Советская школа считалась одной из лучших в мире, а гениальные советские вундеркинды — шахматисты, скрипачи, поэты, художники и математики — становились сенсациями международного масштаба.
Лев Ландау - этого знаменитого физика, ученика Нильса Бора и Нобелевского лауреата по праву можно назвать первым советским вундеркиндом. В 13 лет он окончил 10 классов, а в 14 поступил сразу на два факультета: химический и физико-математический (беспрецедентный по тем временам случай). За особые заслуги Ландау был переведён из Бакинского в Ленинградский университет, который тот окончил в 1927 году. Что удивительно, наш герой не растратил свой научный потенциал и в зрелые годы: он получил 3 Государственные премии СССР, звание Героя Социалистического Труда и был избран членом Академии наук СССР, Дании, Нидерландов и США.
Александр Дворак — отличник и уникальный советский подросток, в 12 лет поступивший на мехмат Киевского университета. Его «ярко выраженную наклонность к естественным наукам и необыкновенную память» с детства отмечали все учителя: именно поэтому чудо-ребёнок умудрялся проходить по 2 класса за один. Кстати, семья Двораков вообще отличалась редкими способностями: так, сестра Саши Таня поступила на мехмат в 13 лет; не отставал и младший брат Володя, опережавший сверстников на 3-4 года. Впрочем, сейчас успехи талантливых детей позабылись и неизвестно, как сложились их научная карьера и личная судьба в дальнейшем.
Илья Фролов — ещё один юный математический гений, зачисленный в Куйбышевский университет в возрасте 14 лет. Судьба этого героя парадоксальна: сын гуманитариев, он пошёл в самую обыкновенную школу, но быстро показал свои неординарные способности, перешагнув из 8 класса сразу в 10. Илья единственный из абитуриентов мехмата, кто сдал все предметы на «отлично» и на момент поступления уже владел высшей математикой на уровне 1 курса. Что характерно, сейчас об успехах экс-вундеркинда ничего неизвестно. Константин Славин — талантливый бакинский врач-нейрохирург, золотой медалист, ставший студентом Азербайджанского государственного медицинского института в 12 лет. Наш герой пошёл в школу раньше одноклассников (для этого, в 1974 году, требовалось специальное разрешение от Министерства Просвещения) и в основном сдавал все экзамены экстерном, проходя программу в ускоренном режиме. Славин окончил институт с красным дипломом, учился в Москве, работал в Боткинской больнице и посвятил свою диссертацию лазерной хирургии периферических нервов. После развала СССР Константин перебрался в США по приглашению Иллинойского Университета. В 2006 году он возглавил Русско-Американскую Медицинскую Ассоциацию и успешно продолжает свою карьеру и по сей день.
Саша Путря — юная полтавская художница, чьё имя часто ставят в один ряд с Никой Турбиной и Надей Рушевой. Их сближают не только принадлежность к советской эпохе, но и творческая энергия и трагически сложившаяся судьба. 6 из 11 лет своей жизни Саша Путря пыталась победить острый лейкоз. Несмотря на сильные боли, она создала 2279 работ, ни на секунду не расставаясь с красками и фломастерами, что, впрочем, неудивительно, ведь она — дочь художника и музыканта. «Когда я вырасту большая, непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью», — говорила девочка уже в 3 года. Помимо типичных пейзажей, натюрмортов и анималистической тематики, Сашу Путря привлекала Индия. Её любимым актёром был Митхун Чакраборти, за которого юная художница мечтала выйти замуж. Но в 1989 году жизнь нашей героини трагически оборвалась. Злые языки пророчествовали скорое забвение, но работы Саши Путря обсуждают и поныне: до сих пор проходят её персональные выставки, а о творчестве создаются научные статьи.
Гата Камский — советский и американский шахматист, ставший чемпионом СССР среди юношей в 12 лет и самым молодым гроссмейстером — в 16 лет. Жизнь простого новокузнецкого мальчишки развивалась стремительно: в 2 года он освоил чтение, в 4 — научился играть на фортепиано, значительно опережая своих сверстников в развитии (и всё благодаря отцу, который тщательно продумывал режим дня и рацион любимого чада). С 1989 года Гата проживает в США; в 1996 он уступил знаменитому Анатолию Карпову, и после обидного поражения не брал в руки шахматы на протяжении 10 лет, за которые успел получить престижный диплом юриста и открыть собственную фирму. Сейчас Камский с семьёй проживает в Лонг-Айленде.
