознательный аспект мирового Единства. Не только народы имеют своих лидеров или правителей, но своих Правителей и Создателей имеют планеты, солнечные системы и целые звёздные миры. Иерархия – едина. Развивающаяся на планетах и мирах жизнь – часть единого потока, часть единой жизни. Развитие жизни и сознания во Вселенной, будучи многоплановым и многоуровневым, тем не менее – взаимосвязано. Это явление не имеет ни начала, ни разрыва, ни конца. Поэтому главной причиной исторических неудач мировых социальных построений, несмотря на то, что они уже стремились осуществить изменения не в отдельно взятой стране, а по всей планете, можно назвать отсутствие Иерархического начала.
Дальнейшее развитие человечества неизбежно ведёт к осознанию Надземного Водительства. По мере развития общества и человека, по мере гармонизации между индивидуальным творчеством и устремлениями всего общества, можно видеть постепенную трансформацию, замену государственной, политической власти нечто иным. Продолжая патерналистскую аналогию «фирма-семья», «государство-семья», можно сказать, что Мировая Община планеты будет развиваться в лучах Материнской заботы о Культуре и Отцовской заботы о Знании. О власти такого родительского Незримого Мирового Правительства в Живой Этике сказано: «Не там, где [обычная]власть утверждается, не там строится первенство; не там, где утверждённая (узаконенная) власть создаёт свои русла, но там, где собраны силы для эволюции…»*; «Когда Мы говорили о [Нас, как о]Международном Правительстве, многие пришли в смущение. Когда они узнают, что это Правительство Знания, поймут ли?»**.
Таким образом, всевозможные прорастания идеи Общины, всевозможные формы её осуществления могут оказаться очень разными, и главное претворение идеи общинности не в форме, а в сознании и культуре, форма – это только следствие. Так, правильные законы, даже имея армию надзирателей всё равно могут плохо соблюдаться, если нет должной сознательности, то есть, нет должной культуры. Ведь самым лучшим надзором за законностью является самосознание людей, их совесть, их добрая воля. Поэтому Е.И.Рерих писала, что «улучшение в народном состоянии наступает не от перемены форм правления, но от изменения (я сказала бы, усовершенствования) человеческого мышления»***.
Практические шаги Рерихов в построении Мировой Общины заключались, в первую очередь, в распространении идеи и принципов Мировой Общины, содержащихся в Учении Живой Этики. Такому распространению служило создание Рерихами по всему миру всевозможных культурных и миротворческих обществ, заложение начал рериховского движения, выдвижение и реализация международных объединительных инициатив – Пакта Мира (Пакта Рериха), Союза Востока и пр.
Мировая Община, это такое устроение жизни народов мира, где доминирует стремление к общему благу*, сотрудничество**, самодеятельность***, равенство**** и всекосмическая кооперация*****.
За ступенью Мировой Общины человечество ожидает следующая, более высокая ступень – Мировое Братство******, – явление духовного единения в масштабах всей планеты, достигавшееся на Земле до сих пор лишь в редких духовных братствах. Лестница восхождения, совершенствования и разнообразия в Мироздании – нескончаема.


* Продолжение. Начало см. в «Дельфисе» № 2(70)/2012. – Прим. ред.
* Письмо Е.И.Рерих – И.И.Голенищеву-Кутузову от 17 октября 1935 г.
* Письмо Е.И.Рерих – К.О.Валковскому от 3 августа 1936 г.
* Мир Огненный, ч.2, § 243.
** Письмо Е.И.Рерих – Е.Ф.Писаревой от 17 июня 1939 г.
* Письмо Е.И.Рерих – И.Э., Г.И. и К.И.Муромцевым от 12 июня 1944 г.
* Мир Огненный, ч.1, § 74.
* Е.И.Рерих – К.Н.Муромцевой от 21 февраля 1935 г.
** Надземное, § 111.
* Беспредельность, ч.2, § 607.
** Знаки Агни Йоги, § 513.
*** Письмо Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому от 15 апреля 1936 г.
* Озарение, ч.3, V, § 20.
** Община, § 272, Мир Огненный, ч.3, § 35–36, АУМ, § 424.
*** Мир Огненный, ч.3, § 39.
**** Община, § 165; Напутствие Вождю, § 18.
***** Беспредельность, ч.2, § 663, ч.2, § 681.
****** Братство, § 1.
Владимир Чернявский вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Создать новую тему Ответ

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Новости Рериховского движения > Публикации

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
А.В.Владимиров "Диверсия" Владимир Чернявский Публикации 9 18.04.2013 23:03
Как вы думаете могут ли "внезапно появившиеся" инопланетяне спутать все планы махатм? Терсей Свободный разговор 119 10.05.2011 07:20
План сатаны: "Радужная свастика". NEW AGE против Агни-Йоги Snuff Свободный разговор 51 04.05.2011 19:17
Вопрос по "Письма Махатм" Amarilis Постигая науку Махатм 69 31.05.2010 23:25
Владимиров А "Апостолы" Андре Сяэск Книги, статьи, публикации 11 30.06.2003 18:39

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 17:11.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги