Выставка "Николай Рерих. В поисках Шамбалы"
27 сентября 2019—1 марта 2020 Выставка проходит в филиале Русского музея в Малаге, Испания.
Выставка "Николай Рерих. В поисках Шамбалы" проходит в год, когда исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося деятеля русской культуры. На экспозиции представлены 74 произведения искусства из собрания Русского музея: картины так называемого русского периода творчества Рериха, станковые полотна и натурные этюды индийского периода жизни мастера 1930-1940-х годов.
В этом году исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося деятеля русской культуры Николая Константиновича Рериха (1874-1947) - художника, писателя, философа, путешественника, археолога. На выставке «Николай Рерих. В поисках Шамбалы» будут представлены 74 произведения искусства из собрания Русского музея: это и картины так называемого «русского периода» творчества Рериха, и станковые полотна и натурные этюды индийского периода жизни мастера 1930-х-1940-х.
Николай Рерих - фигура мирового масштаба. Его именем названо около 80 обществ в Европе, Америке, Азии. Рерих инициировал специальное воззвание к мировому сообществу, известное под названием ?Пакт Рериха? (1935) - первый в истории международный договор о защите культурного наследия. Роль Рериха - общественного деятеля огромна, но прежде всего он был художником.
Воспитанник Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, Рерих с детства интересовался всем, что имело отношение к Древней Руси: участвовал в раскопках курганов, слушал старинные легенды, изучал летописи и книги. Мир славянской Руси в ранних произведениях художника раскрывается в яркой и образной форме, где важна и историческая достоверность, и былинный дух, дающие представление об эпохе ("Зловещие", "Иноземные гости", обе - 1901). Сложными символическими метафорами, свойственными картинам "Идолы" (1901) и "Заклятие земное" (1907), пронизано все творчество Рериха, независимо от тем и жанров его произведений.
В 1910-м Рерих создал цикл декоративных панно, названный им "Богатырский фриз", украсивший интерьер частного дома состоятельного жителя Петербурга Филадельфа Бажанова. Главными персонажами картин стали герои русских былин Микула Селянинович, Илья Муромец, Садко, изображенные не портретно, а обобщенно, в процессе деяний, их прославивших.
Как театральный художник, Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже, в частности, "Половецкий стан" для оперы А. Бородина "Князь Игорь" (1909). Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Г. Ибсена "Пер Гюнт" (1912, Московский художественный театр) и балету С. Стравинского "Весна священная" (1913), а художественное оформление оперы Н.Римского-Корсакова "Снегурочка" было с триумфом встречено в Чикаго.
Многие русские писатели, поэты, философы рубежа XIX-XX веков интересовались индийскими учениями о переселении душ, едином Боге для всех религий. Это вдохновляло представителей так называемого "русского космизма" (Николай Федоров, Владимир Соловьев, Константин Циолковский), Елену Блаватскую и др. Рерих знал труды перечисленных авторов, вместе с ними искал ответы на вечные вопросы бытия ("Веления неба", 1915) и мечтал о путешествии на Восток, которое вынужденно откладывал годами.
В результате революционных событий в России Рерих оказался за рубежом. После серии персональных выставок в разных странах мастеру благодаря помощи Рабиндраната Тагора удалось приехать в Индию в 1923-м. С 1925-го по 1928-й Рерих предпринял экспедицию по труднодоступным районам Индии, Монголии и Тибета. Как и представители русского космизма, он верил в Шамбалу - неземную цивилизацию, которая наблюдает за Землей, и для поддержания мира и порядка на Земле имеет своих представителей в разных странах. В поисках новой информации, в том числе и о Шамбале, экспедиции Рериха прошли сотни километров, а тема Шамбалы все глубже проникала в его творчество.
Живопись этих лет: пейзажи, изображающие ледники Каракорума, снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, Гималаи, горные озера - горы и холмы, небо и земля - величественны и прекрасны, наполнены земными и космическими энергиями. Рерих оставил удивительное живописное наследие, в котором отразились и его философия, и любовь к Востоку, и вера в высшие силы, защищающие людей.
Рерихом был основан Институт Гималайских исследований (название института - "Урусвати" - происходит от санскритского слова, означающего "Утренняя заря"), задуманный как научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению собранных в экспедициях материалов. Часть живописных произведений этого периода была передана Русскому музею по завещанию художника в 1960-м году. Эти картины и этюды в большом объеме демонстрируются на выставке ("Эверест (Джомолунгма)", 1935 (6?); "Ступа. Ладак", 1937; "Чату-Гомпа. Тибет", 1940).
В 1930-1940-е художник практически не писал ничего другого, кроме гор. Исключение составили несколько картин на темы русской истории и мифологии ("Борис и Глеб" (1942), "Поход Игоря" (1942), "Единоборство Мстислава с Редедей" (1943)), написанные во время Второй мировой войны. Картина "Партизаны" (1943) создана на реальный сюжет из советской действительности, о которой художник мог знать только из газет, но Рерих всегда помнил о Родине, выписывал прессу, слушал радио, вел обширную переписку, публиковал очерки в поддержку родной страны.
Уже после победы Рерих написал символическое полотно "Помни!" (1947). В нем нет ничего, напоминающего о войне, но есть образы, возможно, связанные с Шамбалой: страной, которую искал Рерих, как и многие другие до и после него.