В разговоре с Алексом мы рассматривали юридический аспект. Что потенциально влечет за собой смена юридического статуса картин. Был этап, когда и фонды Нью-Йоркского музея только пополнялись, были спонсоры и дарители. Когда все это ушло, встал вопрос о продаже части коллекции.
Это понятно. Вы думаете что подобный вопрос встанет обязательно - перед любым музеем при смене коньюктуры и отсутствии спонсоров?...
Перед частными музеями подобные вопросы встают постоянно.
Цитата:
Сообщение от Iris
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
То, что кем-то вчера собиралось при частном владении
А что происходит с музеями и коллекциями при государственном владении - мы очень хорошо видели в 90-е...
На сколько я знаю, и в трудные времена из государственных музеев ни одна из картин Рериха не была продана или хотя бы выведена из состава государственного фонда. Та же ситуация с ГМВ показывает на сколько трудно вывести картины из государственного владения.
На сколько я знаю, и в трудные времена из государственных музеев ни одна из картин Рериха не была продана или хотя бы выведена из состава государственного фонда.
Имелось ввиду нечто другое. Из гос. фондов зато можно украсть. И сколько было развовровано в 90-е мы даже приблизительно не представляем (см. историю с Эрмитажем). Очень хочется верить, что это не коснулось полотен Рерихов.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Перед частными музеями
И НЙМузей и Музей в Москве - не частные, а общественные.
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
На сколько я знаю, и в трудные времена из государственных музеев ни одна из картин Рериха не была продана или хотя бы выведена из состава государственного фонда.
Имелось ввиду нечто другое. Из гос. фондов зато можно украсть. И сколько было развовровано в 90-е мы даже приблизительно не представляем (см. историю с Эрмитажем). Очень хочется верить, что это не коснулось полотен Рерихов.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Перед частными музеями
И НЙМузей и Музей в Москве - не частные, а общественные.
На сколько я знаю, и в трудные времена из государственных музеев ни одна из картин Рериха не была продана или хотя бы выведена из состава государственного фонда.
Имелось ввиду нечто другое. Из гос. фондов зато можно украсть. И сколько было развовровано в 90-е мы даже приблизительно не представляем
Частные коллекции так же не застрахованы от краж. В периоды кризисов многие частные музеи просто не выживают, а коллекции распродаются (что мы недавно наблюдали). Собственно, первый музей Рериха в Нью-Йорке постигла именно эта участь. Да, и из нового Нью-Йоркского музея тоже воровали картины - к счастью все было возвращено.
Цитата:
Сообщение от Iris
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Перед частными музеями
И НЙМузей и Музей в Москве - не частные, а общественные.
Под "частными", я имею в виду не государственные музеи, управляемые руководящим органом той или иной общественной организацией закрытого типа (советом директоров, членами правления и т.д.).
Но не своими владельцами. А государственные музеи обкрадывались в 90-е (и, опасаюсь, не только) своими же сотрудниками.
Частный - значит принадлежащий конкретному частному лицу, от благорасположения которого только и зависит существование музея. Общественный - имеющий группу людей, объединенных общим интересом существования данного музея. Странно, что вы не понимаете разницы.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
В периоды кризисов многие частные музеи просто не выживают, а коллекции распродаются (что мы недавно наблюдали). Собственно, первый музей Рериха в Нью-Йорке постигла именно эта участь.
Предательство Хоршей (очень-очень) опосредовано было связано с кризисом. Но вот распродажа коллекций первого музея никакого отношения к кризису не имела. В середине-конце 30-х годов в США экономическое положение было вполне стабильным, а именно тогда и началась распродажа картин. Так что и этот пример ничего не доказывает.
Да и предполагаемая продажа Энтиным коллекции К. Кэмпбелл, по его же аргументации, была связана не с нехваткой средств, а именно с тем, что коллекция картин СНР была для музея "непрофильной".