Савелий Косенко — сын математика и преподавателя физики, 11-летний первокурсник московского технического вуза, попавший в Книгу Рекордов Гиннесса. В 2 он научился читать, в 7 составлял первые программы на компьютере, а в 10 — написал учебник. Это имя было на слуху даже в разгар перестройки, но в 1996 году, по окончании Бауманки, фигура Савелия исчезла из поля зрения журналистов. Сейчас Косенко проживает в Канаде, владеет несколькими интернет-маркетинг-компаниями, и при этом очень скептически относится к тем, кто раздувает заслуги детей-гениев. Савелий открыто говорит о сложностях, с которыми сталкиваются юные дарования: травля одноклассников и учителей, отсутствие друзей и детства как такового, — вот как минимум некоторые из неприятных особенностей ранней славы.
Л.А.Ясюкова: Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного образования?
Прослушал от первого до последнего слова, замечательное и актуальное выступление. Где бы добыть текст этой речи, или ссылки на её труды? официальный сайт - Ясюковой Людмилы Аполлоновны.
Комментарий:
Цитата:
Результат ЕГЭ: «В стране, по данным Российской академии образования, лишь 10% детей с альтруистическим типом сознания против 58% в 1992 году! Вполне очевидно, что отсутствие у 90% современной молодежи «альтруистического типа сознания» равносильно наличию базовой предпосылки для национально-государственной катастрофы. Особенно для такой гигантской и малонаселенной страны, как Россия, на которую всегда есть кому нападать и которую, соответственно, всегда нужно защищать от очередных супостатов. Между тем, полностью зацикленное на себе любимом современное дитя, совершенно невосприимчиво ни к государственно-патриотическому воспитанию, ни к государству как таковому. Для него все это сугубо фиолетово, да и то – до тех пор пока не начинает его слишком напрягать. А когда начинает, то тогда ему прямой путь на Болотную, или прямиком – на майдан. Тамошние специально обученные на всевозможных «демократических тренингах» при иностранных посольствах горлодеры и «тим-лидеры» прекрасно умеют играть на стадных инстинктах предельно зоологизированной толпы и, как показал украинский опыт, весьма успешно умеют направлять ее деструктивную энергию в нужное им русло. Именно деструктивную, поскольку индивидуализм этой, разложенной до состояния атомов массы, может быть использован только для уподобления ей же, то есть для разрушения, любых коллективистских структур и государственных, прежде всего.
Последний раз редактировалось Amarilis, 17.10.2015 в 10:11.
Л.А.Ясюкова: Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного образования?
Она, безусловно, очень толковый специалист. И умный человек. Но. Главная ошибка всех (практически) аналитиков в области образования в том, что очень четко и грамотно видя кризис современной модели образования, они не могут предложить путей ВЫХОДА из него. Точнее, предлагают неверный выход - возвращение к старой модели образования.
А кризис образования к нам не с Марса пришел. Он коренился в тех проблемах, которые объективно были в советской модели. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. И пути выхода не в возвращении НАЗАД, а в движении ВПЕРЕД. Этот путь Указан Живой Этикой.
Она, безусловно, очень толковый специалист. И умный человек. Но. Главная ошибка всех (практически) аналитиков в области образования в том, что очень четко и грамотно видя кризис современной модели образования, они не могут предложить путей ВЫХОДА из него. Точнее, предлагают неверный выход - возвращение к старой модели образования. А кризис образования к нам не с Марса пришел. Он коренился в тех проблемах, которые объективно были в советской модели.
