Сейчас в Интернете появилось просто огромное количество сайтов, посвящённых собиранию того лучшего, что было в СССР.
И там не только собирают фильмы, песни, мультфильмы, достижения, но люди пишут интересные статьи.
В этой теме хочется рассказывать как лучшее в СССР переходит в наше время.
Например, о месте в Москве, в котором отразилась история и политика нашей страны, начиная с 1939 года. Это ВДНХ.
Даже название переименовывалось несколько раз. Сначала ВСХВ – Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка, потом с 1959 ВДНХ – Выставка Достижений Народного Хозяйства, с 1992 года ВВЦ – Всероссийский Выставочный Комплекс и вот с 2014 года к 75-летию открытия Выставки её опять переименовали в ВДНХ.
Но, только ли названия изменялись? Изменения в жизни государства отражались на территории ВДНХ.
Расцвет, застой, а потом разруха в Ельцинское время и превращение ВДНХ в ВВЦ, а физически: в место разгула рыночного беспредела и разрушения.
И, наконец, восстановление не только названия, но и исторического облика Выставки, а также красоты и праздника для людей многих национальностей. Сейчас ВДНХ хотят сделать пространством с уклоном в науку и образование. То есть это как раз тот случай, когда власть решила взять лучшее из времени существования СССР и трансформировать к нашему времени.
Вот какие преобразования были сделаны к 75 -летнему юбилею в 2014 году
А вот уже через два года отреставрированы шедевры, которые были случайно найдены при реставрации центрального павильона - горельеф Вучетича и картина Александра Герасимова
С Выставкой связаны имена очень интересных людей. Про некоторых хочется рассказать.
Немногие, наверное, знают, что главным архитектором ВСХВ назначили Вячеслава Константиновича Олтаржевского, которого вызвали из Нью-Йорка, где он на протяжении 10 лет жил, учился и перенимал опыт строительства небоскрёбов (с 1924 по 1935 год).
В.К.Олтаржевский и его команда разработали интереснейший проект, олицетворявший собой центр вселенной, город будущего, наполненный знаками и символами.
В серии «Жизнь замечательных людей» выходила книга Ольги Никологорской «Олтаржевский»
Есть там интересный момент о выборе места для будущей Выставки. Мистический.
Олтаржевский ещё не победил в конкурсе проектов выставки среди ведущих архитекторов страны, а уже начал искать место, где её расположить.
«К выбору этого места его подтолкнул целый ряд факторов. Вокруг не было крупных зданий и предприятий, местность была ровной, а тщательно изученная им роза ветров обещала постоянный приток свежего чистого воздуха.
И все же Олтаржевский сомневался. В минуту раздумий, когда он никак не мог решить, какой район предпочесть, он рискнул обратиться к астрологу, несмотря на то, что в те времена это никак не поощрялось и, по мнению властей и многих коллег, выглядело как минимум странно, если не подозрительно. Астролог, древняя надменная старуха, посоветовала ему обратить особое внимание именно на район Останкина как на место, несущее самые положительные эмоции. И все же архитектор продолжал колебаться и решил увидеть выбранное место собственными глазами. Место ему сразу понравилось — неподалеку находилась старинная усадьба графа Шереметева. Наши предки, подумал Вячеслав Константинович, издавна умели выбирать счастливые и благоприятные для жизни места. Тем не менее он продолжал сомневаться. Углубился в лес, зашел довольно далеко и там натолкнулся на небольшой заброшенный пруд. Все вокруг было удивительно уютным и даже поэтичным. Он решил немного отдохнуть, ополоснул руки в воде и в задумчивости поднял с земли камушек, повертел его в руках. Камушек для средней полосы был необычным — черный, гладкий, с дырочкой посередине. В народе такие камни называют «куриный бог» и считают приносящими счастье. Олтаржевский положил камушек в нагрудный карман, а из кармана достал блокнот, всегда бывший при нем. И вдруг, почти не останавливаясь, начал набрасывать на бумаге павильоны, фонтаны, аллеи — перспективу будущей выставки. Наконец он опомнился, взглянул на рисунок и понял: да, именно такой должна быть его будущая выставка и располагаться она должна именно здесь. Выполненный на основе этого рисунка проект Олтаржевский позднее представил на конкурс. Так случилось первое чудо в жизни архитектора. Сам он относился к этому эпизоду именно как к чуду, а счастливый камушек всю жизнь носил в нагрудном кармане и считал своим оберегом. Вообще в жизни этого удивительного просветленного человека случались настоящие чудеса». «Олтаржевский проявил заботу и о сохранении древнего Останкинского парка и предложил не трогать его, а отвести под строительство выставочного ансамбля свободную территорию, расположенную к юго-западу от озер парка. Редкий случай не только в советской, но и в мировой практике, когда грандиозная градостроительная идея не испортила, не разрушила уникальную историческую среду города».
А какие это знаки и символы были заложены в проекте?
Из книги Никологорской:
«Когда несколько позднее коллеги Олтаржевского удосужились внимательно рассмотреть его план Выставки целиком, то они были поражены то ли необычайной смелостью, то ли политической недальновидностью талантливого мастера.
Судите сами: на плане Выставки четко просматривался православный крест. Его формировали поэтично названные автором «каналы жизни» — основные аллеи Выставки. Как крест? — возмутились мэтры. Не обошлось, должно быть, и без жалоб «куда следует». Не секрет, что у архитекторов зависть распространена не меньше, чем у людей других профессий, а недругов у талантливого и, как многим казалось, обласканного жизнью мастера хватало. Даже его друзья решили, что мечты о прекрасном будущем завлекли архитектора слишком далеко».
