Вынужденная целесообразность: почему депортировали крымских татар
Не секрет, что история часто становится предметом политических спекуляций. Очень уж многим политикам, а точнее – политиканам, хочется, подмяв под себя историческую науку, завладеть прошлым. Ведь, как сказано у Оруэлла в весьма актуальном ныне романе «1984», «кто владеет прошлым, то владеет будущим». Правда, подмятая под кого-либо история, наукой перестаёт быть сразу. И, соответственно, «владение прошлым» превращается в иллюзию. Но политиканов это не останавливает… Одна из излюбленных тем, выбранных политическими спекулянтами в последние годы, – депортация крымских татар в 1944 году. Метят спекулянты, понятное дело, не столько в ответственный за происходившее тогда сталинский режим, сколько в современную Россию. Её хотят сделать виновной во всех преступлениях (подлинных и мнимых), которые совершались на территориях, входящих или входивших когда-либо в состав Российского государства. И указанная депортация – один из немаловажных пунктов обвинения. Тем насущнее потребность разобраться в тех, безусловно, печальных событиях прошлого. Итак: почему депортировали крымских татар? Официальное обоснование этой меры содержится в постановлении Государственного комитета обороны СССР от 11 мая 1944 года. Там указано, что в ходе обороны Крыма в 1941 году многие крымские татары дезертировали из Красной армии и перешли на сторону противника. Из них были сформированы воинские части, сражавшиеся против советских войск. В период оккупации полуострова гитлеровцами, крымские татары сотрудничали с захватчиками, в частности принимали участие в борьбе против партизанского движения и в расправах над мирным населением, отличаясь при этом особыми зверствами. Также крымские татары использовались гитлеровцами для заброски в советский тыл шпионов и диверсантов.
Насколько изложенное в постановлении ГКО СССР соответствовало действительности? Обратимся к фактам. Когда в 1941 году фронт приблизился к Крыму, 20 тысяч крымских татар были мобилизованы и влились в ряды 51-й советской армии. При отступлении этой армии из Крыма из неё дезертировали… 20 тысяч крымских татар. То есть – все или почти все. После оккупации полуострова немцами, в сформированных гитлеровцами татарских воинских соединениях, полицейских частях, а также непосредственно в подразделениях вермахта служило по разным подсчётам от 20 тысяч до 30 тысяч крымских татар. К ним следует прибавить и тех, кто работал в оккупационной администрации. Всего, как считают специалисты, на прямое сотрудничество с оккупантами пошли более 35 тысяч крымских татар (общая численность крымско-татарского населения полуострова, включая женщин, детей, стариков, составляла около 200 тысяч человек). Они действительно принимали участие в боях с Красной армией, карательных экспедициях против партизан и мирного населения, разведывательно-диверсионной деятельности. «В подавляющей своей массе татарское население в предгорьях, горных селениях настроено профашистски» – сообщал в Центр командующий партизанскими соединениями Крыма Алексей Мокроусов весной 1942 года (задолго до того, как было принято решение о депортации). Стоит отметить, что позднее, в ноябре 1942 года, в постановлении Крымского обкома ВКП(б) взгляды Мокроусова по данному вопросу были охарактеризованы как ошибочные. Однако ещё позже, весной 1944 года ГКО СССР фактически солидаризировался с этими взглядами. В дальнейшем, уже через много лет после войны, в связи с изменениями политической конъюнктуры их вновь признали ошибочными. Если же ориентироваться, не на политическую конъюнктуру, а на исследования историков, то можно сослаться на вышедшую уже в период независимости «Энциклопедию истории Украины». Это издание трудно заподозрить в симпатиях к сталинскому режиму. Тем не менее, там признается, что до осени 1943 года большинство крымско-татарского населения поддерживало сотрудничество с оккупационным режимом. Почему именно до осени 1943-го, думается, понять не трудно. Поражения немецких войск в тот период уже не оставляли сомнений в исходе войны. Гитлеровская группировка в Крыму оказалась отрезанной от основных сил. Её окончательный разгром был всего лишь вопросом времени. Что, собственно, и являлось причиной перемены в крымско-татарских настроениях. Справедливости ради следует