КАК Я «ХРЕНОВО» ЖИЛ В СССР Вот уже двадцать пять лет мне рассказывают, как мы, оказывается, хреново жили в Советском Союзе. Как всё было плохо. Как ничего не было в магазинах. Как режим не давал нормально жить. Какими злодеями были руководители. И тому подобное. Всё это звучит с экранов телевизоров и в эфире радио, вползает в мозг с газетных полос и страниц журналов, вообще витает в воздухе. Но что-то внутри меня противится этой мифологеме, простая житейская логика приводит совершенно к другим выводам. Попробуем разложить всё по полочкам. Родился я в 60-е. Даже целый год удалось прожить при Хрущёве. Знаменитой «хрущёвской оттепели» не почувствовал, а родители рассказывали о кукурузной муке, мамалыге, «кузькиной матери» для Америки и прочих прелестях «дозастойного» времени. Ничего об этом сказать не могу. Не осознавал тогда потому что. ДЕТСАД Когда время пришло, отдали меня в детский сад. Хороший такой заводской детский садик. И кормили вкусно – фрукты-овощи свежие в рационе, и на море летом вывозили, и игрушек навалом было. Самое главное – всё БЕСПЛАТНО для родителей. Но эта часть детства, которая длится так долго, тоже заканчивается. ШКОЛА Школа была просторной и светлой. К послевоенной постройке позднее были пристроены новый корпус, а также спортзал и актовый зал. Все условия, в общем. Помню бесплатное молоко для младшеклассников на первой перемене и завтраки за 15 копеек на второй перемене. Дети из многодетных, неполных семей и у кого родители имели низкую зарплату, питались БЕСПЛАТНО. То ли за счёт профсоюзов разных, то ли ещё как-то. Завтрак и обед им были обеспечены. В школе была просто куча всяких кружков, куда буквально загоняли желающих. Как вы уже поняли, естественно всё это БЕСПЛАТНО. Помнится, что с родителей иногда собирал деньги родительский комитет – на новые шторы в класс. А все ремонты проводились ЗА СЧЁТ ГОСУДАРСТВА. ЛЕТНИЙ ОТДЫХ В старших классах летом нас вывозили в колхоз, в лагерь труда и отдыха (ЛТО). Сейчас могут сказать: эксплуатация детского труда. А нам очень нравилось. Убирали когда черешню, когда свеклу или помидоры. Или пропалывали что-нибудь. Обед на полевом стане – романтика! А после обеда – спортивные игры, походы в сельский клуб, гитара и прочие удовольствия. Для нас и наших родителей всё было БЕСПЛАТНО, а школе колхоз даже какие-то копейки доплачивал. Нам же разрешали брать с поля «для личного пользования» до полуведра черешни каждый день или ведро помидор. Тоже вроде как импровизированная зарплата. Пару раз мне посчастливилось побывать в пионерском лагере. Лагерь тоже был заводской, а завод был всесоюзного значения. Поэтому дети в нём были со всего Советского Союза. Столько новых знакомых! С которыми потом годами мы переписывались. Самых лучших школьников награждали путёвками в Артек (Гурзуф) или в «Молодую гвардию» (Одесса). СПОРТ И ДОСУГ Для этого были ведомственные и государственные спортшколы, дома культуры и, разумеется, Дворец пионеров. Любые спортивные секции, кружки, культурно-музыкальные всякие. И говорить не стоит, что всё БЕСПЛАТНО. Периодически в школу приходили для «вербовки» - завлечения в эти секции тренеры и руководители кружков. Занимался спортом и я. Разными видами, пока не выбрал то, что по душе. Во всех спортсекциях выдавали спортивную форму для занятий. В кружки тоже никто не требовал приходить со своими шахматами, кисточками с красками и прочим, необходимым для занятий инвентарём. Для спортсменов летом был спортивный лагерь. Похоже на пионерский, только до 3-х тренировок в день, на берегу моря. На соревнования ездили ежемесячно, иногда даже 2-3 раза в месяц. Проезд, проживания, питание - ЗА СЧЁТ ГОСУДАРСТВА. Увлечения музыкой привели меня к созданию в школе вокально-инструментального ансамбля (ВИА). Кое-какие музинструменты в школе имелись, а недостающее нам ШКОЛА КУПИЛА. Репетировали, как и положено, «в каморке, что за актовым залом». Иногда выступали на конкурсах. Правда петь на конкурсах приходилось не то, что нравилось, а патриотические или комсомольские песни. ВУЗ Не буду повторяться, но обучение в любых вузах было бесплатное. После вуза всех выпускников ждала работа. Причём обязательно было надо отработать 3 года. Отличники-краснодипломники получали так называемый «свободный диплом», то есть право выбора места работы. В вузах, как и в школе – также полностью обеспечивался спортивный и культурный досуг. Плюс общежитие для иногородних. АРМИЯ Поскольку поступил я в военное училище, об армии знаю не понаслышке. Армия была что надо. Была в ней и мощь, и сила, и самые современные вооружения. А БОЕГОТОВНОСТЬ, сейчас даже трудно поверить, такая, что после ночного подъёма по тревоге вся часть без проблем убывала в запасной район или район проведения учений, иногда за сотни и даже тысячи километров. Это уже потом, при службе в украинской армии, учения стали проводить «на картах» - они (учения) называются командно-штабные. Или вообще на компьютерах. Воображение так и рисует генерала с джойстиком в руках. А что делать, когда денег на полноценную боевую подготовку, со стрельбами, полётами, боевыми походами и т.