В советское время, когда никто еще и не думал о ЕГЭ, мне тайно из-за границы прислали книгу с примерами тестов. Я собрала своих учеников, и мы стали проходить эти тесты.
Прошли только сангвиники, потому что они работают в экстремальных ситуациях лучше, чем в спокойных. Они хорошо мобилизуются. И что? Кто сказал, что сангвиники самые лучшие? Они хорошие организаторы, лидеры — всё это так.
Но когда надо строить долгосрочную перспективу, нужен флегматик. А когда надо пробивать стенку прямо сейчас — нужен холерик. А чтобы увидеть, куда двигаться, — меланхолик. Он со своей чувствительностью первым ловит ветер в паруса — это оборотная сторона его страхов, тревог. Поэтому в серьезном коллективе должны быть все.
Сначала приглашают меланхолика. Его надо погладить по голове, потому что он очень тревожный. И сказать: «Нам надо решить эту задачу. Как ты думаешь, куда двигаться?» — «Ну, я не знаю, но вот мне кажется, туда». Тогда приглашают флегматика и говорят ему: «Один чудак сказал, что с этой задачей — туда. Как думаешь?» — «Ой, нет, я так сразу не знаю, вот через недельку…» Хорошо, через недельку. «Ну вот, есть разные подходы. Но в некотором смысле этот — более перспективен». Тогда приглашают холерика. Говорят: «Вот направление, надо проложить туда дорогу. Срочно займись». А потом приглашают сангвиника: «Организуй бригаду, построй план и руководи».
Получается, ЕГЭ ставит в неудобную ситуацию троих из четверых.
Доктор психологических наук, профессор СПбГУ Р.М.Грановская
О качестве дореволюционного гимназического образования Темы письменных работ по русскому языку, предложенные ученикам четырех старших классов Минской гимназии в 1887—88 учебном году: V КЛАСС. 1. Стилистический разбор отрывка из статьи Гоголя «Днепр» 2. Разбор противоположного периода (по стихотворению Пушкина «Поэт»). 3. Извлечение плана из рассказа Карамзина «Куликовская битва». 4. Характеристика Иоанна III (по Карамзину). 5. Сравнить описание «Рейнского водопада» у Карамзина и Жуковского по их главной мысли, способу выражений впечатления и по слогу. 6. Написать смешанный период на тему «Лес осенью теряет свою силу» 7. Рассказ на тему «Как я провел каникулы» 8. Выдающиеся черты в характере Крылова (по статье Плетнева «Крылов»). 9. Возрасты человеческой жизни и их сравнительные достоинства и недостатки (по рассуждению Карамзина «О счастливейшем времени жизни»). 10. «Не бойся едких осуждений, но упоительных похвал» (Баратынский). 11. Характеристика Плюшкина. 12. Польза животного царства. 13. Что такое идиллия и чем она отличается от классической поэмы. 14. Выяснить понятия «тип» и «идеал». VI КЛАСС. 1, Не все то золото, что блестит. 2. Скупой богач беднее нищего. 3. Летопись и история (сравнение). 4. Значение книгопечатания. 5. Историческое значение народных былин. 6. Значение паломничества в древней Руси. 7. Значение труда. 8. Превосходство драмы пред эпосом и лирикой. 9. Различие между одою и поэмою. 10. Польза чтения книг. VII КЛАСС. 1. Общественные нравы и обычаи (на основании соборных постановлений Стоглава). 2. Древнерусский книжник. 3. Домашний быт русского народа (по Домострою). 4. Любовь к отечеству в истории древних греков и римлян и русского народа. 5. Киево-Могилянская коллегия, ее устройство и влияние на юго-западную Русь. 6. «Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра» (Пушкин). 7. Учение свет, неучение тьма. 8. Характеристика Ахиллеса по I п. Илиады. 9. Фонвизин, как выразитель идей Императрицы Екатерины Великой. VIII КЛАСС. 1. Сентиментализм и ложноклассицизм. 2. Уединение и праздность губят молодых людей (Пушкин). 3. Значение драмы Пушкина «Борис Годунов» 4. Значение Швабрина в повести Пушкина «Капитанская дочка» 5. Добродетель и знание надежнее всех благ земных. 6. Пушкин и Лермонтов как представители Байронического направления в России. 7. Характеристика Чичикова в поэме «Мертвые души». 8. Значение песен Кольцова. Источник: Отчет о состоянии Минской гимназии за 1887/88 учебный год. Минск. Типолитография Б. И. Соломонова, Юрьевская ул., соб. д. 1889. С. 57–59.