признать, что и до указанного срока далеко не все крымские татары поддерживали оккупационный режим. Например, на 1 июня 1943 года, когда победа Красной армии ещё не представлялась несомненной, среди 262 партизан Крыма, ведших борьбу с оккупантами, насчитывалось и 6 (шесть) крымских татар. Тысячи крымских татар (в основном тот, кто находился в Красной армии на момент нападения гитлеровской Германии на СССР или был призван в первые дни войны и служил вдалеке от Крыма) вместе с представителями других национальностей мужественно сражались на фронтах. Шестеро из них стали Героями Советского Союза, а один – Амет-Хан Султан (происходивший из крымских татар по материнской линии) – был удостоен этого звания дважды. К сожалению, они оказались в ничтожном меньшинстве. Что, конечно, не оправдывает репрессии против всего крымско-татарского народа. Наличие среди представителей какой-либо нации некоторого (пусть даже значительного) числа предателей и преступников не делает предательской и преступной всю нацию. С другой стороны, для объективной оценки тех событий, необходимо учитывать все сложившиеся обстоятельства. Это сегодня мы знаем, что на момент начала депортации (18 мая 1944 года) до победы над Германией оставалось менее года. Ни советское руководство, ни рядовые солдаты этого тогда не знали, и знать не могли. Гитлеровские войска ещё оккупировали часть РСФСР, советские республики Прибалтики, Белоруссию, Западную Украину, Молдавию, большую часть Западной Европы. Ещё не был открыт Второй фронт (если не считать боевых действий в Италии). У нацистской Германии ещё оставалась возможность нанести удар в Крыму, организовав повстанческое движение крымских татар в тылу Красной армии (как чуть позднее это было сделано в Западной Украине с бандеровцами). И у советского командования имелись все основания этого опасаться. Первые обыски, проведенные органами НКВД и НКГБ на только что освобождённом полуострове в начале мае 1944 года выявили у крымско-татарского населения тысячи винтовок, сотни пулемётов и автоматов, даже десятки миномётов. Угроза являлась реальной. Кстати, и сам Крым был ещё не полностью освобожден. В прибрежных районах полуострова скрывались тысячи немецких солдат. Последние германские транспорты с эвакуируемыми войсками отошли от крымских берегов как раз 18 мая.
И что нужно было делать? Ждать, пока повстанческое движение проявит себя, наберёт силу, а потом бороться с ним? Это потребовало бы содержания в Крыму дополнительно ещё пары дивизий. А лишних дивизий у СССР тогда не было. Они требовались на фронте. Оставался другой вариант… Таким образом, меры, предпринятые советской властью против крымских татар, являясь жестокими, не были, в то же время лишены вынужденной целесообразности. И уж во всяком случае, эти меры не были исключительными. В США (до сих пор считающихся образцом демократии) во время Второй мировой войны все американцы японского происхождения подверглись депортации и были заключены в концентрационные лагеря в пустыне Алабама. Количество заключённых по американским данным составляло 120 тысяч человек (некоторые японские авторы определяют их численность в 300 тысяч). Лишь в 1988 году конгресс США назвал те меры «вопиющей несправедливостью». А ведь японские войска не вторгались на Американский континент, не оккупировали ни одного штата. Американскому народу не довелось пережить и малой части тягот и лишений, выпавших на долю советских граждан. А уж повстанческое движение японцев в Америке – это вообще нечто из области фантастики. Тем не менее, с японцами в США поступили гораздо жёстче, чем с крымскими татарами в СССР. И никто сегодня не обвиняет американцев в геноциде японской нации и не клеймит позором кровавый рузвельтовский режим. Почему же печальные события 1944 года в Крыму оцениваются по-другому? Да всё по той же причине – желанию использовать трагическую страницу истории для политических спекуляций. Только, повторюсь, это уже не история.
Александр Каревин, специально для alternatio.org
__________________ Сохраняйте душевный свет. Вопреки всему, не смотря ни на что. Это свет, по которому вас найдут такие же светлые души.
В этой теме я рассказывала о том, какая реставрация и строительство идёт на ВДНХ, чтобы показать достижения советского периода.
Сегодня открылся на ВДНХ "Музей кино".
