В Москве в Международном Центре Рерихов состоялась Международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха». Мероприятие организовал Международный Центр Рерихов при поддержке Информационного центра ООН в Москве. Конференция привлекла большое внимание научного сообщества. В ее работе приняли участие более 400 представителей различных регионов России, Беларуси, Украины, Болгарии, Кыргызстана, Латвии, Эстонии, Монголии, Индии, Чехии, Германии, Австрии, Италии, Франции, в том числе - свыше 100 ученых.
Выдающийся русский востоковед и лингвист Юрий Николаевич Рерих (1902 – 1960) был единственным из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину и поработать на благо «Страны Лучшей» (так называла Россию мать ученого Елена Ивановна Рерих), хотя отпущено ему было не так уж много… Как известно, из членов замечательной семьи Рерихов заметный след в истории науки оставил Юрий Рерих, старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны, (в отличие от своего младшего брата – Святослава, который стал, как и отец, всемирно известным художником). С раннего детства Юрий проявлял особый интерес к двум вещам: к археологии и оловянным солдатикам. Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в семейном поместье, в селе Окуловка Новгородской губернии. Свои первые археологические изыскания маленький Юрий начал проводить там же. А интерес к военному делу, в частности, к искусству стратегии, как полагала Елена Рерих, передался её сыну от татарских предков по отцовской линии. От них же мужская часть семьи Рерихов унаследовала выразительные скулы и характерный разрез глаз. Может быть, так же и этот факт, помимо прекрасного владения восточными языками и военным делом, впоследствии помог им так уверенно чувствовать себя в Центральной Азии, где Рерихи провели большую часть жизни. В Санкт-Петербурге Юрий окончил знаменитую частную гимназию К.И.Мая, в которой к каждому ученику применялся индивидуальный подход. Здесь заметили и поощряли увлечение Юрия историей Древнего Востока, особенно - Древнего Египта. После переезда семьи в Лондон в 1919 году интерес к восточной культуре у молодого человека не пропал, и он поступил в Школу восточных языков при Лондонском университете на индоиранское отделение, а потом продолжил образование в Гарварде, углублённо изучая индийскую филологию. Уже в 20 лет Юрий Николаевич в совершенстве владел основными европейскими языками, а также санскритом, классическим китайским и хинди. В течение всей жизни он не переставал пополнять свои лингвистические познания и в итоге мог говорить на тридцати языках, среди которых были редчайшие диалекты монгольского и тибетского языков. Рерихи бывали во многих странах мира - в Финляндии, Англии, США, Франции, Индии… Но всегда они считали первой своей родиной Россию, а второй – Индию. Неординарная предрасположенность к языкам в полной мере раскрылась у Юрия Рериха во время Центрально-Азиатской экспедиции в 1924-1928 гг., которая стала истинным прорывом в изучении Тибета и Гималаев. За время этой экспедиции Рерихи сделали огромное количество важнейших открытий, значение которых до конца не оценено и сегодня. Этот долгий и трудный экспедиционный путь по Центральной Азии мог бы и не состояться, если бы Юрий Рериха полностью не взял на себя обеспечение безопасности экспедиции, где под его личной ответственностью были более ста человек, оборудование, вьючные животные. Интерес к военному делу и стратегии, а также, знание диалектов позволили экспедиции двигаться по территориям кочевников, которые отнюдь не всегда встречали непрошенных гостей добросердечно. Рискуя жизнью, Юрий Рерих первым выходил к ним, чтобы начать мирный диалог. Когда он начинал говорить с местными жителями на родном языке, это их настолько поражало, что воинственные кочевники становились добрыми друзьями Рерихов. Более того, племя тут же выбирало наиболее опытных проводников для сопровождения путешественников. Показательной в этом смысле была встреча экспедиции с голоками на северо-востоке Тибета, которым впоследствии Ю.Н.Рерих посвятил эссе, впервые поведав миру подробности жизни этого доселе закрытого племени. Рерих стал первым европейцем, сумевшим завоевать доверие этих, достаточно агрессивных кочевников. 