Чтобы лучше разобраться в сутрах второй главы, на мой взгляд, надо подключать к осмыслению сутры первой главы. Поэтому интересно посмотреть, как перекликается сутра 1(2) и сутры 1(1) и 1(2). В этих сутрах обращается внимание на слово «йога». Если в первой главе это в обобщенном варианте, то здесь уже сужается поле действия. Крийя-йога это йога действия, но это более узко направленное действие, чем в общей карма-йоге.
У Вивекананды это названо
Цитата:
Сообщение от Diotima Первый, подготовительный шаг называется крия-йога. Буквально это означает работу, йогически ориентированную работу. |
У Мишры
Цитата:
Сообщение от Diotima крийя-йога – (суть) практические средства достижения концентрированного состояния субстанции разума |
Еще мне нравится, как это названо у Сэра Ганганатха Джха
"Йогическую Дисциплину" (Крия Йога).
Значит, первое, что нам нужно усвоить, что прежде чем «практиковать йогу» ( что звучит в наше время довольно фривольно), необходимо произвести подготовку своего сознания, своего ума, эмоционально-чувственной природы и своего физического проводника к практикованию йоги. Иначе от такой практики будет мало толку. Или вообще будет вред.
А что значит, произвести подготовку?
Это значит, научить себя дисциплине, и не просто дисциплине, а «йогической Дисциплине».
Т.е. самое первое что нам нужно для подготовки к Раджа-Йоге это
1. Огненное устремление. Как сказано у Сатьянанды Сарасвати
Цитата:
Сообщение от Diotima Буквально слово «тапас» означает гореть, создавать жар, производить энергию. Обычно тапас переводится как аскетизм, суровость, искупление, но в действительности оно означает процесс, который полностью удаляет отпечатки, «окалину» с внутри находящейся личности. В Бхагавад Гите говорится, что огонь джняны сжигает весь запас кармы, что означает, что он сжигает накопленные кармы, текущие кармы и кармы, которые уже принесены в жертву. Нагарджуна говорит, что семя, когда оно не обожжено, способно давать начало многим семенам и растениям. Таким же образом, когда читта не освобождена от самскар, она способна произвести еще больше самскар, тел и перерождений. Поджаренное или обожженное семя становится неспособным производить. |
Думаю, это позволяет посмотреть немного под другим углом понятие «Огненное устремление». Что это не художественная метафора, а реальное переплавление физического человека. Каждый атом физического тела должен быть охвачен этим горением, переплавлением, каждый атом должен быть усердным и отзывчивым на требование Духа.
2. Самообучение.
Думаю, что это не просто «бормотание» священных слов и текстов, как можно было бы прочитать у Джаджа.
Скорее, или мне ближе трактовка Десикачара
Цитата:
Сообщение от Diotima Они должны развить нашу способность к самоисследованию и помочь нам понять при окончательном анализе, что мы не являемся хозяевами всех своих поступков. |
Или Мишры
Цитата:
свадхья – изучение физики и метафизики с точки зрения самоанализа |
Или Сатьянанда Сарасвати
Цитата:
Сообщение от Diotima В данной же сутре слово имеет несколько другое значение. Здесь оно означает попытку воспринимать свою собственную самость в различных перспективах. Когда вы смотрите в зеркале на свой нос или зубы, это называется адхьяя вашего собственного лица, т. е. детальное изучение. Точно также свадхьяя означает детальное изучение вашей собственной самости, которое представляет собой изучение целостной структуры вашей личности, включающей психический, ментальный, эмоциональный и духовный аспекты. К восприятию самости ведут различные практики крийя йоги. Это процесс видения вашего собственного сознания. |
Думаю, что познание себя невозможно без изучения Духовной литературы, первоисточников, смыслов духовных символов и абстрактных понятий. В современных условиях невозможно так же без научного знания, всего запаса культурного наследия человечества. Так что объем очень большой, но нам даны важные подсказки.
С помощью отражения этого знания в нашей душе мы можем почувствовать , где истина, а где пустота. Но для этого надо развивать все наши принципы и работать, работать, работать…
И не забывать, что при всех достижениях и успехах, это всё такие крохи, да и те не принадлежат нам, ничего нашего нет.
3. Поэтому практика самоотречения и любви к Высшему будет хорошим буфером балансирования наших глупостей и быть защитой стабильного движения к освобождению.
«Преданность Ишваре» это такое поднятие своей эмоционально- чувственной природы в Сердце, в высшие тонкие состояния Любви, Преданности и Вдохновения, что Сердце становится прожектором освещающим не только все приходящие знания, но и в полной обнаженности освещает всю собственную, еще эгоистическую, центрированную в личности природу.