п., не дают. Зарплата (её в армии называют денежным содержанием) была весьма достойная, а сама служба весьма престижной. К офицеру в обществе относились с превеликим уважением. ЖИЛЬЁ Вопрос этот стоял перед гражданами всегда, поскольку население имеет свойство расти, создавать новые семьи – ячейки общества, которые нуждаются в новой жилплощади. С этим в СССР было просто. Работаешь или служишь, стоишь на квартирном учёте (в очереди на жильё). И рано или поздно ПОЛУЧАЕШЬ КВАРТИРУ, квадратные метры в зависимости от количества членов семьи. В очереди можно было простоять и три года и десять лет. Многие заводы сами строили жильё для своих рабочих – целые посёлки или районы. Причём со всей инфраструктурой: школами, детскими садами, магазинами, дорогами. РАБОТА О том, что БЕЗРАБОТИЦЫ В СССР НЕ БЫЛО, все знают. Даже наоборот, рабочих рук и специалистов с высшим образованием не хватало. Поскольку строгое планирование было. Например, Министерство образования чётко знало, в какую отрасль через 5 лет сколько и каких специалистов потребуется. И корректировало набор в вузы на эти специальности. Но и тогда не все работали после выпуска по профилю. Жизнь есть жизнь, всего не учтёшь. Стоит упомянуть и о том, что в уголовном кодексе была статья «за тунеядство» - наказывали тех, кто не работал, паразитировал на теле общества. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, МАГАЗИНЫ, ЦЕНЫ Часто рисуют СССР с пустыми полками магазинов. Такого видеть не приходилось. Не все товары можно было купить запросто. Это называлось «дефицит». Очень ценились импортные товары. Причем, неважно, из какой страны, капиталистической или социалистической. Главное, что не такое как у нас. На еду, одежду, предметы быта моим родителям – простым рабочим, всегда хватало зарплаты. Крупные покупки – телевизор, холодильник, мебель – делались в кредит. Купить машину – вот это была проблема! И цена недостижимая, и специальные очереди, квоты и т.п. КАЧЕСТВО ТОВАРОВ. Вот об этом стоит сказать отдельно. Многими произведёнными в Советском Союзе товарами мы пользуемся до сих пор. Сделано добротно, крепко, продуманно, на совесть. Были и бракованные вещи, но не так много. А вот от моды наша лёгкая промышленность постоянно отставала. Прежде всего из-за того, что не была этой самой моды законодателем. Вот и работала с опозданием. А мы гонялись за импортными шмотками, покупая «фирменные» вещи втридорога у фарцовщиков. МЕДИЦИНА О качестве советской медицины спорят до сих пор. Во многих её отраслях наши специалисты были лучшими в мире. Это касается офтальмологии, кардиохирургии. Да и терапия у нас была на уровне. В чём-то отставали, не без того. В любом случае в Украине медицина лучше не стала, зато за всё приходится платить. А вот профилактическая медицина, профосмотры для различных категорий граждан и, особенно, для детей – так тут СССР был впереди планеты всей. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Советская доктрина обособленности от всего остального мира требовала полной самодостаточности во всех отраслях промышленности. Поэтому и была создана и выведена в мировые лидеры тяжёлая промышленность, среднее машиностроение (ракетостроение), ну и, конечно, конёк всей системы – «оборонка». Сотни научно-исследовательских институтов (НИИ) под наименованием «почтовый ящик номер такой-то» работали на оборонную промышленность. Зарплаты там были повыше, да и льгот побольше. Лёгкая промышленность, производящая товары народного потребления, при таком раскладе оказывалась всегда в хвосте. И по качеству и по количеству нужной населению продукции. ИДЕОЛОГИЯ Идеологией была пронизана вся жизнь советского человека. В детском саду – стишки о Ленине. В школе – октябрята, затем пионерия и комсомол. Сначала всё взаправду и с юношеским жаром, потом, в 80-е, с формализмом комсомольских и партийных собраний. Разрешённые и неразрешённые темы для разговоров. Обсуждение