1930-1950-е годы стали важным этапом в познании и изучении Азии и Востока учёными из Европы и США. Сама история показала, что без понимания философских, религиозных и исторических корней древних цивилизаций невозможно составить полную картину мира. В этот период работы Юрия Рериха были востребованы во всех развитых странах, кроме России. В своих самых известных научных трудах Юрий Николаевич доказывал, что древнейшая связь между Востоком и Западом складывалась столетиями, и не замечать или насильственно разрывать этот культурно-духовное взаимопроникновение преступно. «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности, считал он. - Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее». Исследование жизни кочевых племён настолько захватывало этого выдающегося русского ученого, что он стал основателем новой науки – номадистики, или кочевниковедения. В 1959 году в Москве состоялась встреча Юрия Николаевича со Львом Гумилёвым. Они говорили о евразийстве и кочевниковедении, о науке в СССР. Их взгляды во многом совпадали. Основным постулатом их научной позиции было противление слепому подражательству Западу с его техногенной и политической экспансией. Особо возмущал Юрия Рериха распространившийся с середины 19 века принцип «превосходства» одной расы над другой. Этот принцип наиболее ёмко и наукообразно сформулировал в своей известной работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж.А.Гобино, который положил начало расовой историософии. Когда Рерихи поселились в долине Кулу, которая располагается в индийском штате Химачал-Прадеш, по инициативе Николая Рериха в 1928 году был основан уникальный Гималайский институт научных исследований «Урусвати», директором которого стал Юрий Рерих. Институт состоял из трех отделов – археологического, медицинского, отдела естественных наук, а также музея для хранения экспедиционных находок. Институт сотрудничал с университетами мира, крупными учеными – Эйнштейном, Вавиловым, Милликеном. С началом Второй мировой войны работа в институте была приостановлена. В 1947 году, после ухода из жизни Николая Рериха, Юрий Николаевич вместе с Еленой Ивановной переехал в Дели, а позже - в Калимпонг. Здесь он руководил индо-тибетским семинарием и заведовал курсами китайского и тибетского языков. За свои выдающиеся заслуги в области изучения языка, литературы, истории, археологии и этнографии Центральной и Южной Азии Ю.Н.Рерих был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, американского Археологического и Этнографического обществ и многих других. Но вот признания на исторической Родине Юрий Николаевич в должной степени так и не получил… Юрий Рерих вернулся в Россию в 1957 году. Он был зачислен в штат Института востоковедения АН СССР старшим научным сотрудником сектора истории философии и религии отдела Индии и Пакистана. Через год ему была присвоена степень доктора филологических наук. О его трудоспособности ходили легенды. Казалось, что этот человек совсем не тратил время на сон, еду, отдых… Секрет сына в своё время раскрыла Елена Ивановна: «Юрий работает за троих, только при его замечательной систематичности, унаследованной от отца, можно столько успевать!». За неполные три года, проведённые в СССР, Ю. Рерих создал школу тибетологии, которая была практически уничтожена во время сталинских репрессий, заложил основу номадистики, руководил всеми тибетологическими работами в нашей стране. Ещё он успел возобновить издание серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре "Bibliotheca Buddhica", а также впервые в СССР начал преподавание ведийского языка, который является предтечей классического санскрита. Делом своей жизни Юрий Рерих считал составление тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями, который, к сожалению, был выпущен уже после кончины великого учёного. Юрия Николаевича не стало 21 мая 1960 года. Его ученик - историк А.Н. Зелинский написал: «Звезда Юрия Николаевича Рериха по своему блеску и значению для России соизмерима со звездой его великого отца — всемирно известного художника Н.К.Рериха. Он останется в истории одним из последних евразийцев, сверкнувших в небе нашей степной многонациональной культуры». Наследие семьи Рерихов бережно хранится в московском Центре-Музее имени Н.К.Рериха. В октябре, в честь 110-летия Ю.Н. Рериха в музее открылся новый, посвященный ему зал.