Музей кино, основанный в 1989 году, впервые обрел собственное здание - он разместился в павильоне №36 на ВДНХ в Москве.
В церемонии открытия приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин.
Собянин отметил, что отдаваемое под Музей кино здание в последние годы находилось в плачевном состоянии, но теперь в нем создан хороший музей.
"Территория ВДНХ становится не только выставочной, развлекательной и прогулочной территорией, но и территорией музеев. Уже шесть музеев работают на территории ВДНХ, еще десять планируются в ближайшее время к открытию. С новосельем вас!" - сказал мэр Москвы, обращаясь к классикам отечественного кинематографа.
Павильон №36, где разместился Музей кино, находится вблизи ресторана "Золотой колос". Здание было построено еще в начале 1950-х годов, а весной 2016 года начались работы по его капремонту и приспособлению под музейные нужды.
Огромные портреты Людмилы Гурченко и Вячеслава Тихонова, первый "Оскар" за фильм "Разгром немецких войск под Москвой" Леонида Варламова, специальные кинозалы для просмотра фильмов с пленки - все это в новом Музее кино на ВДНХ.
В постоянной экспозиции Музея кино представлены костюмы героев фильмов, фотографии со съемочных площадок, афиши и плакаты кинолент разных лет, диафильмы, эскизы, кино- и фототехника, живопись, рукописи и другие экспонаты.
Также частью музея стал научно-мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна, в котором посетители могут увидеть подлинные личные вещи режиссера, его рисунки и рукописи. Начиная с 20 октября Музей кино на ВДНХ будет открыт для всех желающих.
20 октября с 12:00 до 20:00 можно посетить три выставки. Основная экспозиция «Лабиринт истории» познакомит посетителей с главными событиями первого столетия российского кинематографа. Выставка «Анна. Прибытие поезда» приурочена к 140-летию завершения публикации романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» в литературном и общественно-политическом журнале «Русский вестник» (1875–1877).
Третья экспозиция «Кино — это звезды» представляет портретную выставку ушедших актеров и актрис российского кино.
В кинолектории Музея кино состоятся бесплатные кинопоказы отечественных фильмов: 21 и 22 октября вниманию зрителей будут доступны «Пой песню, поэт!» (1971, реж. С. Урусевский) и «Я шагаю по Москве» (1963, реж. Г. Данелия), «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972, реж. В. Титов).
Первым посетителям особенно понравилась экспозиция о фильме "Анна Каренина" - в темном зале поставили поезд, слышны гудки, рядом разместили платья светских дам.
- Как будто находишься на съемках. Кажется, сейчас скажут мотор и поезд поедет, - говорит посетительница Анастасия.
Вчера на ВДНХ ещё открыли "ДОМ КНИГИ" после реставрации.
19 октября 2017 года государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Российское военно-историческое общество при поддержке Министерства культуры Российской Федерации открыли исторический павильон №516 «Книги» — территорию интеллектуального досуга.
История создания
Торговый павильон «Дом книги» (строение 516) был построен в 1952–1954 годах по проекту В.М. Бочкарёвой — автора послевоенной реконструкции павильона №30 «Масличные культуры» («Микробиологическая промышленность»). Своим обликом павильон рождает ассоциации с Античностью, что было характерно для архитектуры послевоенной эпохи.
Главное украшение торгового павильона — дорический четырехколонный портик, завершенный треугольным фронтоном. В тимпане фронтона — рельеф изображения оплетенной дубовыми ветками книги в окружении серпа и молота с развевающимися по сторонам лентами. Важной деталью, которая подчеркивает основные направления литературы, в основном представленной в ассортименте магазина, являются медальоны на тему образования с тремя повторяющимися композициями на фризе портика: циркуль, транспортир и лист.
Внутри торгового павильона, несмотря на более чем 60-летнюю историю, мало что изменилось. На прежнем месте стоят красивые деревянные прилавки, по-прежнему на своих местах висят люстры, в том числе и в технических помещениях. Две люстры в торговом павильоне — полные аналоги люстр второго этажа павильона №51 «Мясная промышленность». Прекрасно сохранились книжные шкафы: вместе с изящной балюстрадой они придают всему залу ощущение библиотеки.