Образы у Васильева есть очень тонкие, психологичные. Думаю, надо рассматривать многие его полотна именно в тонком душевном, психологическом контексте, а не только в монументально-декоративном, или символическом. Впервые познакомился с этим художником по двум репродукциям - "Ожидание" и "Нечаянная встреча" ("У чужого окна"). В 1980-х интернета не было, и негде было посмотреть другие. Но по этим картинам стало ясно, что трактовать его надо с душой, а не с идеологией.
Как я понял, здесь столько было сломано копий по поводу "вил" - несут ли они скрытую агрессию или нет, что они символизируют. Но ребята, в психологическом контексте полотна - конечно, же, это "заряженное ружье" несет самый полный смысл. К сожалению, о первоисточнике идеи мне известно мало - нашел только вот это http://www.newreferat.com/ref-12897-7.html
Но картина "Нечаянная встреча" / "У чужого окна" выражает прежде всего огромное психологическое напряжение обоих персонажей и скрытую тоску. Вы обратили внимание - какая же это встреча, когда оба человека отворачиваются, не смотрят друг на друга? Отрешенно, стремясь избежать продолжения мгновения встречи, как бы "уплывает" из кадра девушка. Тщетно мОлодец пытается ее удержать - рука лежит на коромысле. Взгляд парня передает зрителю и протест, и внутреннюю борьбу. Не берусь судить о точном социально-историческом контексте описываемой сцены. Но острия, как фокус внутренней борьбы, направленной то ли против судьбы, и отражающую молчаливый призыв, непокорность и бунт, дополняют психологию взгляда. Но оружию не суждено быть использованным - оно "не заряжено", оно ни на кого не направлено.
Можно долго описывать психологию этого полотна, с моего дилетантского взгляда, но лучше послушать одно стихотворение из книги отзывов с выставки К.Васильева, которое по-видимому, еще не было приведено в теме. А жаль, многое бы объяснило сразу же.
Цитата:
Так же светел волос золотистый ковыль И прозрачна очей глубина. На знакомом платке блещет снежная пыль, А она уж чужая жена. Коромысло не дрогнет под белой рукой, Не шелохнется тонкая бровь, Ты же смелый такой, ты же сильный такой, Что же отдал другому любовь? Побоялся отца, да послушался мать, Мол она нищета-голота, А теперь вот не хочешь, не можешь понять, Что легла между вами черта. До венца, до последнего мига ждала, Что любимый придет и спасет, А потом будто заживо умерла, Но любовь и в умершей живет. Да, любовь и умершей, выходит, нужна, Но она далека, как звезда, Помни, помни! Теперь я — чужая жена, И лежит между нами черта.
Примерно такое же складывается первое впечатление о полотне.
На картине "Ожидание" - один из самых теплых, нежных женских образов. Атмосферу создает и другой символ - большое пламя свечи с его аурой. Теплая аура умело противопоставлена холоду и льду зимней ночи.
Последний раз редактировалось DEI, 20.09.2016 в 15:09.
Читала у друзей Константина Васильева о его трудных отношениях с девушками. Доронин по их воспоминаниям пишет в своей книге:
"Жизнь Константина Васильева была полна и человеческих радостей. Его сестра Валентина(старшая сестра, наиболее близок он был со своей младшей сестрой – Людмилой), вернувшись из школы, рассказала, что к ним в класс пришла новенькая – красивая девчонка с зелеными раскосыми глазами . Приехала она жить в курортный поселок из-за больного брата. Константин предложил привести ее для позирования. Когда четырнадцатилетняя Людмила Чугунова вошла в дом, Костя неожиданно растерялся, засуетился, начал переставлять мольберт с места на место. Первый сеанс длился долго. Вечером Костя пошел провожать Люду домой. Ватага ребят, попавшихся им навстречу, жестоко избила его: сразу и безоговорочно Люда была признана самой красивой девчонкой поселка. Но разве побои могли охладить пылкое сердце художника? Он полюбил девушку. Каждый день писал ее портреты. Людмила пересказывала ему свои романтические сны, и он делал к ним цветные иллюстрации. Они оба не любили желтый цвет (может быть, просто юношеская неприязнь к символу измены?), и однажды, нарисовав голубые подсолнухи, Костя сказал – «если не поняла, почему они голубые – лучше молчи, ничего не говори. Константин вовлекал Люду в круг своих интересов - к музыке, литературе. Казалось, они понимали друг друга с полуслова. Как-то раз Людмила зашла к Константину с подругой. Он в это время вместе со своим другом увлеченно слушал классическую музыку и на вошедших никак не отреагировал. Для подруги Люды такое невнимание показалось оскорбительным, и она утащила Люду за руку.
