Цитата:
Сообщение от Iris Кстати, довольно распространенное заблуждение, возникшее из экстраполяции современной ситуации в искусстве на 19-18 вв. Уверяю вас, распространенность того, что сейчас считается элитарной музыкой была очень значительной. К примеру. Париж, да и Франция в середине 19 в. была расколота на две партии - листианцев и тальбергианцев (поклонников Листа и Тальберга - второстепенного композитора, но знаменитого тогда виртуоза). Причем это были именно массовые партии, а не аристократические. |
Это тоже преувеличение и даже зеблуждение. Музыку на концертах слушала городская знать и ее приближенные. - вот вам и "весь город". Естественно, так они себя и называли - весь город. Вне городов народ никак не мог слушать музыку элиты - там просто не было оркестров. Мр3 плейеров - тоже. А ведь вне городов до 20-го века проживало большинство населения. Да и в городах рабочий народ с 14-16 часовым рабочим днем ну никак не слушал Вагнера - просто у него не было на это времени, если представить себе, что какой-нибудь берлинский станочник или кровельщик, сводящий концы с концами, вдруг бы обеспокоился вопросами оперного музыкального искусства. Исключение разве что представляла Италия в отношении опер.
О России и подавно говорить не приходится. Почитайте трехтомник Гарина о Серебряном веке. Все явление подъема культуры в России было делом рук чрезвычайно узкого круга людей, вместе с читателями, ценителями и слушателями составлявшего несколько тысяч человек - на всю многомиллионную Россию. Гарин это очень толково показывает.
Так что не надо обманываться - в концертных залах Европы и России до 20-го века не сидел простой народ.
...
Делаю вывод: очевидно, автор тоже проходит мимо этого явления - чрезвычайной далекости музыки элит от народа.