Цитата:
Сообщение от Migrant "Современный исследователь В. Н. Топоров отмечает особую роль, «которая придавалась в раннеславянской литературной традиции сирийскому языку (согласно черноризцу Храбру, первым из всех языков был сотворен Богом сирийский язык — „несть бо Бог сотворил жидовьска языка преже, ни римска, ни еллинска, но сирски имже и Адам глагола“; на нем говорили и Адам и все люди до Вавилонского столпотворения („О письменах“); в апокрифических „Вопросах, от скольких частей создан был Адам“, утверждается, что Бог „сурьянским языком хощет всему мiру судити“. |
Большое спасибо, что привели здесь цитату нашего великого ученого, филолога, лингвиста В.Н.Топорова из его двухтомника
"Святость и святые в русской духовной культуре".
Я просто поясню, что в данной цитате В.Н.Топоров говорит о просветителе и создателе русской письменности Кирилле(в миру Константин) Философе, который знал сирийский язык и имел доступ к сирийским источникам Св.Писания.
В.Н.Топоров пишет: "
Если эти сирийские связи действительно существовали<...>, то получают объяснение и проблема "соурьскихъ"(или "роусьских") букв или письмен (ср., в частности, старую идею о семитских источниках нескольких глаголических знаков - при том, что изобретение глаголицы справедливо приписывается Константину)..." Поясню от себя, что тут речь идет о загадочных "соурьских"(или "роусьских") письменах, о которых упоминается в Житии Кирилла(Константина). Топоров отдает предпочтении версии о сирийских письменах. Отсюда "
и та особая роль, которая придавалась в раннеславянской литературной традиции сирийскому языку", о чем и была Ваша цитата(что сирийский язык сотворил Бог, и Адам говорил и т.д.).
Вообще, тем, кто интересуется историей, советую почитать первый том "Первый век христианства на Руси" вышеназванного двухтомника. В нем по историческим источникам Топоров скрупулезно прослеживает духовную и культурную преемственность Руси от Византии.
Цитата:
"...Константин Философ не только познакомил и породнил греческую и славянскую речь, в частности, в поэзии. Он был одновременно и художником слова и мыслителем. С его помощью славянство соприкоснулось с высшими духовными ценностями, которые византийская культура хранила и развивала, продолжая, с одной стороны, античную традицию, а с другой, - христианскую и через нее - косвенно - ветхозаветную. Именно Константину обязана русская духовная традиция догматическим и художественным символом Софии–Премудрости, Художницы Небесной." ну, и т.д. |