Л.А.Ясюкова не учитывает тот факт (ну, по крайней мере в первых 20 минутах видео), что сменились и ценности общества и идеология. Поэтому общая картина значительно более сложная. Возможно, что в наше время одаренных детей не меньше, чем раньше и возможностей для их отбора и развития стало значительно больше. Не стоит забывать и о том, что раньше средства массовой информации несли только позитивное восприятие реальности, а теперь фактическая картина сама выплеснулась на просторы информационного пространства. Т.е. мы просто получили возможность видеть, как оно по правде обстоит на самом то деле. Возможно на самом деле это просто мир изменился. Раньше были важны энциклопедические знания, теперь это не несет практически ни малейшей ценности, важнее уметь ориентироваться в информационном потоке и помнить взаимосвязи плюс какие-то ключевые вещи.
Возможно на самом деле это просто мир изменился. Раньше были важны энциклопедические знания, теперь это не несет практически ни малейшей ценности, важнее уметь ориентироваться в информационном потоке и помнить взаимосвязи плюс какие-то ключевые вещи.
Учение Живой Этики Дано на всю Эпоху. И изменения, которые происходят сейчас, ничто по сравнению с теми изменениями, которые еще будут происходить.
Чтобы понять, что происходит в образовании и что надо делать, необходим тот понятийный аппарат. которые есть только в ЖЭ.
Кстати об энциклопедических знаниях Пришлось в свое время учиться у одного препода, обладавшего таким вот знаниями (абсолютная память, помнил всё, что когда-нибудь читал или слышал) Ничего гаже его лекций по предмету и представить было нельзя.
Чтобы понять, что происходит в образовании и что надо делать, необходим тот понятийный аппарат. которые есть только в ЖЭ.
Желательно, но не обязательно. Есть немало интуитов-практиков могущих дать фору знайкам ЖЭ по очень многим вопросам, включая и проблемы образования. Лень доставать цитаты
Цитата:
Сообщение от Iris
Кстати об энциклопедических знаниях Пришлось в свое время учиться у одного препода, обладавшего таким вот знаниями (абсолютная память, помнил всё, что когда-нибудь читал или слышал) Ничего гаже его лекций по предмету и представить было нельзя.
Извините, не заметила вовремя вашего вопроса. Полная неспособность дать концепцию, логику процесса. Всё подавалось как набор фактов.
Еще немного об образовании в Европе.
Цитата:
Когда я покидала Россию, я знала только то, что в Норвегии — самый высокий в мире уровень жизни. Несмотря на то, что я закончила факультет журналистики МГУ и являюсь кандидатом филологических наук, Норвегия не признала моё образование. Мне предложили работать учительницей в соседней с нашей Фет-коммуне в сельской школе нового типа — по прогрессивному датскому образцу под названием "Риддерсанд", что в переводе означает "школа рыцарей". В сравнении с нашей российской системой все норвежские школьные госпрограммы выглядят как, по сути, для умственно отсталых. С 1-го по 7-й классы — там начальная школа. Задача государственной программы — выучить алфавит до 13 лет и научить детей считать — читать ценники в магазинах. Вслух в классе читать нельзя, потому что "стыдно". Специальный учитель выводит ребенка в коридор, и только там, чтобы не позорить "малыша", слушает, как он читает. Учитель имеет право разобрать с детьми два примера по математике в день, если дети не усвоят материал, то через три дня еще раз пытается им объяснить пройденное. Домашнее задание на неделю — пять слов по-английски или восемь, на усмотрение ребенка. Норвежская школа — это пример полной деградации образования. Литературы нет, истории нет, физики нет, химии нет, естествознания нет. Есть природоведение, называется "обзор". Дети окружающий мир изучают в общих чертах. Они знают, что Вторая мировая война была. Все остальные подробности — это насилие над ребенком и его психикой. Самая богатая страна мира не кормит детей в школе и в детском саду. Вернее, кормят некой бурдой под названием "томатный суп" из пакета один раз в неделю. Это именно так, в детских садах как государственных, так и частных, — еда только раз в неделю! Мой старший сын учился в России в обычной школе. Поэтому в Норвегии он стал вундеркиндом. До 7-го класса он не учил ничего — там не надо учить. В школах висят объявления: "Если родители попросят тебя сделать уроки — позвони. Мы поможем освободить тебя от таких родителей". Единственным способом тренировки памяти сына стало пианино. Я говорила: "Только пикни где-нибудь, что у тебя такая требовательная мама…" http://zavtra.ru/content/view/chto-na-nas-dvizhetsya/