на кухне только с близкими родственниками «политических тем» и страх перед КГБ, с которым так ни разу и не пришлось столкнуться. Запрещённые к просмотру фильмы, записи рок-групп и «самиздатовские» книги. Понять, что всё это давило, душило свободу слова, было трудно. Не было другой точки отсчёта, примера для сравнения. Поэтому такие проявления советской действительности воспринимались как определённые правила игры. Мы знали правила и играли по ним. Иногда понарошку, иногда всерьёз. РАСПАД После горбачёвских перестроек, ускорений и остальной политико-экономической чехарды, пришёл распад СССР. И в 1991 году на Всеукраинском референдуме я, как и миллионы проживавших на территории Украинской Советской Социалистической Республики граждан, проголосовал за независимость Украины. В те годы благодаря умело запущенным слухам все мы свято верили, что Украины кормит половину Союза. И после отделения будем, как сыр в масле, кататься. Отделились и зажили своей жизнью. Если опустить период лихих 90-х, когда бушевал дикий капитализм, расцветал дерибан государственной, общенародной собственности, буйствовала инфляция и социальная депрессия, то сейчас, вроде как, всё успокоилось. Всё разграблено, поделено, устаканено и приведено к капиталистическому несправедливому знаменателю. ЧТО ЖЕ МЫ ПОЛУЧИЛИ? Мы отдаём детей в немногие из уцелевших от перепрофилирования, построенные ещё при Союзе детские сады. И платим, платим, платим… За всё время независимости построено с десяток детских садов. Потом школа и поборы, поборы, поборы. Плохое качество обучения и платные репетиторы. Развивающие кружки за деньги, занятия спортом за деньги, если можем это себе позволить. А если нет, то детей воспитывает улица, с наркоманией и детской преступностью. Школ, кстати, за время независимости тоже построено столько, что пальцев одной руки будет много. Если повезёт, ваше чадо поступит в вуз на бюджет, если нет, то вперед в частное учебное заведение. Специальность-то, кое-как, получит, а вот работу вряд ли. И пойдёт молодой специалист торговать на рынок или каким-нибудь офисным клопом работать, или промоутером, мерчендайзером и прочей занимающейся реализацией товаров шушерой. И заработать на квартиру молодой семье будет в 90 процентах случаев нереально, будут ждать пока «бабушка освободит жилпрощадь». Заводы разграблены-разрушены или перешли в частные руки и работают на «дядин», а не на общенародный карман. Соответственно, социальными программами, строительством жилья и санаториев для рабочих и служащих не занимаются. Идеология зато у нас теперь самая что ни есть, свободная. И говорить можно всё, что угодно. Потому что всем глубоко «по-барабану», о чём и как ты говоришь. Свобода слова в полной красе. И партий у нас теперь, как собак нерезаных, на любой вкус. Но интересы простого человека ни одна не защитит. А как у нас шикарно в магазинах. Всего навалом: шмотки импортные, электронная техника из Европы и Азии, продукты с ГМО и прочей химией со всего мира! ВЫВОДЫ Так вот оказывается, что мы приобрели в результате независимости. Свободу слова и обилие шмоток. Первое, безусловно, приобретение ценное. Сегодня мы уже не сможем жить без свободы слова. Привыкаешь к ней быстро, а отвыкнуть уже невозможно. Основное, что мы утратили – это социальная защита, защита государства, забота государства о своих гражданах. Социальная модель государства, когда держава обеспечивает гражданам достойное образование, медицину, пенсии, социальные программы, заменена на либеральную. Либеральная – это от слова liber («свободный»). Гражданам предоставляется свобода – делай что хочешь, в рамках закона, естественно. Но и государство заботы о гражданах с себя сбрасывает. Освобождается. Живи, как хочешь. Как хочешь учись, лечись, живи где хочешь или не живи вообще. Так что, я хреново жил во времена Советского Союза??? Переубедите меня, пожалуйста. Я не бедствую сейчас, у меня нет депрессии, и на жизнь я не жалуюсь. Но верить в это враньё не хочу. Советского Союза не вернуть, но зачем же его хаять? Как будто от этого кому-то становится легче. Мы продолжаем пользоваться всем, что создано, построено и произведено в СССР. Донашиваем, как старые одёжки, заводы, дороги, школы и больницы, ничего не производя взамен. Надолго ли ещё хватит? Роман ЧЕРНЕНКО
Результаты проведенного социологического опроса среди представителей проживающих в Литве нацменьшинств спровоцировали скандал.
Опрос показал, что высокий процент жителей Литвы тоскует по советским временам.