«Многие люди думают, что Живую Этику можно читать и не принять. Вместо религий со временем придет наука. Надо исходить из обстоятельств сегодняшнего дня, возможностей. Говорить языком сейчас понятным. Хоть немного дать в жизнь. Единственная сила может сейчас приблизить человечество к духовности – наука». Ю.Н. Рерих. С 8 по 11 октября в Музее им. Н.К. Рериха (Москва) прошла Международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха». Организатор конференции – Международный центр Рерихов (МЦР), соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского, Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, Международная ассоциация фондов мира, Международная лига защиты культуры, Благотворительный фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк. При поддержке Информационного центра ООН в Москве. Ежегодно в день рождения великого человека Николая Рериха Международный центр Рерихов организует международные конференции, привлекая известных ученых, государственных и общественных деятелей из России и других стран мира. Эти форумы посвящаются памятным датам членов семьи Рерихов, изучению наследия семьи и значению Культуры для человечества и России. Знамя Мира и Культуры подняла над планетой семья Рерихов. Эта конференция была посвящена старшему сыну Николая и Елены Рерихов – Юрию. Юрий Николаевич Рерих – ученый-востоковед, лингвист, историк, этнограф, археолог, путешественник. «Великолепные профессиональное образование, интуиция, удивительная атмосфера семьи Рерихов и неустанный труд над духовным и творческим совершенствованием позволили Юрию Николаевичу стать одним из крупнейших востоковедов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. До сих пор некоторые современные политики противопоставляют Восток и Запад, в то время как Ю.Н. Рерих более чем полвека назад нашел неоспоримые доказательства того, что культура Востока и Запада имеет общие корни» (из приветствия участников конференции З.Р. Валеевой, директора государственного историко-архитектурного и художественного музея–заповедника «Казанский Кремль»). Надо напомнить читателю некоторые события из жизни Ю.Н. Рериха. Ю.Н. Рерих родился 16 августа 1902 г., оканчивает знаменитую гимназию К. Мая в Петербурге. Интерес родителей к культурному и историческому наследию Востока влияет на выбор профессии. И в 1919 г. после переезда родителей в Англию Юрий «начал занятия персидским и санскритским языками в Лондоне в Институте восточных знаний под руководством сэра Денисона Росса. …К этому времени он уже знал латинский, греческий и многие европейские языки» (из воспоминания С.Н. Рериха «Слово о брате»). 31 января 1921 г. он пишет: «Из лекции Ростовцева еще раз убедился, что Средняя Азия – это Египет будущего в смысле археологических открытий. Меня очень заинтересовали татары и монголы, особенно их былины и песни кочевий…» Затем он продолжает изучать индийскую филологию в Гарварде в США. С 1922 по 1923 гг. учится на среднеазиатском, монголо-тибетском и индийском отделениях Парижского университета, слушает курс китайского, персидского языков, а также занимается на военном и юридическом отделениях, получив блестящее образование. После переезда вместе с родителями в Индию Юрий Рерих в 21 год начинает самостоятельную научную деятельность. Во вступительном слове Л.В. Шапошникова, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, сказала, что «Ю.Н. Рерих, может, и не был похож на троих (Н.К., Е.И., С.Н. Рерихов. – Н.А.). Но он был настоящим ученым. Стал директором «Урусвати» (в настоящее время подписан договор между МЦР (Москва) и Международным мемориальным трестом (Наггар, Индия) о создании на базе дома Рерихов в Наггаре Мемориального музейного комплекса и возобновлении деятельности Института гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Индии после Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. – Н.А.). Вышла его работа «По тропам Срединной Азии». Ю.Н. был таким же талантливым и нужным в том деле, которое вел Н.К., но его отличала от трех… склонность к военному делу («…дух воинственный», – писала о нем мать, Е.И. Рерих; по материнской линии одна бабушка Юрия была татаркой, другая монголкой. – Н.