| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 23.11.2010, 23:40 | #1 | Banned Рег-ция: 09.11.2008 Адрес: Колыбель космонавтики Сообщения: 7,492 Благодарности: 1,241 Поблагодарили 693 раз(а) в 578 сообщениях | Ответ: Столетие со дня ухода Л.Н.Толстого Цитата: Сообщение от Восток Ну а смысл того что Вы сейчас сказали? | А вы подумайте. Размышление - великая вещь. Цитата: Сообщение от Восток Просто что мне хотелось сказать - что настоящее уважение - например Л.Н - в данном случае - не просто жить по своей указке, а двигаться к свободе собственного разума. | Толстой бы сказал немного иначе: "найти Бога внутри себя". Это то единственное, что, как он считал, продвинет человечество к Царству Божию. Все-таки он был христианином, подлинным - по духу и по мироощущению. Добавлено через 14 часов 33 минуты Сегодня вышла замечательная статья священника Якова Кротова о Толстом. Редко где можно встретить такое понимание Толстого как христианина и, что еще важнее, как мистика. Приведу ее целиком. Цитата: I Библия начинается вовсе не с рассказа о грехопадении, как "Война и мир" начинается вовсе не со сцены в петербургском салоне. "Война и мир" начинается с Толстого, который уходит в кабинет, садится и пишет. Библия начинается с Авраама, который уходит из своего отечества, встречается с Богом Библии. Не ушел бы - не описал бы, да и не встретил бы. Если бы на родине Авраама были газеты, основанные коммунистами, были литературоведы, воспитанные коммунистами, были священники, выращенные коммунистами, - что они написали бы об Аврааме? Ровно то, что пишут сегодня о Толстом в России к столетию ухода Толстого из Ясной Поляны и из жизни России. Из жизни России ушел Толстой, но не из жизни человечества, не из жизни вечной, и уж подавно не из Церкви. Как нельзя было отставить Ломоносова от академии, так нельзя было отлучить Толстого от Церкви. Церковь как единство Бога с людьми начинается с Толстого. Он - именно он, а не Достоевский или Чехов - дал ответ на главный вопрос атеизма и богословия, на вопрос о смысле зла. Это единственный вопрос, который не дает человеку подойти к Богу, который заставляет человека оставаться на своей родине - в родном зле, в родном грехе, бессмысленном и беспощадном, зато дающем чувство безопасности и стабильности. Ответ Толстого - это мир, написанный Толстым и очень напоминающий мир, написанный Рембрандтом. В этом мире видно зло, но нет проблемы зла. В этом мире не видно Бога и проблемы Бога, но есть Бог. Это мир наполнен светом Божьим и согрет Толстым. Этим мир Толстого отличается от мира богословов, который наполнен светом богословия и согрет теплом богословия - то есть бел и холоден, как мороженое. Только Толстой мог заявить, что все счастливые семьи счастливы одинаково, потому что уж он-то как раз живописал разнообразие человеческого счастья и стандартность человеческого зла. Вот этого-то Авраама судят или хвалят те, кто не только не имеет смелости выбраться из спальника, но и полагает, что надо все человечество железной рукой загнать в спальник. Раньше они называли этот спальник счастьем коммунистическим, теперь счастьем православным, но спальник есть спальник, и главное в нем - закрытость. Эта закрытость и потрясает своей молнией в адрес тех, кто от нее уходит, будь он хоть Авраам, хоть Толстой. Наши спальники на все лады повторяют сказанное Бердяевым - что, мол, Толстой гениальный художник, но никакой религиозный мыслитель. Нельзя быть гением в творчестве и нулем в религии. Справедливо и обратное утверждение: нельзя быть гением в религии и нулем в творчестве. Потому и злобятся на Толстого, что хотят подчеркнуть: мы, мол, гении от религии и потому имеем право судить Толстого религиозно, а про художества его мы молчим или даже присоединяемся к аплодисментам. Религиозный гений свящ. Тихон Шевкунов, выпускник Института кинематографии и околочекистский игумен, смеет мнение о Толстом подавать. Как же, Шевкунов возглавляет патриарший совет по культуре, а Толстой никогда ничего не возглавлял. Шевкунов позволяет молиться о Толстом "в сердце" - хотя о сердце люди, которые, как Шевкунов, считают Толстого соучастником русской революции, знают еще меньше, чем об истории, и вместо сердца у них чернильница и сейф с партбилетами. Кто с революционерами - Толстой, обличавший насилие вообще и революционное насилие и терроризм в частности, или "бывшие" чекисты со своими духовниками, которые насильничали и воспитывали террористов во имя коммунизма без коммунистической этики до 1990 года, а после 1990 года - во имя