Цитата:
Сообщение от Андрей С. Возможно, поэтому и в буддизме Колесо Закона, как символ времени и причина становления, также занимает центральное место, подобно времени в западной феноменологии. (Но это только моё предположение). |
Вполне обоснованное предположение ...
Для наиболее адекватного взгляда, как думается, надо не забывать о субъект-объектной дихотомии. (не на "уровне" Реальности, а на уровне рассуждений о ней)
В индийской религиозно-философской мысли существует представление о времени как о двух "образах Брахмана": "воплощенного, великого океана творений", пребывающего в дискретном времени "по эту сторону Солнца", и "НЕ-времени", лишенного частей, тождественного вечности, "по ту сторону Солнца".
По сути, все дальнейшее развитие философии времени в Индии было неким концептуальным оформлением этих двух образов и их поляризацией, достигшей своего апогея в учениях буддизма и адвайта-веданты. В центре внимания буддизма оказалось "воплощенное" время, тождественное изменчивости факторов становления (дхарм), адвайта же придала абсолютную ценность вечности, объявив время продуктом майи - затмения и искажения неизменной и самотождественной природы Брахмана.
В связи с этим концепции времени варьируются от утверждения (ньяя, вайшешика, миманса, джайнизм) до отрицания (школы буддизма) его единства и субстанциальности. Между этими крайними позициями располагаются различные концепции времени (время как атрибут субстанции, аспект конкретного становления) санкхьи и некоторых направлений веданты. Необходимость различать вечный причинный источник и преходящие временные следствия привела к принципиальному для "субстанциалистов" делению времени на "эмпирическое", или "относительное", состоящее из различных отрезков (недели, часы, минуты и т.д.) и предназначенное для практической ориентации в повседневной жизни, и "абсолютное" - вечную, несоставную и всепроникающую субстанцию.
Что касается буддизма, то его главный принцип - отрицание субстанциальности (анатмавада) и признание тотальной изменчивости (анитья) - обусловливает полное слияние времени и бытия, мгновенности и мгновенного.
Времени как подоплеке изменчивости вещей противопоставляется временность, тождественная дискретности атомарных событий (дхарм), а реальности длительности - реальность момента, временного атома {кшана), тождественного дхарме. Для виджнянавадинов субстанция времени является чистой мыслительной конструкцией (кальпана), реальны лишь мгновенные представления (виджняпти-матра).
Однако, с точки зрения буддийских школ хинаяны моменты времени реальны, в буддизме мадхьямаки они тоже относительны.
Индийские философы не признают восприятие времени как сущности, отдельной от вещей и событий (время никогда не воспринимается как "пустое"). Буддисты сводят восприятие последовательности к восприятию изменений и пытаются вывести длительность из последовательности.