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
Заявление Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»
14.06.2013 г. в Мосгорсуде состоялось рассмотрение апелляционной жалобы Государственного музея Востока (ГМВ) по вопросу отмены решения Хамовнического районного суда Москвы от 24.11.2011 г., которым был установлен факт принятия Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов» (МЦР), согласно завещанию Святослава Рериха, наследственного имущества, а именно, наследия Рерихов, переданного им в Россию для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха. Жалоба ГМВ была поддержана Министерством культуры РФ. Судебная коллегия Мосгорсуда, рассмотрев все доводы жалобы и заявления сторон, определила: «апелляционную жалобу ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока» на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 24 ноября 2011 г. оставить без рассмотрения». Данное определение судебной коллегии Мосгорсуда основывалось на следующих основных моментах этой затянувшейся истории, которая длится более 20 лет: 1. «В деле по заявлению Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии между конкретными лицами спора о праве на наследственное имущество» Святослава Рериха. 2. ГМВ не является заинтересованной стороной по делу о правообладании наследственным имуществом Святослава Рериха, переданным им в Россию. А «заинтересованное лицо Министерство культуры Российской Федерации выразило свою позицию по делу (в ноябре 2011 г. – МЦР), представив отзыв, в котором не содержалось возражений относительно требований Международного Центра Рерихов» признать факт получения наследственного имущества Святослава Рериха на основании его завещания. Таким образом, Мосгорсуд подтвердил необоснованность претензий ГМВ, направленных на отмену решения Хамовнического районного суда Москвы от 24.11.2011 г., признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха. В январе 2013 г. исполнилось 20 лет, как ушел из жизни Святослав Рерих, передавший в Россию уникальное по своему составу и объёму художественное, а также философско-научное наследие своих родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. МЦР за почти 24-летнюю историю своей деятельности на деле доказал, что является достойным наследником своего основателя – Святослава Рериха – и исполнителем его воли: в Москве создан и успешно развивается общественный Музей имени Н.К. Рериха, широко известный не только в России, но и за ее пределами. Музей действует в строгом соответствии с концепцией С.Н. Рериха, которую он сформулировал в статье, опубликованной в газете «Советская культура» 29 июля 1989 г. под названием «Медлить нельзя». Напомним, что прежде свою позицию Министерство культуры РФ изложило в отзыве, направленном в Хамовнический суд в ноябре 2011 г., и подтвердило в историко-юридической справке «О коллекции С.Н. Рериха», представленной в правительство Российской Федерации в апреле 2012 г., в которой Министерство культуры признало МЦР законным наследником С.Н. Рериха. Более того, по инициативе Министерства культуры Международный Центр Рерихов и Государственный музей Востока договорились о том, что действия обеих сторон будут развиваться на основе добрых отношений и сотрудничества. И нам не совсем понятна причина, которая заставила Министерство кардинально изменить свое отношение к этому вопросу и поддержать требования ГМВ, направленные на отмену решения Хамовнического суда от 24.11.2011 г., признавшего МЦР наследником Святослава Рериха на основании его завещания. Международный Центр Рерихов расценивает данное действие Министерства культуры как стремление вновь нарушить волю Святослава Рериха относительно переданного в Россию наследия, закрепленную им в своем завещании. Действия в этом направлении, кто бы их не совершал, ни к чему хорошему не приведут. В этой борьбе нет победителей, а только проигравшие, и в первую очередь Россия и ее культурное достояние. Существует реальная угроза того, что в случае отстранения МЦР от законного вступления в права этой части наследия Рерихов, эту часть постигнет та же участь, что и первую, привезенную в 1957 г. в Россию Юрием Рерихом и оставшуюся на его квартире в Москве после его скоропостижной кончины в 1960 г. А она, как известно, в большей своей части была безвозвратно утрачена. Повторения этой трагедии мы не можем допустить. Международный Центр Рерихов апеллирует к здравомыслию ответственных лиц Министерства культуры и призывает их окончательно признать завещание Святослава Рериха в пользу МЦР, так как, во-первых, единственным правовым основанием нахождения в России наследия Рерихов, переданного Святославом Рерихом из Индии, является его завещание. И, во-вторых, действия Министерства культуры РФ, направленные против выполнения последней воли Святослава Рериха, передавшего в Россию культурное наследие, вызовут только волну недоверия к нашему государству со стороны соотечественников, проживающих за рубежом и решивших последовать его примеру. Поэтому МЦР обращается к Министерству культуры Российской Федерации с призывом отказаться от ничем не обоснованных попыток опротестовать завещание Святослава Рериха и вернуться к выполнению достигнутых ранее совместных договоренностей, направленных на сохранение в России наследия Рерихов. Следующий 2014 год Указом Президента РФ объявлен Годом Культуры. А в 2015-м все человечество будет отмечать 80-летие Пакта Рериха, который заложил основу всей международно-правовой системы охраны культурного наследия человечества. Уже несколько лет в преддверии этого юбилея МЦР при поддержке Министерства иностранных дел РФ проводит во многих странах мира свой международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Эти выставки прошли с огромным успехом в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и в Отделении ООН в Женеве. Сейчас они проходят в странах Латинской Америки. В следующем году продолжатся в Европе, Америке и начнутся в странах Азии. Для того, чтобы понять, каким культурным богатством в виде наследия Рерихов обладает Россия, это наследие необходимо изучать и популяризировать. В этом МЦР накопил достаточно большой опыт и готов к самому широкому сотрудничеству с Министерством культуры и всеми, кому это наследие дорого, на общее благо.
