ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формируются объект, предмет, цели и задачи исследования, научная новизна диссертации, описывается структура работы.
Первая глава «Теоретические аспекты и классификация учения Рерихов и возникшего на его основе движения» включает в себя четыре параграфа, в которых рассматриваются теоретические основы, идейные программы и социальные установки учения Рерихов и особенности рериховского движения на разных этапах его развития.
В первом параграфе «НРД и понятие «эзотеризм» в социально-философском осмыслении» рассматривается сущность и функции ключевых терминов диссертационного исследования. Основным базовым понятием применимым к культурно-историческому феномену учения Рерихов является термин «эзотеризм», а также появившееся сравнительно недавно, в связи с возникновением комплекса неорелигиозных движений, понятие «псевдоэзотерика». Автор считает, что культурно-исторический феномен эзотеризма, отражающий в виде духовно-идеологической системы паранаучных знаний специфическую область общественного сознания и связанный с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений, имеет большую долю устойчивости и в определенные исторические периоды заявляет о себе как мировоззренческая парадигма.
Рассматривая особенности проявления феномена, автор выделяет социальные и психологические корни данного явления и причины его широкого распространения в современном мире. Они лежат в поиске выхода за пределы общепринятых идей и теорий, основанных на рационалистическом знании, и возможность развития сверхъестественных способностей через приобщение к сокровенным знаниям своей эпохи. При этом эзотерическое учение становится опорным моментом для формирования нравственных ценностей, норм поведения и межгрупповых социальных отношений. Таким образом, складывается традиция, которая предполагает наличие школы и учителя, отношение с которым строится по иерархическому типу.
В духовно-нравственных поисках человечества в конце ХХ века, эзотеризм выступает как определенная форма социального утопизма и интеллектуальная основа для построения «новой» религии.
С другой стороны отмечается, что обращение к эзотерике современных богоискателей породило такое явление как «псевдоэзотеризм». Основанное на текстах медиумистического содержания, имитирующих одну из известных классических эзотерических традиций, оно нивелирует или профанирует её. В противопоставлении двух этих явлений, по мнению автора, и состоит одна из особенностей проявления религиозных поисков в постперестроечной России.
Во втором параграфе этой главы «Учение Рерихов и его основные мировоззренческие установки», рассматриваются основные философско-мировоззренческие источники исследуемого феномена. Автор отмечает, что идейной основой возникновения и распространения оккультно-теософских идей, на которые опиралось учение Рерихов, явилось наличие особой богоискательской среды, которая сформировалась на рубеже XIX-XX веков. Для интеллигенции начала ХХ века было свойственно внецерковное восприятие духовности. Ее духовные искания проходили на фоне потери старых устойчивых ценностных ориентаций, с одной стороны, и веры в социальный прогресс и светлое будущее человечества – с другой. Догматическое церковное учение и институты не вызывали особого интереса и не способствовали развитию сознания. Поэтому теософские философские построения, основанные на древнем гностическом знании, сочетающие мировоззренческий универсализм с претензией на конечный синтез всего предыдущего духовного опыта человечества и позволяющие по-новому решить социально-нравственные проблемы человечества привлекли к себе большое количество сторонников. Таким образом, теософия стала частью культурной традиции и своего рода философским источником для рериховской доктрины. Опираясь на исходные теоретические постулаты теософии, Н.К. и Е.И. Рерихи создали свой вариант всеобъемлющего мировоззрения, выраженного в системном учении.
Рассматривается содержательная сторона феномена учения Рерихов, которая представляет собой достаточно разработанную и оформленную религиозно-философскую доктрину, с тесно переплетенными онтологическими, гносеологическими, антропологическими, социальными и культурными аспектами:
онтологические - учение об Абсолюте, учение об эволюции;
гносеологические – связаны с особым способом познания мира;
антропологические - проблемы духовной самореализации;
социальные – социально-духовные проблемы современности, проблемы воспитания, образования, социального положения женщин, а также проблема построения идеального общества на принципах общинножития с созданием конкретных поселений духовно-экологического типа;
культурные – проблемы и эволюционное значение искусства в переходную эпоху.
Отмечается, что особенностью данной доктрины является ее ярко выраженная этическая и практическая направленность. В учении подробно разработаны цели и методы духовной практики и морально-духовные принципы, психофизиологические условия самосовершенствования и методы психодуховной защиты.
Возникшее изначально на эзотерической традиции, религиозно-философское учение Рерихов, по мнению авторов доктрины, должно было сформировать в общественном сознании определенные мировоззренческие установки, направленные на кардинальное изменение сознания и формирования духовно-экологической цивилизации в ХХ веке.
В социальном смысле, созданное на основе учения международное движение должно было быть направлено на культурную трансформацию общества, основанного на добровольном единении людей и фундаментальных общих духовных ценностях с перспективой формирования единого «Планетарного Братства» всех стран и народов.
В третьем параграфе «Этапы развития рериховского движения в России» исследуются социально-исторические предпосылки и особенности развития первого (1920-1975 гг.) и второго (1976-1990 гг.) этапов рериховского движения в России. При этом автор отмечает, что на первом этапе движение носило маргинальный характер и формировалось в рамках закрытых эзотерических групп, количество членов которых было сравнительно невелико. Причиной возникновения активного интереса изначально к творчеству Н.К. Рериха, а позже к самому учению, по мнению автора исследования, послужил новый всплеск религиозно-духовных поисков в последней четверти ХХ века, связанных с целым комплексом проблем, возникшим в этот период и носящим не только российский, но и международный характер. Это послужило поводом для разработки ряда мировоззренческих идей, в том числе и так называемой «гражданской религии», сочетающую недогматическую систему мысли с высоким уровнем самопознания. Специфика духовно-религиозных поисков в самой России состояла в том, что атмосфера периода перестройки благоприятствовала утверждению и укреплению идей мессианской роли России в период апокалипсических предчувствий конца ХХ века. Поэтому социально-утопические идеи создания идеального общества на основе общины, изложенные в учении Рерихов, были созвучны системе социалистических лозунгов, с одной стороны, и менталитету русского человека – с другой и восприняты как новое, отвечающее современным реалиям «откровение».
В результате за короткий период была сформирована единая организационная система, имеющая международный статус и связи, основным направлением деятельности которых была культурно-просветительская. Но именно в это время, по мнению автора исследования, были заложены причины распада целостного движения, которое, являясь по сути, оккультно-теософским, с его особой структурной системой, предполагающей наличие скрытого ядра организации, состоящего из небольшого количества так называемых «посвященных». Но в силу определенных исторических и социальных условий, структура организации должна быть преобразована в более демократическую – широкое общественное движение, которое предполагает максимальную открытость. Двойственность идейных установок и практических методов их осуществления заложило грядущее дробление и разнонаправленность учения и деятельности конкретных течений, объединений и групп последователей рериховского движения.
В четвертом параграфе «Специфика проявления рериховского движения в России на рубеже ХХ-XXI веков» рассматривается третий период (1991-2004 гг.), который является определяющим в развитии движения и отличается особой сложностью развития.
Хотя идейно-теоретические основы и цели движения остаются неизменными, опирающимися на гуманистические идеалы, но средства их достижения меняются. С одной стороны, имеет место тенденция превращения движения в некую исключительную религию, со своей иерархической культовой системой, с другой – стремление представить его только как культурно-этическое учение, способное стать мировоззренческой базой для будущей «духовно-экологической цивилизации».
Как показали исследования, произошли значительные изменения и в структуре движения. С одной стороны оно стало экономически и социально адаптированным. Произошло укрепление сети организаций, которые налаживали многообразные связи и устанавливали контакты с властными структурами, привлекая к своей деятельности ученых и представителей культуры. С другой – внутри целостной внутренней иерархически выстроенной системы произошли сложные процессы дезинтеграции, которые привели к образованию нескольких самостоятельных центров, ведущих свою независимую политику. В результате этого в последнее десятилетие ХХ века движение утратило свою первичную однородность и разделилось на несколько течений. Из всего многообразия их проявлений, автор исследования выделяет несколько групп:
-организации и общества, опирающиеся только на учение Рерихов, считая его философско-этической системой и ведущие культурно-просветительскую и научно-педагогическую деятельность. К ним относятся, прежде всего, МЦР, организованный на его базе Международный Совет Рериховских организаций (МСРО) и входящие в него отделения и центры, а также организация «Международная лига Культуры»;
- организации и общества, для которых учение является идейно-мировоззренческой базой, а сфера деятельности значительно расширяется с учетом социально-политических реалий постперестроечной России. Направления их работы связаны с решением конкретных экологических или политических задач. Это многочисленные общества, выступающие под различными названиями духовного направления («Страна Культура», «Зов Сердца», «Время Культуры», «Проспект Мира»). К наиболее активным представителям этой категории можно отнести «Русский клуб» (г.Новосибирск, рук. Ю.М. Ключников), газета «Знамя Мира» (гл.ред. Горчаков). Кроме того, в последние годы в рериховском движении начали появляться различные группы и организации, направляющие свою деятельность на изучение так называемой «холистической» или «нетрадиционной» медицины. Здесь развиваются идеи раскрытия скрытых сил человека, основанного на изучении Живой Этики (Ассоциация Исследователей психической энергии, Медицинская академия духовного развития «Мадра», Центр исцеляющей психической энергии Сергея Ключникова, Международный академический Сенат, Рериховский центр Санкт-Петербургского Университета);
- в особую группу автор исследования выделяет, те организации, группы и движения, для которых учение Рерихов послужило основой для создания ряда неорелигиозных и неомистических доктрин и движений. Называя себя последователями учения Рерихов, они или развивали одно из его концептуальных сторон, или создавали самостоятельные доктрины, которые можно квалифицировать как разновидности многочисленных течений движения «Новой Эры». Соотношение элементов рериховского учения как такового и разнообразных неомистических концепций настолько многовариативно, что иногда очень трудно сказать, относится ли данная группа или движение к рериховскому или приобрело самостоятельный статус.
Вторая глава «Новые религиозные движения, возникшие на основе учения Рерихов в современной России» состоит из четырех параграфов, в которых рассматриваются та группа неорелигиозные движений, для которых доктрина Рерихов становится своеобразной базовой идеей, но дополняется или переосмысливается в разнообразных формах неомистического, теософского, оккультного характера.
В первом параграфе «Основные особенности и классификация неорелигиозных движений, возникших на основе учения Рерихов» автор, рассматривая учения и движения, дает их классификацию выделяя ряд особых типологических признаков. Большинство учений, претендующих на продолжение рериховской традиции, по мнению автора исследования, можно разделить на две группы. Первую группу составляют движения, которые в своих вероучениях или апеллируют к основным теософским идеям рериховского учения, или развивают отдельные его направления. К таким движениям относятся «Рикла» (Украина), «Алетейя» (Тюмень, рук. Лев и Лариса Новочихины), «Звезда Востока» (Москва, рук. З.В. Душкова), движение «Иванов Стотысячных» (Москва, рук. Алена Сандрова).
Вторую группу представляют учения, авторы которых считают себя продолжателями оккультно-теософской традиции, но, по сути, создавали новые религиозные доктрины неовосточного, неоязыческого, псевдосциентистского толка. На базе этих учений образовывались организации, а иногда целые движения, такие как «Калагия» (рук.А.П. Наумкин), «Exodus» (Санкт-Петербург, рук. В. Кузнецова), «Радастея» (рук. Евдокия Марченко).
Во втором параграфе «Неорелигиозные движения, развивающие некоторые теоретические и практические установки доктрины Рерихов» Среди большого разнообразия таких учений, автор исследования выделяет доктрину З.В. Душковой, изложенную в ряде книг, в том числе программном произведении «Учение Сердца» и возникшего на его основе движения «Звезда Востока», а также небольшие неформальные группы «Рикла» (Украина), «Алетейя» (Тюмень, рук. Лев и Лариса Новочихины).
Как показало исследование, учение З.В. Душковой, являясь продолжением теософской традиции и оккультно-мистическим по своей сути, развивает это религиозное направление и разрабатывает новые мировоззренческие идеи социальной и космической эволюции человечества в переходную эпоху. При этом оно апеллирует к «каноническим» текстам «Агни-Йоги» Рерихов и «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской. В феноменологическом плане представляет собой эклектический вариант теософской традиции с синкретическими заимствованиями из христианства.
Данное учение развивает одну из основополагающих идей рериховской доктрины, изложенной в книге «Сердце», считая ее наиболее важной в современной социокультурной ситуации. Учение отличает этическая и гуманистическая направленность, необычный способ мышления и яркая форма изложения. Преемственность рериховской традиции обеспечивает ему относительную самостоятельность и внутреннюю целостность. Организация «Звезда Востока», созданная на основе данной доктрины, определяет себя в качестве культурно – просветительской.
Рассмотрев особенности учения Рикла, следует отметить, что его основные теоретические установки во многом совпадают с идеями учения Рерихов, и, прежде всего с той его частью, которая связана с практиками, которые можно квалифицировать как оккультные. Называя свое учение «Новейшим Заветом», данным в особое время - эпоху Огня, Рикла, с одной стороны претендует на продолжение рериховской традиции, с другой – вносит свое собственное видение современной ситуации.
По мнению автора исследования, группу Рикла можно отнести к харизматической, в которой центром и притягательной силой является лидер, объединивший вокруг себя наиболее верных своих приверженцев. Они и составляют ее эзотерическое ядро, организованное по строго иерархическим принципам. В группе отсутствует формальные признаки организации: членские билеты, своя особая атрибутика и символика (кроме рериховских), но жизнеспособность ее обеспечена идеей осуществления «особой миссии». Движение набирает силу и, учитывая те задачи, которые ставят перед собой приверженцы рериховского учения – «подготовка своих тел и Земли к трансмутации огненных энергий», число ее сторонников будет расти.
В третьем параграфе «Неоязыческие псевдорериховские движения» автор исследования рассматривает те учения и движения, которые, опираясь на рериховские идеи, создали свои радикально обновленные доктрины понимания природного мира и человека, их происхождения и генезиса, при этом апеллируя к полузабытым символам и образам архаических цивилизаций. К этому направлению относятся современные вероучения языческого толка недавнего происхождения, содержательное ядро которых можно обозначить как «языческий гностицизм». К данному направлению автор исследования относит движение «Exodus» (Санкт-Петербург, рук. В. Кузнецова),
На основании проведенного анализа основных положений учения и мировоззренческих особенностей, автор исследования приходит к выводу о том, что лидер данного движения хотя и заявляет о преемственности к оккультно-теософской традиции, а своими духовными наставниками называет Е.П. Блаватскую и Е.И. Рерих, на самом деле не имеет ничего общего с ними и представляет вариант того крыла религиозных движений «Новой Эры», которые строят свои доктринальные разработки на основе неомифологических представлений, имитирующих архаические космогонические мифы, а имена Рерихов используют для придания своей доктрине определенного имиджа.
Движение имеет ярко выраженную мистическую направленность, связанную с эсхатологическими ожиданиями, строго установленными правилами и формами культовой практики.
В данном движении прослеживаются явные тенденции к образованию секты, несущей в себе черты жесткой иерархической структуры, состоящей из авторитарного лидера, провозгласившего себя «живым Богом», и так называемых «избранных» или «достигших». Тотальное подчинение этим лидерам достигается применением специальных психотехник, в виде медитаций, просматривания видеозаписей с выступлениями «Богини-Валентины».
В четвертом параграфе «Псевдосциентистские движения» автор рассматривает группу отечественных НРД, также апеллирующих к именам Рерихов, но по сути являющихся псевдосциентистскими. Они интерпретируют научные теории, гипотезы в свете современных религиозных концепций для обоснования своих мистифицированных картин мира и проектов его радикального преобразования. К таким учениям, по мнению автора, относятся «Калагия» и «Радастея», в концептуальных построениях которых используются ссылки на новейшие научные представления об энерго-информационных процессах с мистическим обоснованием этих теорий фрагментами похожих идей, обнаруживаемых в учении Рерихов.
Исследование, проведенное автором, показывает, что связь с учением Рерихов в данных учениях чисто формальная. Е. Марченко, как и А. Наумкин, создают доктрины по своей сути противоположные рериховской.
Их особенностью является мистико - физикалисткий подход к самым важным проблемам человеческой духовности. Не чувственное познание мира, а предельная схематизация и символизация мира, перевод всего огромного опыта, накопленного человечеством на язык предельно абстрактных терминов и схем, максимально приближенных к языку компьютерного программирования. Крайняя степень «онаучивания» основных духовных принципов и поисков смыслов приводит к нивелированию самого понятия духовности и антропологического статуса человека
Организационная структура подобного рода движений строго иерархична, с тенденцией к авторитарности и нетерпимости к инакомыслию.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, рассматриваются перспективы развития рериховского движения в современной России.