В середине 1960-х годов в Ленинграде в районе Парголово сносили деревянные дома, освобождали место для нового жилого строительства. Во дворе расселённого дома рабочие обнаружили удивительный объект — могилку, над которой возвышался обелиск с прикреплённой фотографией. С фотографии смотрел пёс с большими умными глазами — помесь «двортерьера» с гончей. Подпись гласила: «Дорогому другу Трезору (1939 — 1945 гг.) от спасённых им хозяев». Было понятно, что памятник как-то связан с событиями блокады, и сносить его не стали, а через паспортный стол начали искать бывших жильцов дома. Через неделю в тот двор пришёл седой мужчина и бережно снял фотографию собаки с обелиска. Сказал обступившим его строителям: — Это наш Трезорка! Он спас нас и наших детей от голода. Я его фотографию повешу в новой квартире. Мужчина рассказал удивительную историю. Осенью 1941 года окраины северных районов города сравнительно мало страдали от обстрелов и бомбёжек, основные удары немцев приходились на центральную часть Ленинграда. Но голод пришёл и сюда, в том числе, и в деревянный дом на четыре семьи, в каждой из которых были дети. Общим любимцем двора был Трезорка — игривый и смышлёный пёс. Но в одно октябрьское утро в собачью миску, кроме воды, налить было нечего. Пёс постоял, видно, подумал. И исчез. Жители вздохнули с облегчением — не нужно смотреть в голодные собачьи глаза. Но Трезорка не пропал без вести. К обеду он вернулся домой, неся в зубах пойманного зайца. Его хватило на обед для всех четырёх семей. Требуху, лапы и голову отдали главному добытчику… С тех пор Трезорка начал приносить зайцев почти ежедневно. Пригородные поля опустевших совхозов были заполнены неубранным урожаем — в сентябре к городу подступил фронт. Капуста, морковка, картофель, свёкла остались в грядах. Зайцам раздолье. Их расплодилось очень много. В семьях двора регулярно варили бульоны из зайчатины. Женщины научились шить из шкурок тёплые зимние варежки, меняли их на табак у некурящих, а табак обменивали на еду. Охотничьи походы Трезора подсказали ещё один спасительный маршрут: дети с саночками ходили на засыпанные снегом поля и выкапывали картофель, капусту, свёклу. Пусть подмороженные, но продукты. Во время блокады в этом доме никто не умер. В новогодний вечер 31 декабря детям даже установили ёлку, и на ветках вместе с игрушками висели настоящие шоколадные конфеты, которые выменяли у армейских тыловиков на пойманного Трезором зайца. Так и пережили блокаду. Уже после Победы, в июне 1945 года Трезор, как обычно, с утра отправился на охоту. А через час пришёл во двор, оставляя за собой кровавый след. Он подорвался на мине. Умный пёс, видимо, что-то почуял, успел отскочить, поэтому не погиб сразу. Умер уже в родном дворе. Жители дома плакали над ним, как над ушедшим из жизни близким человеком. Похоронили его во дворе, поставили памятник. А когда переезжали в новое жильё — в суматохе забыли о нём. Тот мужчина попросил строителей: — Если сможете, не застраивайте могилу Трезора. Посадите на этом месте ель. Пусть у ребятишек-новосёлов зимой будет ёлка. Как тогда, 31 декабря 1941 года. В память о Трезорке. Жители высотной новостройки уже привыкли, что возле одного из подъездов растёт большая красивая ель. И немногие знают, что она посажена в память о блокадной собаке. Спасшей от голода шестнадцать ленинградцев.
Режиссер Александр Розанов Оператор Виктор Зубарев Монтаж Александр Бровко
Раньше здесь был большой пост, в котором я, автор и режиссер клипа, рассказал о знакомстве с казахстанской группой MOTOR-ROLLER, о создании ролика, некоторых нюансах и его дальнейшей судьбе. Теперь, спустя три года после публикации, я удалил всё это многословие.