«Как известно, по замыслу Олтаржевского площадь Механизации должна была представлять собой как бы модель Солнечной системы. В центре площади он предлагал установить огромную скульптуру Владимира Ильича Ленина как «центр вселенной». Вокруг — девять павильонов, девять планет Солнечной системы. Итак, Солнце — огромная скульптура в центре, а вокруг — девять планет-павильонов. (Заметим, что, несмотря на все упреки недоброжелателей, этот принцип расположения объектов на площади Механизации сохранился с некоторыми поправками до открытия Выставки.)
При этом каждый, хотя бы поверхностно знакомый с астрономией, легко мог заметить, что расположение павильонов относительно центра площади достаточно точно соответствует расположению планет по отношению к Солнцу.
Но согласитесь, просвещенный читатель, быть может, все это действительно не случайно. Ведь Олтаржевский хотел построить практически «рай на земле», где воспроизводилось бы все лучшее и прекрасное, что есть в природе. Так что, очевидно, эти символы возникли в его воображении вполне осознанно. А может быть, было и так. Талантливый человек творит всегда спонтанно, не очень-то задумываясь, как к его творению могут отнестись критики. Возможно, рука Олтаржевского когда-то начертала в поэтическом вдохновении именно такой план Выставки. И это понравилось и самому автору, и даже просвещенной комиссии. А потом уже было трудно что-либо менять в этом плане.
Но вернемся в 1930-е годы. Все придуманные Олтаржевским символы безумно раздражали недоброжелателей — «истинных партийцев». Но до поры до времени они держали свои соображения и выводы при себе, и архитектору позволили начать работу. Важно отметить, что в целом предложенная Олтаржевским панорама ВСХВ существует до сих пор практически в неизменном виде. Конечно, каждая новая эпоха вносила некоторые изменения в облик так любимой всем нашим народом Выставки, но перемены коснулись в первую очередь площади Механизации, а также павильонов. В общем же предложенная Олтаржевским организация выставочной территории сохранилась».
можно посмотреть в этом ролике, начиная с 5-й минуты про символы
Выдвигается несколько версий почему Олтаржевского выслали ещё до открытия Выставки в лагерь в Воркуту.
Например и такая «Но самым опасным было, пожалуй, то, что по Москве в то время ходила неизвестно кем сочиненная нелепая шутка: «Если Олтаржевский строит рай на земле, то что тогда строит Каганович под землей? Преисподнюю!» Напомним, что в те времена Лазарь Моисеевич Каганович, первый секретарь Московского горкома партии, возглавлял строительство метрополитена, получившего вскоре его имя. Представьте себе, насколько «приятно» было слушать эту шутку Кагановичу, человеку влиятельному, обидчивому и мстительному? Эти, может быть, когда-то и сказанные Олтаржевским слова о «земном рае» были использованы против него коллегами-недоброжелателями, и ранее не скрывавшими зависти к масштабу грандиозного проекта Олтаржевского. Сплетен и обвинений становилось все больше».
И ещё немного из книги:
«В 1943 году он направил письмо лично товарищу Сталину. Здесь не было ничего лишнего. На простом листке бумаги мастер набросал проекты высотных зданий, а ниже написал: «Стране понадобятся архитекторы, чтобы после войны восстанавливать разрушенные здания и города». Каким-то образом письмо дошло до «отца народов», неожиданно понравилось ему, и вскоре Олтаржевский смог вернуться в Москву.
Постановлением НКГБ СССР от 3 августа 1943 года следствие по делу Олтаржевского В.К. было прекращено и он освобожден из-под стражи без каких-либо ограничений. Досрочное возвращение из лагеря было вторым ярким чудом в жизни этого необыкновенного человека. Он в отличие от многих и многих других решился «уйти за флажки» — и победил».
Олтаржевский в своей жизни сделал ещё многое. Например, проектирование высоток в Москве. «Правительство не могло не заметить его заслуг. После Сталинской премии 1948 года в 1952 году Олтаржевскому было присвоено звание «Почетный строитель». Он — кавалер ордена Трудового Красного Знамени, был награжден рядом медалей. Эти скупые сведения почерпнуты из его официальной биографии. Его карьера в профессиональной области завершилась присвоением ему в 1958 году звания доктора архитектуры даже без защиты диссертации».
Талантливый человек творит всегда спонтанно, не очень-то задумываясь, как к его творению могут отнестись критики. Возможно, рука Олтаржевского когда-то начертала в поэтическом вдохновении именно такой план Выставки.
В павильонах ВДНХ действительно чувствовалась атмосфера вдохновения, стремление к новому... Проводил там неделю, практически каждое лето школьной поры. Это было наверное самое запоминающееся из школьных каникул во время моих поездок к родственникам в Москву.... Да, помню пруд в центре ВДНХ и белых лебедей на нем... павильон космонавтики... вагончики электропоезда возившие по территории посетителей..ну и конечно же зал игровых автоматов, особенно автомат "морской бой" )
Ardens, к этому списку ещё можно добавить журналы «Моделист-конструктор», «Юный натуралист», «Физкультура и спорт» «Знание - сила!»
Кстати, посетив с подругой как-то очередную книжную ярмарку на ВДНХ, я с удивлением обнаружила, что журнал «Знание сила» существует до сих пор. Сотрудники редакции подарили нам бесплатно два журнала и пригласили в редакцию. Мы приехали и купили там диски с номерами журнала за разные годы. А на новый журнал мы оформили подписку. Потом приехали и сразу за полгода забрали журналы в редакции. Так выходит дешевле.