Цитата:
Сообщение от Diotima Понимание, по моему, это не действие, это процесс становления, развития, горения, т.е. увеличение количества огня в чем-то, оно имеет периоды, ритмы, циклы, импульсы. |
Как мне кажется, ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ понимание - это не что, а кто. Это ни объективный инструмент действия, ни рецептор восприятия, это просто Я, который понимаю.
У Шанкарачарьи, основателя адвайты есть такая работа, называется "дрик дришья вивека". Так вот там объясняется взаимоотношения между субъектами и объектами. И заканчивается все Атманом, как самым Высшим Субъкктом понимания. То, что в теософии называется Высшим Я или 7-м принципом.
Конкретно, там говорится, что есть форма для глаза. С этой точки зрения форма внешнего объекта существует для глаза, который в этом случае субьект. А форма - объект.
Но далее глаз существует для ума. И с этой точки зрения глаз - это уже объект, а ум субьект. Но далее ум существует для Атмана. И с этой точки зрения ум - это объект, а Атман - окончательный Субъект. Так вот, Шанкарачарья заканчивает это наставление тем, что Атман уже не для кого и не для чего не существует в качестве объекта. Это только всегда Субъект.
Каков вывод? Вывод в том, что окончательное понимание нельзя уже выразить ни в чем. Нельзя сказать что это. Это просто Я, который понимаю.