Каждый волен воспринимать увиденное так, как считает нужным. Но людям нравится кричать об этом во всеуслышание, и я вынужден читать многочисленные комментарии здесь и на Ютубе. Патриоты и космополиты, милитаристы и пацифисты, сталинисты и антисталинисты, трезвенники и алкоголики, коммунисты и буржуи, хипстеры и гопники, каждый видит что-то своё и считает долгом высказать. Одни благодарят авторов, другие клянут и обещают набить морду за то же самое. Некая дама нагородила что-то про искаженное национальное самосознание, приведя сей клип в пример. На моё недоумение ответила мне в духе "Не лезь не в своё дело, это моё исследование". Другой родновер обвинил меня в "жидовской пропаганде на спаивание великого славянского народа". Один юный оппозиционер приплёл сюда зачем-то "кровавый режим Путина". Какой-то нацик восхитился благородством и мужеством фашистов, уничтожающих "жирных свиней". И так далее, и так далее.
Чтоб наконец внести ясность, я процитирую вот этот комментарий от p_chuchundrin. Точнее не скажешь:
"Тут малость критиковали, а мне как раз не то чтобы понравилась эта свирепая сцена расстрела, уж так радикально не посмею сформулировать, но она имеет смысл.
Тут же в чем смысл, эти фашисты, ворвавшиеся в кафе - это не напрямую фашисты. Это как таковые жизненные беды и засады, которые могут свалиться на кого угодно, от отожранных барыг в бане до абсолютно мирных обывателей. И к ним надо быть готовым, чтобы не лечь так вот, как эти избиваемые в клипе.
Если я правильно понял посыл этих сцен, то суть в том, что вот, "мы" (ну, не мы, уже они, предки наши) остановили такую беду, хуже которой быть ничего не может.
Тебе кажется неразрешимой проблемой прислуживание козлу? Угу. А у нас была проблема - кампфгруппы, прущие на нас, разя огнем, сверкая блеском стали. И как-то управились. И ты управишься со своей судьбой, и хотя эта война сидит в тебе навеки, и ты ее будешь воевать по гроб, руки опускать нельзя, и в лексиконе у нас нет слов кроме "Алга!"
А не понравившаяся столь многим фраза, начинающаяся с "Нету Гитлера на вас", она вообще центральная во всей песне, ее имело смысл писать ради одного этого предложения, потому что это адское испытание просто просветило до донышка всех, кто в нем участвовал.
Мужество невозможно имитировать, несясь на "эрликон" под броней толщиной в бумажный лист, оно или есть, или нет. Верность друзьям не получится изображать под огнем, она или проявится, если она настоящая, или нет. Стойкость не выйдет подделать в промерзшем окопе где-нибудь в Подмосковье. Она или настоящая, или ее просто нету. С другой стороны, у тех, кто в таких вещах участвовал, отвалились какие-то лишние сущности, остались други своя в широком смысле, осталась любовь в, скажем так, христианском значении, осталось, короче, настоящее.
Вот. Как-то так я эту песню и этот клип понял." *Алга - Вперед! (казахск.)
От себя добавлю, что при создании клипа я руководствовался понятием "невидимая брань" из православного монашеского делания. Состояние войны (брани) не с врагами явными и видимыми, но со своими внутренними врагами, страстями и слабостями. Завязку я воплотил буквальными зрительными образами, повторяющими текст. Тем неожиданнее и острее выглядит кульминация, когда в сознании главного героя возникает апокалиптическое видение в виде нацистов (читай невидимых внутренних врагов), воплотившихся материально в нашем обыденном мире.
P.S. Нередко бывает, когда где-то увиденное событие или услышанная история откладывается в подкорке и живёт там до поры до времени. После того, как клип был уже готов и смонтирован, мне указали на явное заимствование основной коллизии из фильма Марлена Хуциева "Застава Ильича". Да, действительно, я этот фильм смотрел когда-то в детстве. По видимому, сцена встречи погибшего отца-фронтовика и современника-сына так глубоко укоренилась в сознании, что я уже принял её за свою собственную. Что ж, не будем считать это плагиатом, но вежливым поклоном в сторону классики советского кино.
__________________ «Любовь на словах есть не что иное, как вспышки астрала…» «Признаем любовь только действенную…»