После этого девушка долго боялась встреч, чувствуя, что обидела Костю.. . дружеские отношения прервались Прошло несколько лет. Как-то на электричке Константин возвращался из Казани и,встретив в вагоне Людмилу, он подошел к ней и пригласил: - У меня в Зеленодольске открылась выставка. Приходи. Там есть и твой портрет. Конечно же, она приедет! Но дома мать категорически запретила: "Не поедешь! Чего мотаться куда-то, у тебя и без того полно его рисунков и портретов!" Выставка закрылась, и неожиданно Константин сам пришел к ней в дом. Собрав все свои рисунки, на глазах у Людмилы порвал их и молча ушел. Навсегда… Теплые отношения связывали одно время Константина с Леной Асеевой, выпускницей Казанской консерватории. Портрет Лены маслом с успехом демонстрируется на всех посмертных выставках художника. Елена получила музыкальное образовапние по классу фортепиано и, естественно прекрасно разбиралась в музыке. Это обстоятельство особенно влекло Константина к девушке. Однажды он решился и сделал ей предложение. Девушка ответила, что должна подумать…Но и эти отношения не сложились. Зрелым уже человеком, в возрасте около тридцати лет, он полюбил Лену Коваленко, также получившую музыкальное образование. Умная, тонкая, обворожительная девушка, Лена растревожила сердце Константина. В нем вновь, как в юности, проснулось сильное, настоящее чувство, но боязнь получить отказ, встретить непонимание так и не позволила ему устроить свое счастье… Но в том, что единственной его избранницей до последних дней жизни оставалась живопись можно усматривать особое предназначение художника".
Кто-то из его возлюбленных и изображён на этой картине. Читала об этом в чьём-то воспоминании. Не удавшаяся судьба изображена. Не удивлюсь, если кто-то напишет "Ну, вот. Не удалось с девушкой быть вместе, так он на неё и вилы наточил".
Когда искала материалы в Интернете про Васильева, то чего только не начиталась. Доказательств никаких. Пишут люди самые разные версии, выдумывают. Кому что больше нравится.
Эвиза, здравствуйте! Тоже рад побеседовать с Вами.
Цитата:
Сообщение от Эвиза
Константин вовлекал Люду в круг своих интересов - к музыке, литературе. Казалось, они понимали друг друга с полуслова....
Выставка закрылась, и неожиданно Константин сам пришел к ней в дом. Собрав все свои рисунки, на глазах у Людмилы порвал их и молча ушел. Навсегда… ... Кто-то из его возлюбленных и изображён на этой картине. Читала об этом в чьём-то воспоминании. Не удавшаяся судьба изображена. Не удивлюсь, если кто-то напишет "Ну, вот. Не удалось с девушкой быть вместе, так он на неё и вилы наточил".
Судя по приведенному поступку - агрессия, направленная на человека, ему была несвойственна. Скорее можно поверить, что вилы напоминают о развилке судьбы ) Поступок с портретами девушки очень сильный, учитывая сколько времени мысли о ней занимали его. Несомненно, символический поступок. Это как-то характеризует его мировоззрение. В то же время, быть может, поступок слишком несправедливый по отношению к плодам своего собственного творческого труда, которые ни в чем не виноваты, и могли бы радовать многих. Не мне судить его в данном случае. Тем более в такой ситуации. В Агни Йоге упомянут случай, когда разбитый кувшин спас сердце йога от напряжения. Хотя и жаль рисунки, быть может, автору было еще хуже.