А.). У него было много книг по военному делу, причем профессиональных книг. Он очень хорошо рисовал и был не только интеллектуально образован, но и физически подготовлен, хорошо сидел в седле на лошади, стрелял (однажды застрелил леопарда, который стал захаживать в поместье Рерихов в Кулу, представляя опасность для ее жителей; шкура зверя сейчас находится в музейной экспозиции. – Н.А.). Был не только переводчиком в экспедиции, но и ее хранителем». Затем Л.В. Шапошникова рассказала историю, когда в Кулу в 40-х годах воевали между собой мусульмане и индуисты. Жена младшего брата Святослава была индуисткой, ей угрожали. С.Н. Рерих увез Девику из Кулу. «Н.К. Рерих болел, … Ю.Н. Рерих охранял дом, нес вахту, и эта вахта спасла его родителей». Он был не только хранителем экспедиции, но и организатором. Значительная часть организационных дел легла на Юрия, и он справился успешно. Кроме того он вел свою научную работу на маршруте экспедиции. «Он один вернулся на родину. Ему предложили работать в Институте востоковедения. Те востоковеды были надрессированы на идеологию. И, конечно, ситуация была нелегкой (его считали буржуазным). Ю.Н., собственно, тогда еще в СССР привез Рерихов. Происходило знакомство страны с реальными Рерихами, а не то, что говорили об этой семье. Он читал лекции, устраивал выставки картин. И вот это была популяризация философии, картин, Пакта Рериха. Он был очень заметной фигурой в нашей стране, около трех лет прожил, в 60-м году он умер. На сердце никогда не жаловался (диагноз врачей: сердце, а накануне окружение видело бодрого, абсолютно здорового человека. – Н.А.). В стране были силы, которые не были заинтересованы ни в Ю.Н. Рерихе, ни в философии Живой Этики. Юрий Николаевич знал это и все же вернулся на родину, и сегодня мы поблагодарим его за это». Были зачитаны приветствия от С.В. Лаврова, министра иностранных дел РФ, постоянного председателя РФ при ЮНЕСКО, посольства Индии в России, С.М. Миронова, лидера партии «Справедливая Россия», Е.Г. Драпеко, первого заместителя председателя комитета Государственной думы по культуре. Также было зачитано приветствие участников конференции от А.М. Сибагатуллина, министра культуры РТ, которое заканчивалось следующими словами: «Юрий Николаевич пробудил в людях интерес к Востоку и его глубочайшим знаниям о человеке. Творчество Юрия Николаевича и его жизненный путь только начали изучаться нашими учеными. Уверен, что данная конференция станет важным и значимым событием в исследовании трудов великого мыслителя и нас ждет еще много интересных открытий». За неделю с небольшим до этой конференции в Казани прошел VIII съезд российских востоковедов, блестяще, на мой взгляд, организованный Институтом востоковедения и международных отношений КФУ (директор Л.Н. Латыпов). Это совпадение времени проведения двух конференций я считаю не случайным. Ведь возвращение Ю.Н. Рериха в Россию – востоковеда с мировым признанием, дало мощный импульс для возрождения востоковедения в России. На съезде ученые избрали нового председателя Общества российских востоковедов – казанского профессора Л.Н. Латыпова, и теперь на два года Центр российского востоковедения перемещается в Казань. Будем надеяться, что это благоприятный знак для подъема науки о Востоке в Татарстане и в России. В настоящее время изданы очень важные для ученых труды Ю.Н. Рериха. Например, роскошное издание «Истории Средней Азии» в 3-х томах, но, как сказал на московской конференции В.М. Плоских (вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики, который в последнее время проводит подводные поиски затонувшего дворца Тамерлана на Иссык-Куле), что для ученых востоковедов было бы лучше, если выпустить еще другое, более простого вида издание. Кроме того изданы на русском языке «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «По тропам Срединной Азии», и другие труды Ю.Н. Рериха. Прамила Шарма (Индия), выступая, сказала, что труды Юрия Рериха – духовное убежище. Докладчик В.Г. Соколов (Украина) в выступлении «Научный вклад Ю.Н. Рериха и Н.К. Рериха в изучение путей и истоков великих переселений народов» говорил о героизме и мужестве Ю.Н. Рериха, что «необыкновенная сила (достоинство духа присущее мудрецам) исходила от него. В нем гармоничное равновесие сочеталось с собранной подвижностью, а речь была насыщена огнем», человека, обладающего внутренней огненной энергией и служением общему благу. Готовность к героизму ощущается в картине Н.К. Рериха «Звезда героя», которая близка по духу Ю.