Далее, что говорится о высшем пути любви в Учении. Приведу еще раз всем уже известный параграф из «Озарения». Возможно единственный в Учении, где прямо говорится о половых отношениях и пользе воздержания в них.
Цитата:
«2.3.5.12. В верованиях и законах много осуждается невоздержание, но опять без объяснения. Практичность воздержания пищи и слов можно видеть на протяжении нескольких месяцев. Конечно, Мы по-прежнему против изуверства и истязаний, тело знает меру топлива. О половом воздержании надо сказать подробнее, слишком много места уделено этому вопросу современным мышлением. Очень древние мистерии говорили: «Lingam есть сосуд мудрости», но со временем это знание превратилось в безобразные фаллические культы и религия начала что-то запрещать, неизвестно во имя чего. Между тем следовало сказать просто: факт зарождения настолько чудесен, что нельзя обойти его обычными мерами. Можно взвесить, можно разложить на малейшие частицы, но все же остается неуловимая и несказуемая субстанция, незаменимая так же, как жизненная сила зерна. В свое время Мы обратим внимание на некоторые поразительные качества этой субстанции, которая может быть зрима, но теперь должны согласиться, что такая необыкновенная субстанция должна быть очень ценной, и должна иметь какие-то важные качества – даже глупец это поймет. Лучшее доказательство, конечно, опыт. Если мы сравним двух индивидуумов, из которых один тратит жизненную субстанцию, а другой сознательно бережет ее, то поразимся, насколько аппарат духа второго развивается чувствительнее. Качество работ становится совершенно другим, и количество замыслов и идей растет. Центры солнечного сплетения и мозга как бы подогреваются невидимым огнем. Поэтому воздержание не есть патологический отказ, но есть разумное действие. Дать жизнь – не значит выбросить весь запас жизненной субстанции. Если бы люди на первой ступени хотя бы вспомнили о ценности жизненной субстанции, то этим значительно сократилась бы необходимость запретов. Запрещение должно быть опровергнуто – это закон устремления. Но незаменимая ценность будет охраняема – это закон сохранения. Правдивее посмотрим на вещи – все незаменимое будет в первых местах сохраняемости. Конечно, можем ли бросать драгоценность в пространство? Конечно, эта сила приобщится к стихиям, откуда она с таким трудом извлечена, – вместо сотрудничества эволюции получаются отбросы, подлежащие переработке. Итак, представим себе воздержание, как Крылья!» |
«
... поразимся, насколько аппарат духа второго развивается чувствительнее ... количество замыслов и идей растет».
Это подтверждает мысль Вл.Соловьева, что либо низшая, либо высшая природа человека «берет свое» от силы Эроса. Либо человек «
тратит жизненную субстанцию» - хорошо, если на то, чтобы «дать жизнь», - либо он направляет эту энергию на «
развитие аппарата своего духа». Направляя энергию через нижнюю, половую чакру, нельзя ожидать духовных результатов. Энергия идет либо вверх, либо вниз; и какая бы возвышенная любовь не объединяла двух людей – направление энергии вниз есть лишь уступка животному прошлому. Если только она сознательно не направлена на зарождение новой жизни. Иначе, как сказано в Учении: «
Конечно, эта сила приобщится к стихиям, откуда она с таким трудом извлечена, – вместо сотрудничества эволюции получаются отбросы, подлежащие переработке».
Да, духовное восхождение человека возможно через половую любовь – но половую любовь в смысле любви между полами, половинками Человека, а не понимаемую упрощенно как физиологические отношения между ними. Не надо питать иллюзии: духовное восхождение возможно не благодаря или через физиологические отношения – но через преодоление физиологии «
в наивысшей, любви самоотверженной, которая все дает и ничего не просит», или платонической любви двух Начал. Физиологические отношения есть получение, но не даяние. Они, повторю, естественны и законны в любящей семье, но они не являются основой духовного восхождения. Для духовного восхождения должна произойти замена более низкого на более высокое, или, как пишет Е.И.Рерих: «
радостное освобождение от малого для вмещения Великого, нахождение мощной вибрации, поглощающей все остальные» - но не раньше, чем у обоих супругов созреет осознание такой необходимости. Тогда, как пишет Е.И.Рерих: «
Сексуальная энергия должна быть направлена вверх, к мозговым центрам, и тогда воздержание становится вполне естественным» и «
Это вполне возможно, когда высокие интересы занимают голову и сердце». Или, как сказано в Учении: «
Запрещение должно быть опровергнуто – это закон устремления. Но незаменимая ценность будет охраняема – это закон сохранения. ... Итак, представим себе воздержание, как Крылья!»