православия без православной этики? II Люди, которые легко признают этический гений Толстого лишь для того, чтобы принизить Толстого как религиозного гения, возвысив себя, - эти люди так и не поняли, о чем Библия. Хоть Ветхий Завет, хоть Новый Завет - они не просто о Боге, но о Боге, Который восстанавливает справедливость, даже если уравновесить зло можно, только положив на другую чашу весов жизнь Сына Божия. Не меч, а Того, Кто отложил меч и понес - крест. О Толстом нельзя сказать трафаретное "обостренная жажда справедливости", потому что жажда справедливости не бывает "обостренной". Она либо обостренная, либо - не жажда или, что еще хуже, жажда не справедливости, а мести и разрушения. Толстой жаждал абсолютной справедливости и потому сказал абсолютную религиозную истину: Иисус принес не мир, но меч, и этот меч человечество должно само переплавить на мир. С Божьей помощью, но - само. Какая же парткомовщина все эти рассуждения о том, что "Церковь не имеет права", "Церковь не имеет возможности" признать Толстого членом Церкви. Ну как же - Толстой прямо сказал, что он не член Церкви! То ли дело мы - мы прямо сказали, что мы члены Церкви! Как будто все дело в прямоте сказанного, а не в весомости, обоснованности сказанного. Когда Толстой кричал, что он не член церкви, он одновременно шептал в дневнике, что ему ближе те, кто Иверской суеверно молятся, чем те, кто суеверно молятся на науку или политику. Когда наши "воцерковленные" кричат, что они - члены Церкви, а потому обязаны выносить Толстого из избы, они шепчут про себя: "Избавь нас, Господи, от толстых, а от Тебя мы и сами избавимся!" Толстой умел писать и потому ни единого слова лишнего не написал в жизни. Если он писал, что не считает себя членом церкви, называющей себя православной, так он не зря вставил "называющей себя". Он не был членом Церкви, называющей себя православной, а других называющей всякими "сектантами", "либералами", "врагами святой Руси". Толстой был членом Церкви Христовой, и в раю многие из тех, кто не уместится на лоне Авраамовом, обретут радость на лоне Львином. III Религиозный и, более того, православный гений Толстого проявился во многом, здесь же можно ограничиться тремя пунктами. Толстой один из немногих мистиков русского православия. Его мистицизм не истероидно-декадентский, как у Владимира Соловьева, и уж подавно не книжный, не спроецированный в 3D опыт чужих видений, как у тысяч православных интеллектуалов. Да, читать его дневники нелегко, но читать дневники любого мистика нелегко. Толстой - это мистическое восприятие пространства и времени, разглядывание их со стороны вечности. Конечно, тут прямая связь с его художественным и этическим гением. Пространство как зло и кошмар разъединения, рабства, ненависти - и время как возможность блага, объединения, обретения себя как личности и как члена человечества. Это одна из самых редких разновидностей мистического опыта, и тут Толстой стоит рядом с блаженным Августином, а кто будет третьим, это еще надо посмотреть. Толстой мистик личного. Многие мистики говорили о том, что, погружаясь в Бога как в Свет, они оказывались в Боге как тьме, в Боге как абсолютном ничто, абсолютной тайне. Толстой рвался к Богу как к Личности и мучился от того, что Бог открывался ему лишь как абсолютно безличное, как цельный кусок той безличности, которая в человеке содержится разрозненно и неполно. Только в том ли дело, что Бог не дал Толстому того опыта, который есть у каждого, хочется верить, новообращенного христианина? А может быть, дело в другом: Толстой как личность немножко необычного масштаба существо и критерии личности у него другие. От Бога Толстой требовал не доказательства Его доброты или красоты, а доказательства того, что Он, Бог, - личность. Чуда требовал! Потому что Толстой переживал личность как чудо, как явление в мире законного и закономерного свободы и любви. Редкое явление! Толстой считал, что Бог Себя вот таким - не явил. Но Толстой это считал лишь применительно к себе, а о других судил иначе, и видел явление свободы и любви в других. Себя же судил - и тут также проявилось не просто его христианство, но его принадлежность именно к русскому православию - так, как никаким нынешним и тогдашним смиренникам не снилось. У нас-то смирение на импорт, гордыня на экспорт, у Толстого же все было наоборот: против волков в православных шкурах - молодец, с молодцом Христом - и сам овца. "Толстовство", "непротивленчество" потому и вызывало и вызывает такое озлобленное, сатанинское сопротивление со стороны