Не пора ли начать сотрудничество Международный Центр Рерихов сохранил за собой право на наследство Святослава Рериха
Руководство международной общественной организации Международного Центра Рерихов (МЦР) сделало заявление о том, что Мосгорсуд накануне отказал Государственному музею Востока (ГМВ) в рассмотрении его жалобы, направленной на отмену решения Хамовнического районного суда Москвы, признавшего МЦР наследником Святослава Рериха на основании его завещания. Озвучено это было спокойно, но с чувством людей, которые перевернули в своей жизни очередную неприятную страницу. И понять это можно. В начале года исполнилось 20 лет, как ушел из жизни Святослав Рерих, передавший в Россию уникальное по своему составу и объему художественное, а также философско-научное наследие своих родителей - Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. И с тех пор не было года, чтобы кто-нибудь не пытался "наехать" на МЦР. Его то выселяли из старинной усадьбы Лопухиных, восстановленной усилиями Центра без финансовой поддержки государства, то отбирали наследие Рерихов. То и дело появлялись всевозможные домыслы и "страшилки" в отношении руководителей МЦР... Хотя за почти 24-летнюю историю своего существования МЦР на деле доказал, что является достойным наследником своего основателя - Святослава Рериха - и исполнителем его воли. В Москве создан и успешно развивается общественный Музей имени Н.К. Рериха. Он известен сейчас не только в России, но и за ее пределами. Причем он действует, по оценкам независимых экспертов, в строгом соответствии с концепцией Святослава Рериха, которую он сформулировал в статье, опубликованной в газете "Советская культура" 29 июля 1989 года под названием "Медлить нельзя". И вот, наконец, после почти десятилетнего судебного процесса, 24 ноября 2011 года, Хамовнический суд Москвы признает факт получения МЦР наследственного имущества на основании завещания Святослава Рериха на все переданное им в Россию наследие. В том числе и на коллекцию картин, которую он еще в 1978 году передал Министерству культуры СССР во временное пользование для проведения выставок, а в 1990-м включил в свое завещание для создания общественного музея имени Н.К. Рериха. Казалось бы, точки расставлены. Тем более что после решения суда не без содействия Министерства культуры РФ Международный Центр Рерихов и Государственный музей Востока договорились о том, что действия обеих сторон будут развиваться на основе добрых отношений и сотрудничества. И МЦР начал уже нотариальное оформление прав на наследуемое имущество Святослава Николаевича... Но не прошло и полутора лет, как в Мосгорсуде неожиданно появилась апелляционная жалоба Государственного музея Востока по вопросу отмены решения Хамовнического районного суда Москвы от 24.11.2011 года. Изучив материалы дела, все доводы, приведенные в жалобе, и заявления сторон, 14 июня судебная коллегия Мосгорсуда определила: "Апелляционную жалобу ФГБУК "Государственный музей искусства народов Востока" на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 24 ноября 2011 г. оставить без рассмотрения". Данное определение судебной коллегии Мосгорсуда основывалось на следующих моментах этой затянувшейся истории. Во-первых, в деле "по заявлению международной общественной организации "Международный Центр Рерихов" отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии между конкретными лицами спора о праве на наследственное имущество" Святослава Рериха. А, во-вторых, "ГМВ не является заинтересованной стороной по делу о правообладании наследственным имуществом Святослава Рериха, переданным им в Россию". Причем, как отмечено в постановлении суда, "заинтересованное лицо Министерство культуры Российской Федерации выразило свою позицию по делу, представив отзыв, в котором не содержалось возражений относительно требований Международного Центра Рерихов" признать факт получения наследственного имущества Святослава Рериха на основании его завещания. Таким образом, Мосгорсуд подтвердил необоснованность претензий ГМВ на отмену решения Хамовнического районного суда Москвы от 24.11.2011года. - Однако беспокойство нас не покидает, - говорит первый заместитель гендиректора Музея имени Н.К. Рериха Александр Стеценко. - И вызвано оно позицией некоторых работников Министерства культуры РФ, которые неожиданно для нас поддержали апелляционную жалобу музея Востока. А как быть с прежними решениями?! Ведь прошло чуть более года с тех пор, как Министерство культуры РФ в историко-юридической справке "О коллекции С.Н. Рериха", представленной в правительство Российской Федерации, признало МЦР законным наследником С.