Н. Рериху. «Он пишет повесть «Сказание о царе Кэсаре Лингском» (о герое народного эпоса Тибета, Монголии, Бурятии, восточных народов Гесэре; картина «Гесэр-хан» была написана в 1941 г. и подарена Н.К. Рерихом сыну, затем она находилась в Москве. – Н.А.). Народы Азии верят, что Гесэр опять воссоединит кочевников и устремит их в будущее. Это эволюционный фактор. Сама жизнь Ю.Н. Рериха была эволюционной», заключил свое выступление докладчик. Та же идея единения народов в творчестве Ю.Н. Рериха через взаимообмен энергий и проникновение культур акцентировалась в выступлении «Творческое наследие Ю.Н. Рериха и современные интегративные процессы в Евразии» А.В. Иванова. Профессор из Барнаула говорил, что единство евразийцев Юрий Николаевич открывал через единый звериный стиль, затем буддизм и связь между буддизмом и христианством. Привел интересное высказывание Ю.Н. Рериха своему ученику А.Н. Зелинскому, когда, обращаясь к храму, он произнес, что здесь крестили первого евразийца – Александра Невского. Также привел основной принцип жизни Ю.Н. Рериха, что надо жить так, как будто от тебя зависит жизнь человечества. Интерес вызвал рассказ о Ю.Н. Рерихе 90-летнего академика РАН Е.П. Челышева (коллеги по Институту востоковедения, в котором Ю.Н. Рерих стал работать после возвращения из Индии. – Н.А.). Он вспоминал, что когда в Мюнхене проходил съезд востоковедов, к нему подошел посол из Шри Ланки, профессор-буддолог, и сказал, что получил письмо от Ю.Н. Рериха, где он писал, что должен приехать в Россию. И еще, в Индии собирался Комитет по защите мира, и в маленькой гостиной в Дели шло общение, и тут его вызывает Тихонов, глава нашей делегации, и говорит, что его спрашивает внизу какой-то человек. Это был Шибаев, секретарь Н.К. Рериха. Он сказал, что Николай Константинович собирался вернуться на родину и что Юрий Николаевич хочет вернуться в Россию. Он все рассказал Тихонову, и они решили написать письмо об этом в комиссию по подготовке поездки российской делегации в Индию, возглавляемой Н.С. Хрущевым, и вот вскоре после этого Ю.Н. Рерих приехал в Россию. Встречала его Фурцева. Ю.Н. Рериха привезли в Институт востоковедения, где он начал работать. Так началась эпоха Рериха. Его окружало много людей. Академик сказал, что «это была жажда людей увидеть другого человека, и всегда он был приветлив, он открыл подлинное значение Востока, и это была значимая фигура для нашей науки и культуры». В.А. Воропаева, профессор (Кыргызстан), сделала выступление «Проблема ориенталистики в творческом наследии Ю.Н. Рериха». Она акцентировала внимание на процессе, в котором Ю.Н. Рериху удалось найти общее и индивидуальное в культуре кочевых народов, которых Запад считал варварами. Исследование кочевого Востока мало изменилось со времени средневековья и, чтобы ответить на многие вопросы, в том числе что двигало степными народами, говоря о Великом переселении народов, Ю.Н. Рерих предлагал создать в институте специальный отдел номадистики – науки, посвященной изучению кочевых народов. Выдающийся ученый Л.Н. Гумилев видел причину столь мощного движения степных народов в импульсе, который называл «пассионарностью». Некоторые ученые считают, что это связано с повышением интенсивности солнечной энергии. Возможно, это связано с местами силы. Одним из таких мест считают Гималаи. Там происходит, по– видимому, божественное озарение, которое и ведет к действию. Восток – это действие, постоянная импровизация, постоянно новое, это сама жизнь. В этом отличие восточной культуры от западной. Недавно я посмотрела фильм «Орда». Впечатление? Жалкое и вредное в своем невежестве представление о культуре восточных народов. Ни художественного воздействия, ни исторического осмысления, на мой взгляд. И вспоминаются слова Н.К. Рериха: «О татарщине (недоумевает Рерих) остались у нас только воспоминания. Как о каких–то мрачных погромах. Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь слушала сказку о чудесах, которые знали когда-то хитрые арабские гости Великого пути в Греки» – В.Н. Иванов, «Рерих, художник, мыслитель». Участники и гости конференции посетили выставку картин Н.К. Рериха из частных собраний и зал Ю.Н. Рериха, которые специально открылись в дни форума. По итогам конференции была принята резолюция, в которой содержится призыв к защите наследия Рерихов, а также общественных деятелей и мецената Б.И. Булочника.
Найля АБДУЛЬМАНОВА, к.т.н., председатель Казанского общества Рерихов.
Резолюция Международной научно-общественной конференции «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха» С 8 по 11 октября 2012 года в Москве в Международном Центре Рерихов состоялась Международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха».
Организатор конференции – Международный Центр Рерихов; соорганизаторы – Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского, Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, Международная ассоциация фондов мира, Международная лига защиты Культуры, Благотворительный фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк. Информационную поддержку конференции осуществляли Информационный центр ООН в Москве, ТД «Библио-Глобус», «Новая газета», журналы «Культура и время», журнал «Азия и Африка», «Музей».
С приветствиями к участникам конференции обратились:
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгарии в Российской Федерации господин Бойко Василев Коцев, вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики В.М. Плоских (Бишкек), директор Индийского культурного центра им. Джавахарлала Неру в МосквегоспожаМадумита Бхагат
В адрес конференции поступило более сорока приветствий ученых, государственных и культурных деятелей. В их числе: министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям, академик РАН и РАМН В.А. Черешнев, президент Российской академии естественных наук О.Л. Кузнецов, заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ Е.Г. Драпеко, министр культуры Республики Татарстан А.М. Сибагатуллин, постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО в Париже Э.В. Митрофанова, лидер партии «Справедливая Россия» и руководитель фракции этой партии в Государственной Думе С.М. Миронов, депутат Государственной Думы, Президент Международного общественного движения «Восточное измерение» М.Е. Николаев.
В работе приняли участие свыше 400 делегатов из 20 стран. В их числе 7 академиков, 12 докторов наук, 38 кандидатов наук. Среди делегатов были представители многих регионов России, иностранные ученые и культурные деятели из Австрии, Беларуси, Болгарии, Бразилии, Германии, Индии, Италии, Казахстана, Канады, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Литвы, Монголии, Узбекистана, Украины, Франции, Чехии, Эстонии.
В рамках культурной программы конференции 8 октября в выставочных залах Музея имени Н.К. Рериха состоялось открытие выставки произведений Н.К. Рериха из частных собраний (живопись, рисунок).
На конференции с докладами выступили: директор Международной академии индийской культуры, доктор философии, профессор Локеш Чандра (Индия), академик РАН Е.П. Челышев, вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики В.М. Плоских, доктор философии, профессор Прамила Шарма (Индия), доктор философских наук, профессор Ю.А. Шабанова (Украина), доктор филологических наук, профессор Александр Федотов (Болгария), доктор философских наук, профессор А.В. Иванов (Барнаул), председатель Ярославского общества «Орион» С.В. Скородумов и другие.
Юрий Николаевич Рерих признан в мире как выдающийся востоковед, вклад которого в науку в полной мере еще предстоит осмыслить. Н.К. Рерих в 1947 г. писал о Ю.Н. Рерихе: «Как нужен Юрий – индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками, – небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии». Ю.Н. Рерих, будучи членом великой семьи, все свои научные исследования проводил в пространстве космического мироощущения. Именно в свете такого подхода созданы его труды: «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «Тибетская живопись», «История Средней Азии» (в трех томах) и многие другие.