миллионов и верующих, и неверующих, что это - мистическое откровение, а не социально-политическая программа. Как можно молиться Богу Библии, забывая о том, что это - Бог мира? "На земле мир" - это основное, это глубина и высота Библии, это Христос, а "не мир, но меч" - это горькая шутка Христа над бесчисленными меченосцами, которые сперва на Него набросились и распяли Его, а потом от Его имени набросились на других и распинали неверующих в Распятие. Кто верует в Распятие как высшую разновидность меча ("Меч и крест - одно"), тот кто угодно - боевик, охранник, силовик, но не мистик. Толстой пережил Бога как мир, как "шалом" - и потому он куда более христианин, чем нынешние и прошлые полковники всех мастей, которые переживают армию как Бога. Осторожнее надо быть тем, кто смеется над "пацифизмом" Толстого. Производители свечей небось смеялись над Эдисоном. Владельцы скаковых лошадей - над изобретателем автомобиля Кюньо. Да и нынче Кюньо не считают изобретателем автомобиля, потому что он, видите ли, не изобрел заодно двигатель внутреннего сгорания. Только вот когда горючее для этого двигателя кончится, что будет совсем скоро, кто будет смеяться? Когда кончится топливо у насилия и тьмы, кто над кем будет смеяться? А оно кончится, кончится - потому что смерть умирает, а Воскресение воскресает. Священник Яков Кротов | Последний раз редактировалось Иваэмон, 24.11.2010 в 14:14. Причина: Добавлено сообщение | | | Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Иваэмон за это сообщение. | | 24.11.2010, 22:48 | #2 | Рег-ция: 10.08.2010 Сообщения: 341 Благодарности: 11 Поблагодарили 102 раз(а) в 80 сообщениях | Ответ: Столетие со дня ухода Л.Н.Толстого Как трудно иногда понять сложные философские определения духовности. Чем привлекает Лев Николаевич, так это тем, что гениально объясняет духовные понятия простым человеческим языком. Истина и должна быть простой без всяких выкрутасов, которые обожает ум и всегда запутывает. У Толстого все четко, ясно, просто. Научиться бы и нам так. Вам слово, Лев Николаевич: Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми, потому что не любим их. Романы кончаются тем, что герой и героиня женились. Надо начинать с этого, а кончать тем, что они разженились, то есть освободились. А то описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно, что описывая путешествие человека, оборвать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам. | | | Этот пользователь сказал Спасибо Аметиста за это сообщение. | | 26.11.2010, 09:04 | #3 | Рег-ция: 10.08.2010 Сообщения: 341 Благодарности: 11 Поблагодарили 102 раз(а) в 80 сообщениях | Ответ: Столетие со дня ухода Л.Н.Толстого Не хочет Лев Николаевич уходить с этой страницы. Для человека, сознательно поставившего себе совершенствование целью жизни. исчезает все то, что мы называем злом, или скорее, претворяется в добро. Гонения, оскорбления, нужда, телесные страдания, болезни свои и близких, смерти друзей и своя, все это такой человек принимает как то, что не только должно быть, но что нужно ему для его совершенствования. Какая ни с чем не сравнимая радость, любить всех, все! Для того, чтобы получить ее, нужно одно, небольшое, но трудное в нашем извращенном мире: отучить себя от ненависти, презрения и неуважения ко всякому человеку. | | | 26.11.2010, 12:48 | #4 | Banned Рег-ция: 09.11.2008 Адрес: Колыбель космонавтики Сообщения: 7,492 Благодарности: 1,241 Поблагодарили 693 раз(а) в 578 сообщениях | Ответ: Столетие со дня ухода Л.Н.Толстого Цитата: Сообщение от Аметиста Не хочет Лев Николаевич уходить с этой страницы. | Не хочет ни отсюда, ни из СМИ. Сегодняшняя публицистическая статья Семена Новопрудского, зам. главного редактора газеты "Время Новостей". Цитата: — 26.11.10 09:02 — Жизнь и творчество Льва Толстого (мало у кого личный опыт бытия так близко, порой до неразличимости, совпадал с литературным) были посвящены утверждению человекоцентричной цивилизации. «Человек есть мера всех вещей» — максима Протагора стала эпиграфом к судьбе и текстам Льва Николаевича. А российское государство после двух революций и двух распадов страны, случившихся за календарный век, остается принципиально античеловеческим, обнуляющим отдельного человека, сводящим его к функции подсобного стройматериала очередной «могучей империи». Лев Толстой пришел к проповеди самосовершенствования человека и ненасильственного сопротивления злу. А российское государство базировалось и базируется на насилии и категорическом отрицании значения нравственной созидательной воли