Так, 40,8% участников опроса согласились с фразой о том, что развал СССР - это самая большая геополитическая катастрофа. Как уточняет прибалтийский портал Delfi, по советским временам тоскуют выпускники польских школ (43,4 процента), и выпускники русских школ (41,2 процента).
Это уже второй скандал за эту неделю в Литве, связанный с ностальгией населения по СССР.
Первый произошел 2 августа после публикации фотографий с празднования в Вильнюсе дня ВДВ. Интернациональный коллектив ветеранов ВДВ, представленных литовцами, поляками и русскими, под развернутые знамена военно-воздушных сил, надев советскую форму, пел советские песни.
Ранее СМИ сообщали, что в литовских магазинах популярны продукты с изображением советского знака качества на упаковке.
Удивительный парадокс — сколько бы ужастиков нам не рассказывали про Советский Союз, а советская система образования до сих пор считается чуть ли не идеалом. Самые лучшие, правильные фильмы были сняты — в советские годы. Детские песни, лучше которых до сих пор нет, — всё также были написаны в советские годы.
И вроде бы многие были рады отказаться от единственной давлеющей коммунистической идеологии, импортированной из-за рубежа (напомню, что Маркс и Энгельс были немцами). Но ведь будучи посеянными в русскую почву, эти идеи всё равно получили самобытность.
«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» – говорило поколение, восстанавливавшее страну после Великой Отечественной.
Где произошёл тот перелом, когда железнодорожный состав государства под названием СССР отправился на путь в пропасть?
На мой взгляд, его корни лежат в 1953 году, а первые ростки появились в 1956 на печально известном XX съезде КПСС.
Когда люди перестали верить в будущее, которое строили. Когда Хрущёв начал гонения на — имя покойного Сталина и на Русскую Православную Церковь.
В 80-ые годы, когда СССР уже был поражён плесенью либерализма и западничества, даже появился такой вот диссидентский анекдот:
На первомайской демонстрации колонна глубоких стариков несёт плакат: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». К ним подбегает некто в штатском: — Вы что, издеваетесь? Когда вы были детьми, товарищ Сталин ещё не родился! — Вот за это ему и спасибо!
Знаете, мне всегда было интересно слушать рассказы родителей, бабушек и дедушек о том, как они воспитывались в Советском Союзе. Предлагаю нам всем вспомнить, как это было.
Один из читателей прислал мне материал, в котором был размещён следующий советский учебный фильм «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Советский учебный фильм для школьников начальных классов. Начало 70-х годов.
Посмотрев этот фильм, и вспомнив свое детство, я вообще удивился, как мы смогли выжить в то время. Именно такие уроки нужны нашему подрастающему поколению — «Уроки нравственности», а не только знания что 2×2=4, потому что в жизни иногда 2×2=5.
• Мы уходили из дома в восемь утра и возвращались поздним вечером, и родители не могли позвонить нам и узнать — где мы и что с нами, потому что не было мобильных телефонов.
• Мы сами ходили в кино и сами выбирали кружки и секции, в которых хотели заниматься.
• Мы катались на великах по всему городу, лазили по стройкам и военным частям, по гаражам и крышам домов, купались без родителей во всевозможных водоемах.
• Мы делали ракеты и бомбы на порохе и магниево-алюминиевой смеси, которые, представляете, летали и взрывались.
• Мы дрались с ребятами соседнего двора, и родители не подавали в суд за синяки и ссадины.
• Мы пили воду из колонок и кранов, а иногда просто звонили в незнакомую квартиру и просили неизвестного человека, который открывал нам дверь, дать стакан воды. И нам никто не отказывал.
• Мы сами бегали в магазин за мороженным и пирожками. Если нам было необходимо, то мы просто заходили к своим друзьям и знакомым без предварительного звонка и могли остаться ночевать у них.
• Мы были знакомы с детьми всего дома, а то и квартала, у нас были десятки друзей по всему городу, к которым мы сами, не предупреждая родителей, могли съездить на троллейбусе или автобусе.
• Мы сами, без родителей, ходили в походы в лес!
И мы выжили!
Учебная фильмотека : «Что такое хорошо и что такое плохо» В серию входят: • 1. «О смелости» • 2. «Наши добрые дела» • 3. «Настоящий товарищ» • 4. «Честное слово» Описание: В фильмах, входящих в данный сборник, представлены постановочные сюжеты (короткометражные фильмы). Каждый фильм — это небольшая история, легко понятная даже для самых маленьких школьников. Цель каждого фильма, воспитать в детях чувства и навыки, которые будут им необходимы в жизни.
Учебная фильмотека : Честное слово ."Что такое хорошо и что такое плохо"