В связи с "Третьим Рейхом" я нашел упоминание в биографии художника в Википедии:
Цитата:
Сначала писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им 1968-69 годах, сменил манеру живописи. Источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, славянская и скандинавская мифологии. Картины, написанные в этот период, популярны среди русских неоязычников и антисемитов. Особенно популярна среди них картина «Илья Муромец побеждает христианскую чуму». Например, эта картина используется в качестве иллюстрации в книге Валерия Емельянова «Десионизация». Использовал псевдоним «Константин Великоросс»
Полагаю, что фашизм - не имеет отношения к искусству, а искусство - оно остается искусством, и не имеет отношения к фашизму. Политика и насилие, жажда власти и амбиции могут использовать элементы искусства, прикрываясь ими для отвода глаз. Художник же живет искусством, культурой, потому имеет в достаточной степени иммунитет против грубости духа. Однако, мог быть подвержен влиянию различных идей религиозно-мистического свойства. Творчество его менялось. Возможно, он умер слишком молодым, чтобы выбрать свою дорогу. Как я вижу, К.Васильева вдохновляли проявления силы духа и героизма во всех формах. В последние годы жизни он снова обратился к теме героизма советских бойцов, хотя прошло четверть века со времен ВОВ. До того писал цикл портретов творцов в музыке.
В то же время, картина "Ожидание" - с нежной девушкой у окна написана в последний год жизни. Так что темы его творчества были разнообразными, и думаю, те, кто пытается использовать его творчество как знамя неонацизма (?) все же, ошибаются. Там есть элементы язычества. В советскую эпоху символ "борьбы с религией" мог восприниматься совсем иначе, чем пытаются представить. К мотивам сказок и к национальным мотивам обращались многие художники. Вывод неоднозначен. Вероятно, много творческих, даже мистических исканий, которые различные личности в наше время пытаются использовать в своих целях.
Холод в картинах ... на самом деле - не от долгих ли исканий? "Тоска по родине" - написана в последние годы жизни. Автор продолжал переосмысливать и искать.
DEI, согласитесь, чтобы написать в 1964 году вот такую картину "Вознесение", надо иметь достаточно смелости. Христос на картине живой даже телом. Глаза живые.
Некоторые же авторы упорно пишут, что Васильев только рисовал с радостью разрушенные Храмы и маковки с церквей сшибал.
DEI, я не очень доверяю материалам Википедии по спорным вопросам. Пишут там не узкие специалисты, а желающие. И направление у Википедии соотвественное.
DEI, согласитесь, чтобы написать в 1964 году вот такую картину "Вознесение", надо иметь достаточно смелости. Христос на картине живой даже телом. Глаза живые.
Верно. Не помнил этой картины. Удивительно. Знаете, я не нашел репродукцию "Илья Муромец побеждает христианскую чуму", но теперь вижу альтернативы любой примитивной трактовке его творчества.
Примерно, как в описании одного автора с proza.ru, где он сравнивает с аналогичным полотном С.Дали:
Цитата:
Вместо статичного изображения обозреваемого сверху орудия мучения и казни и вида результата смертного приговора, вынесенного самим себе греховным человечеством, мы видим стремительное движение вверх – воистину вознесение Божественного Духа Спасителя в Горние высоты, призывающее всех нас оторваться и от мирской суеты плотской (животной) жизни и от Духовных заморочек в понимании Творца и Жизни на Земле, которые с веками накопились в сознании земных Духовников, служащих не самому Творцу, а Его искажённому Образу в своей скудной и нищей Душе, и ставших рабами застывших формул и мёртвых догм.
И в итоге, вместо темы СМЕРТИ, неправедности и несправедливости у С.Дали, Костя Васильев изобразил ЖИЗНЬ, нетленность Вечных Ценностей, то направление и место, где в нетронутом людскими руками и мозгами виде сохраняются и проявляются Каноны Жизни Творца, где расположена единственная написанная перстами самого Создателя книга – Книга Небес.
Сложно согласиться со всеми выводами автора на художественном портале. Но главное в другом. Получается, возникает сильный довод трактовать и его вроде бы радикальное и "антихристианское" полотно совсем иначе.
Удивительно. Знаете, я не нашел репродукцию "Илья Муромец побеждает христианскую чуму", но теперь вижу альтернативы любой примитивной трактовке его творчества.
DEI, смотрите, нашла интересную статью про эту картину: