ПАМЯТИ МИХАИЛА УЛЬЯНОВА
Ульянов – советский актер, советский типаж. Из той породы людей, благодаря которым об СССР будут вспоминать с гордостью. Народный артист Союза Михаил Ульянов сыграл не просто сотни ролей , он сыграл нашу страну. И крепкий, ядреный Союз, и перестроечную оторопь, и революционную Россию Горбачева, и огрызающийся, беспомощный ельцинский полуразвал. Почувствовал историю и выразил ее, слепил из своего темперамента и мускулов.
Народная хватка, мужицкая сила, энергия «разорванной рубахи» и «крепкого, справедливого кулака» была доминантой и его военных ролей (Георгий Жуков), и классики (Дмитрий Карамазов и Чарнота), и советской романтики (Виктор в «Варшавской мелодии»).
Но в «Председателе» режиссера Алексея Салтыкова Михаил Ульянов сыграл еще и первопричину этой мужицкой удали, этого неуемного строительства самого себя. Однорукий вояка Егор Трубников подымал родную землю из чудовищной разрухи, вранья и междоусобицы.
Ульянов сделал из своего героя фигуру мифологическую, полубожественную (Борис Гребенщиков легендаризирует Трубникова в балладе о капитане Воронине) – в этом коренастом мужичке, в этом топорной работы лице, в этой медвежьей, аляповатой нежности виделась цивилизаторская сила русского человека на родной земле.
Однорукий председатель в борьбе с нечистой скверной классового общества питался от матери-земли, как античный Антей в борьбе с Гераклом набирался сил, припадая к почве. Чтобы в полной мере оценить величие СССР, достаточно посмотреть правдивого, не приукрашенного и трагичнейшего «Председателя» – фильм о том, как человек хочет и может преобразовать свою вселенную. О том, что герой, хозяин земли может «переписать судьбы нечестный вариант». О том, что человек всемогущ, что имя его звучит гордо и никто, никакая на свете сила не унизит звание рабочего человека. Труд может быть подвигом.
http://www.vz.ru/columns/2007/3/27/74435.html