Воздержание требует самоотверженности. И Владимир Соловьев, говоря о богочеловеческом пути любви, говорит о преодолении в себе самого корня эгоизма, что несомненно есть самоотверженность.
О самоотверженности говорится и в Учении, и в письмах Е.И.Рерих: «
Да, любовь без привязанности есть любовь наивысшая, любовь самоотверженная, которая все дает и ничего не просит. Именно, всем нужно учиться любить, не требуя за нее платы. Любить ради самой Любви.»
А вот что сказано о самоотверженности в книге «Беспредельность»:
Цитата:
«412. Чаша Агни йога вибрирует и звучит. Когда сосуд наполнен чистым огнем, тогда можно творить только высшим измерением». «413. Человек, стремящийся к согласованности своих качеств, дает Космосу сотрудничество. Творя свой духовный облик, каждый прибавит к сгармонизированию в Космосе. ... Человек, утверждающий свой жизненный путь, являет космическое сотрудничество. Сила пространства зовет самоотверженно, и в строительстве Космоса начертана самоотверженность. Именно самоотверженность ведет свет духа к Беспредельности». «414. Виды самоотверженности настолько различны в человеческом понимании, что надо принять во всем измерении наивысшее. ... Творчество центров отвечает всем выявлениям высших видов самоотверженности». |
Обратите внимание, когда самоотверженность становится необходима и даже неизбежна: когда человек «творит свой духовный облик», и тем «являет космическое сотрудничество», когда в человеке пробуждается творчество центров, и Чаша его «наполнена чистым огнем». Тогда «надо принять во всем измерении наивысшее» из человеческого понимания видов самоотверженности.
В чем самоотверженность – в удовлетворении, или в воздержании? Есть ли самоотверженность, тем более «в наивысшем измерении», в физиологическом акте? Можно допустить, если высокий Йог, чаша которого «наполнена чистым огнем», когда «творить можно только высшим измерением» совершает его ради зачатия жизни – тогда это действительно самоотверженность, (временная, или разовая) жертва своим духовным творчеством в «высшем измерении», ради того, чтобы дать жизнь другому существу. Об этом говорится, например, в небольшой книжечке «Дух нерожденных», о которой писала Елена Ивановна Рерих («Вл[адык]а Указал мне, что книжечка эта была дана по Его Указу одним из учеников из Тонкого Мира». Письмо к Асееву от 1.08.34):
Цитата:
«Подобно тому, как удовольствие опьянения и сильно приправленных кушаний склонно естественно исчезнуть, когда личность занята очищением своей жизни и образа мыслей, точно также чувство удовлетворения страсти при половом сношении совершенно отпадает от него, шествующего по пути совершенной чистоты. Грядущая раса, поднявшись высоко над властностью чувств, не будет знать страсти. Она приобретет и будет жить чистейшей и величайшей любовью, которая не ищет телесного удовлетворения. Только ради любви, любви к еще нерожденным, выполнит Новая Раса наиболее святую функцию природы, давая душам, которые воплотятся в будущем, высшее, что она может дать». |
Но когда тот же акт совершается Йогом без зачатия, ради поддержания ритма супружеских отношений – то какая же в этом самоотверженность? Это есть не самоотверженность, а ритмичная уступка высшего низшему, уступка духа физиологии, совершаемая к тому же под ложным воззрением, что выброшенная в пространство ценная энергия будет каким-то образом вовлечена в духовное творчество начал. Нет, духовное творчество усиливается и развивается как раз при сбережении этой ценной энергии. Взаимотворчество начал отнюдь не в физиологическом акте (кроме случая зачатия), и им не питается, а скорее приостанавливается на время восполнения потраченной ценной энергии. Не случайно, когда Учитель говорит Братстве и о взаимотворчестве начал, - Он говорит о братьях и сестрах, а не о мужьях и женах:
Цитата:
Беспредельность, 421 «Потенциал духа Наших братьев ... Конечно, Мы всегда подразумеваем, говоря о братьях, и сестер. Ведь начала утверждены как равновесие в Космосе. ... Творчество космическое требует одухотворения одного начала другим. Так в Космосе начала созидаются для взаимотворчества». |
Да, действительно, Космос держится взаимотворчеством начал, но понимаемом не так приземленно. Учитель говорит об «одухотворении одного начала другим», а не об оплодотворении.