Н. Рериха. И нам не совсем понятна причина, которая заставила работников министерства кардинально изменить свое отношение к этому вопросу и поддержать требования ГМВ. Данное действие МЦР в своем заявлении расценивает как стремление вновь нарушить волю Святослава Рериха относительно переданного в Россию наследия и закрепленную им в его завещании. "Действия в этом направлении, говорится в заявлении, кто бы их не совершал, ни к чему хорошему не приведут. В этой борьбе нет победителей, а только проигравшие, и в первую очередь Россия и ее культурное достояние. Существует реальная угроза того, что в случае отстранения МЦР от законного вступления в права наследства этой части наследия Рерихов ее постигнет та же участь, что и первую, привезенную в 1957 г. в Россию Юрием Рерихом и оставшуюся на его квартире в Москве после его скоропостижной смерти в 1960 г. А она, как известно, в большей своей части была безвозвратно утрачена...". МЦР обращается к ответственным лицам министерства культуры. И напоминает, что, во-первых, единственным правовым основанием нахождения в России наследия Рерихов, переданного Святославом Николаевичем из Индии, является его завещание. А, во-вторых, действия, направленные против выполнения последней воли Святослава Рериха, вызовут только волну недоверия к нашему государству со стороны соотечественников, проживающих за рубежом и решивших последовать его примеру. Более плодотворным и полезным для российской культуры будет, по мнению МЦР, выполнение достигнутых ранее совместных договоренностей, направленных на сохранение в России наследия Рерихов, а не продолжение ничем не обоснованных попыток опротестовать завещание Святослава Рериха. Тем более следующий год Указом Президента РФ объявлен Годом культуры. А в 2015-м все человечество будет отмечать 80-летие Пакта Рериха, который заложил основу всей международно-правовой системы охраны культурного наследия человечества. Уже несколько лет в преддверии этого юбилея МЦР при поддержке Министерства иностранных дел РФ проводит во многих странах мира свой международный выставочный проект "Пакт Рериха. История и современность". Эти выставки прошли с огромным успехом в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и в Отделении ООН в Женеве. Сейчас проходят в странах Латинской Америки. В следующем году они продолжатся в Европе, Америке и начнутся в странах Азии. Для того чтобы понять, каким культурным богатством в виде наследия Рерихов обладает Россия, это наследие необходимо изучать и популяризировать. В этом МЦР накопил достаточно большой опыт и готов, говорят его руководители, к самому широкому сотрудничеству с министерством культуры и всеми, кому это наследие дорого.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6122 от 8 июля 2013 г. Источник
Мосгорсуд отменил решение о наследстве художника Рериха в пользу Музея Востока
20 июня 2014
Мосгорсуд удовлетворил апелляционную жалобу российского Музея Востока на решение суда первой инстанции о признании права Международного центра Рериха на наследство художника Николая Рериха, сообщает ИТАР-ТАСС. «Суд постановил решение Хамовнического суда Москвы отменить и в признании права на наследство отказать», — приводит агентство решение коллегии из трех судей. В 1990 году наследие художника Рериха, скончавшегося в Индии в 1947 году, было перевезено в Россию по инициативе одного из его потомков Святослава Рериха. Имущество хранилось сначала в Советском фонде имени Рериха, а позже — в Международном центре Рериха. Фактически оно находилось в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Адвокат Международного центра Анна Разумовская рассказала агентству, что у центра не было надлежащего оформления документа о наследовании, поскольку «Рерих был гражданином Индии и там умер». «С 2002 года мы добивались признания права на это наследство через суд. Сначала Хамовническим судом наши требования были удовлетворены, потом Мосгорсуд неоднократно это решение отменял и отправлял дело на новое рассмотрение», — уточнила она и добавила, что в2011 году Хамовнический суд вновь признал право на наследство за Международным центром. Позже решение суда обжаловал Музей Востока. По словам Разумовской, причина жалобы Музея Востока в том, что завещательное распоряжение не ограничивается теми картинами, которые хранятся в Международном центра Рериха. Собеседница агентства уточнила, что оно касается и тех картин, которые хранятся в Музее Востока. «Это причина, по которой они добивались отмены нашего права на наследство, так как с их точки зрения это может повлечь истребование их картин, которые, по их мнению, являются госсобственностью», — пояснила Разумовская. Международный центр в течение полугода обжалует решение Мосгорсуда.