Цитата:
Сообщение от beam Может кто-то дать определение (объяснение, свое понимание, предвидение), что такое государство высокой Культуры, или общество высокой Культуры ? |
Спасибо за своевременный вопрос ,надеюсь что его рассмотрение прервет ненужную серию препирательств.
Само по себе государство является аппаратом как общественных услуг (институт финансов,социальные службы) так и аппаратом насилия (правоохранительные органы,армия). Культура нужна государству как вспомогательный элемент , обеспечивающий уровень его имиджа перед иными государствами и собственно гражданами (монументальная архитектура госучреждений ,государственные театры...) , как политическая реклама и средство идеологического влияния на народ. То есть , как уже упоминал ранее , государство является заказчиком элементов культуры , которым уже заранее определяются их роль и место. Что же касается самостоятельных культурных проявлений , то они терпятся государством в мере , не противоречащей его интересам. Посему полагаю , что само понятие "государство высокой культуры" является нонсенсом.
Средством же изменения отношения государства к культуре является создание надгосударственного этического контроля за его деятельностью.
Что же касается общества высокой культуры , то воспользуюсь известными словами А.и Б.Стругацких ("Трудно быть Богом")
"Они не знали, что будущее за них, что будущее без них невозможно. Они не знали, что в этом мире страшных призраков прошлого они являются единственной реальностью будущего, что они - фермент, витамин в организме общества. Уничтожьте этот витамин, и общество загниет, начнется социальная цинга, ослабеют мышцы, глаза потеряют зоркость, вывалятся зубы. Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. Можно сколько угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится спохватываться и со скрежетом зубовым, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не остановить. Презирая и боясь знания, они все-таки неизбежно приходят к поощрению его для того, чтобы удержаться. Рано или поздно им приходится разрешать университеты, научные общества, создавать исследовательские центры, обсерватории, лаборатории, создавать кадры людей мысли и знания, людей, им уже неподконтрольных, людей с совершенно иной психологией, с совершенно иными потребностями, а эти люди не могут существовать и тем более функционировать в прежней атмосфере низкого корыстолюбия, кухонных интересов, тупого самодовольства и сугубо плотских потребностей. Им нужна новая атмосфера - атмосфера всеобщего и всеобъемлющего познания, пронизанная творческим напряжением, им нужны писатели, художники, композиторы, и серые люди, стоящие у власти, вынуждены идти и на эту уступку. Тот, кто упрямится, будет сметен более хитрыми соперниками в борьбе за власть, но тот, кто делает эту уступку, неизбежно и парадоксально, против своей воли роет тем самым себе могилу. Ибо смертелен для невежественных эгоистов и фанатиков рост культуры народа во всем диапазоне - от естественнонаучных исследований до способности восхищаться большой музыкой... А затем приходит эпоха гигантских социальных потрясений, сопровождающихся невиданным ранее развитием науки и связанным с этим широчайшим процессом интеллектуализации общества, эпоха, когда серость дает последние бои, по жестокости возвращающие человечество к средневековью, в этих боях терпит поражение и уже в обществе, свободном от классового угнетения, исчезает как реальная сила навсегда."