В науке Ю.Н. Рерих был первопроходцем. Переехав в 1957 г. в СССР и возглавив в Институте востоковедения АН СССР сектор философии и истории религии Индии, он создал отечественную школу тибетологии, сформировал основы номадистики, подготовил к печати многотомный Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, добился возобновления знаменитой серии «Biblioteca Buddhica», основанной выдающимся русским востоковедом С.Ф. Ольденбургом в 1897 г. Он опережал время и когда выступил публикатором и научным редактором книги А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» и основополагающего буддийского трактата «Дхаммапада» (сборника изречений Будды).
Ю.Н. Рерих исследовал разные культуры с планетарных позиций. Так, изучая звериный стиль в древнем искусстве Азии, он обнаружил, что эта форма художественного творчества носит универсальный характер, ибо звериный стиль оказался присущ культурам многих регионов мира – от Центральной Азии до Скандинавии. Такой подход позволил Ю.Н. Рериху не только постигнуть особенности различных культур, выявить их общие черты, но и увидеть место каждой культуры в общем процессе эволюции человечества. Именно широкий взгляд Юрия Николаевича на изучение культуры способствовал разработке им вместе с другими членами семьи Рерихов представления о культуре как космическом явлении и ее ведущей роли в эволюционном развитии человечества.
Вместе с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами Юрий Николаевич активно занимался научными изысканиями в Центрально-Азиатской экспедиции, под руководством Н.К. Рериха принимал участие в Маньчжурской экспедиции, свыше десяти лет работал директором Гималайского института научных исследований «Урусвати». В комплексную деятельность Института большой вклад внесли все члены семьи Рерихов. Принимая самое активное участие во всех научных проектах великой семьи, Ю.Н. Рерих начал закладывать основы новой одухотворенной науки. Сегодня ученые, которые продвигаются по намеченному им пути, делают новые открытия, развивающие и подтверждающие идеи нашего выдающегося соотечественника. Примером этому могут служить исследования в области подводной археологии под руководством вице-президента Академии наук Кыргызстана В.М. Плоских на озере Иссык-Куль, где уже не один год изучаются культуры кочевых народов Центральной Азии. Таким образом, творчество Ю.Н. Рериха, его идеи и открытия стимулируют развитие востоковедения и научного познания в целом в пространстве космического мироощущения, выступая одним из факторов формирования новой одухотворенной науки.
Конференция постановляет:
1. Просить МЦР разместить материалы о жизни и творчестве Ю.Н. Рериха и результатах настоящей конференции на сайте МЦР и в журнале «Культура и время»; обратиться с аналогичной просьбой к Международному информационно-аналитическому центру (С.В. Скородумов).
2. Просить Международный Центр Рерихов оказывать помощь научной и культурной общественности в увековечении памяти о Ю.Н. Рерихе в России (г. Окуловка) и других странах (Улан-Батор, Монголия).
3. Рекомендовать МЦР создать в его структуре отдел «Урусвати» с целью возрождения совместно с индийскими учеными Гималайского института научных исследований в Индии (Наггар, долина Кулу), который был задуман Рерихами для развития новой одухотворенной науки.
4. Поддержать инициативу создания общества «Друзья Музея имени Н.К. Рериха». Рекомендовать инициативной группе под руководством музыканта, стипендиата Благотворительного фонда имени Е.И. Рерих А.А. Розендента осуществить всю подготовительную работу для проведения учредительного собрания.
5. Рекомендовать участникам конференции выступать с действенной защитой имени и наследия Рерихов в России, США и других странах, разместив данную резолюцию на сайте МЦР и разослав ее в ведущие научные центры России.
6. Выразить решительный протест против попустительства российских властей, в результате которого была разграблена бывшая квартира Ю.Н. Рериха в Москве, где хранилась значительная часть творческого наследия семьи Рерихов.
7. Выразить протест против кампании в СМИ, направленной на дискредитацию имени одного из крупнейших российских меценатов Бориса Ильича Булочника, и призвать выступить в его защиту всех, кому дорога российская культура, возрождение которой невозможно без настоящего меценатства. http://www.icr.su/rus/conferencies/2012/resolut.php
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"