Цитата:
Сообщение от Альдебаран Я думаю, весь спор и неприятие слов Александра сложилось в силу различного толкования слова "наслаждение" им и его оппонентами. Для Александра наслаждением скорее будет радость, радость бытия, радость жизни, космическая радость, наконец. Для его оппонентов наслаждением будут чувственные или эгоистичные удовольствия низшего "я". |
Это просто уточнить.
Опять же путем известного триединства.
Если рассмотрите объединение сознания и чувств - получим собственно эстетику - наслаждение от созерцания.
Но если соединим чувства и сердце - то получим иную систему чувств - радость. В обоих связках присутствует чувственность, но поразному субъективно переживаемая.
Так радость сопровождает действие, так как учваствует сердце - энергетическая система.
Но эстетически созерцать, наслаждаться (особенно плодами чужого творчества), можно ничего не делая. Например - растворяться в музыке.
Но и действовать вне эстетики - суть порождать уродливое, хотя может быть и целесообразное действие.
Так можно оказать сердечную помощь больному брату - вынести его горшок, и сделать это не милосердно, но целесообразно. И радость будет сопутствовать этому процессу. Но эстетическим переживанием человек не наполниться.
Однако, если будем созерцать не горшок, а проявление милости (душевности), то и эстетическое наслаждение возникнет от созерцания милосердия, а не горшка.
Так и радость и наслаждение сливается в милосердие. Сердце становится не только сильным, но и живым.
Если добавим к душевному наслаждению и сердечной радости еще и счастье (свойство сознания), то получим реальное самадхи, блаженство (по русски говоря). Порождение же блаженства - есть цель благорождающей деятельности - благородной.
Так немилосердное сердце не может быть источником блага, но окажется источником огорчающего служения.
Такие вот парадоксы бытия.