отдельных людей. Лев Толстой оказался одним из главных естествоиспытателей (точнее, так: испытателей человеческого естества) в российской истории. На своем 82-летнем земном пути он перепробовал столько всего разного и с такой степенью искренней увлеченности, что сама его личная судьба, не напиши он ни строчки, уже могла бы дать значительный отсвет на суть человеческой жизни как таковой. Избалованный ребенок — дитя одной из самых знатных семей империи, рефлексирующий подросток, светский лев, наслаждающийся жизнью богач, храбрый солдат, примерный семьянин, отрицатель семьи как таковой, искатель универсального способа улучшения человека и миропорядка, школьный учитель, сознательный бедняк, почти атеист, заурядный православный христианин, пламенный критик церкви. Он даже успел побывать переписчиком во время очередной переписи населения. Благодаря грандиозной и каждодневной внутренней работе над собой, не угасавшим поискам ответов на «последние», эсхатологические вопросы бытия, к концу жизни Лев Толстой оказался государством в государстве, императором собственной духовной империи, создателем собственной религии, отлученным от церкви, которой он принадлежал от рождения. Он едва ли не единственный российский писатель и мыслитель, не просто ментально разошедшийся с бесчеловечным государством, но и создавший параллельный мир, вполне соизмеримый по влиянию на умы с самой «официальной» Российской империей. При этом у него практически не было отвлеченных, измышленных, чисто художественных, литературных или религиозно-философских текстов. Все они были продиктованы его мыслями в данный момент времени, личным отношением к актуальным проблемам страны. Он строил свой мир, не отгораживаясь от существующего, искал высшую гармонию бытия, честно и прямо смотря в глаза низменной дисгармонии текущей жизни. Поэтому между «Анной Карениной» как художественным манифестом в поддержку взаимного права супругов на развод в разгар борьбы за то, чтобы узаконить разводы в России, или «Исповедью», «Крейцеровой сонатой», программным для учения Толстого трактатом «В чем моя вера?» нет принципиальной разницы. Это одинаково концентрированные, искренние, предельные выражения внутренней работы души выдающейся личности. Неоднократно меняя по ходу жизни убеждения, проживая диаметрально противоположные отрезки, Лев Толстой оставался удивительно цельным и последовательным человеком. В отличие от других самых известных в мире русских литераторов Толстой оказал и продолжает оказывать влияние на людей не только собственно литературными произведениями, но также своей философией и собственным жизненным путем. У Достоевского с Чеховым ни их личные биографии, ни остающийся в сухом остатке всего корпуса их текстов философский экстракт не имеют такого значения для поисков сегодняшними людьми смысла жизни и максимально возможного справедливого миропорядка, как сами произведения. Не думаю, что у всех без исключения читателей Толстого, у тех, кому полюбятся его главные литературные шедевры (на мой вкус, это прежде всего «Смерть Ивана Ильича», «Война и мир», «Крейцерова соната»), или у тех, кому окажутся близки его религиозно-философские трактаты, их чтение вызовет просветление или проблеск стратегического оптимизма, примирения с мерзостями жизни и неизбежностью смерти. Но не почувствовать масштаб исканий, в принципе доступный человеку, не увидеть в любом из этих текстов великую попытку рассмотреть человеческое существо во всей его непонятности, сложности, противоречивости, противостоянии миру и растворении в нем невозможно. В этом смысле Лев Толстой, конечно, никакое не зеркало русской революции — тут Владимир Ильич явно погорячился. Он зеркало внутреннего мира человека, глубин и высот его души, пороков и просветлений. Своей судьбой и своими текстами он в некотором смысле оправдал само существование человека и человечества. Увы, российской власти факт существования людей по-прежнему не кажется не просто ключевым для устройства страны, но даже и просто важным. Спустя 100 лет после своей смерти Лев Толстой напоминает нам: мы прежде всего смертные, страдающие, уникальные, странные, беззащитные люди. И это наше всеобщее равенство перед неотвратимым уже достаточный повод, чтобы не множить насилие в мире. | Последний раз редактировалось Иваэмон, 26.11.2010 в 12:56. | | | Этот пользователь сказал Спасибо Иваэмон за это сообщение. | | Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | | Опции темы | | Опции просмотра | Комбинированный вид | Часовой пояс GMT +3, время: 06:06. |