Возможен еще случай самоотверженности в супружеской жизни, когда один из супругов, уже преодолевший в себе физиологические потребности, жертвует более высоким духовным творчеством, своим «чистым огнем», ради сохранения гармоничных отношений со своей менее духовно развитой половинкой, не очистившейся еще от низших вожделений. Но, если с одной стороны здесь самоотверженность, то с другой – эгоизм в двойной мере, ограничивающий духовное творчество и развитие супруга. И в этом случае еще надо не погрешить против соизмеримости – ради чего совершается такая жертва.
Случай такой самоотверженности имел место в отношениях упоминавшегося уже в письмах Е.И.Рерих Рамакришны со своей супругой. Не помню источника, где я это читал, и не ручаюсь за точность передачи формы повествования, но постараюсь передать смысл прочитанного. Когда пришло время Рамакришне вступить в брак с выбранной ему еще в детстве родителями невестой – в Индии была такая традиция – то он честно сказал: «Дорогая, я иду по духовному пути, но ради тебя и нашей семьи готов исполнять свой супружеский долг». К счастью молодая жена оказалась на (духовной) высоте, как пишет Е.И.Рерих «уявила прекрасный облик древних индусских женщин», и ответила супругу: «Я не хочу быть помехой на Вашем духовном пути и готова стать Вам сестрой и матерью». И это действительно самоотверженная любовь с обеих сторон.
Но, повторю, это высший путь Любви, и он возможен только при единодушном согласии супругов в этом вопросе. И это согласие не должно быть искусственным или надуманным, а станет в грядущем естественным следствием духовного развития человека. Это путь любви в будущем станет настолько же естественным и неизбежным путем высшего космического взаимотворчества начал, подвижниц и подвижников, Агни йогов, - насколько естествен сейчас путь «действительно человеческой любви», самоотверженной любви мужа к единой жене и жены к единому мужу. И сейчас он является благом и высоким служением на фоне царящей в Калиюге распущенности половых отношений.
Любовь прекрасна! И, я уверен, в своей высшей, чисто духовной своей стадии любовь еще более прекрасна и насыщена, чем в стадии смешения духа и плоти. Вспомните свою еще полу-детскую первую любовь. Как возвышенна и чиста она была! Какой трепет сердца и радость вызывали каждый взгляд, улыбка, обращенное к тебе слово любимого человека ... И начиналась она не с физиологического влечения, а с чистого и возвышенного чувства, восхищения красотой или талантом, с созвучия душ. И любимого человека мы искали и находили смотря на его глаза ... но только с возрастом и «опытом» стали прежде обращать внимание ... на другие части тела.
Физиологические отношения не есть, и не могут быть началом любви, и уж ни в коем случае – ее окончательной целью и завершением. Я бы назвал их срединной точки любви. По аналогии, как дух человека, проходя свой пути через Миры и перевоплощения, начиная с вершины Миров чистой духовности проходит дугу инволюции и погружается в материю, чтобы на дуге эволюции огромным трудом и преодолением себя взойти обратно к Высшим мирам, одухотворяя материю. Так и Любовь, начиная с духовного притяжения Начал и проходя, неизбежно в наш век Калиюги, через нисходящую дугу погружения в физиологию, должна когда-то подняться обратно до чистых и утонченных высот духовных отношений.
Извините, если был излишне многословен ...
Закончить хочу двумя стихотворениями. Двух замечательных людей: поэта-философа А.К.Толстого и философа-поэта Вл.Соловьева. Обращенным к их возлюбленным.
С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко,
В тревожном полусне когда забудусь я,
Светлей моей души недремлющее око
И близость явственней духовная твоя.
Сестра моей души! с улыбкою участья
Твой тихий кроткий лик склоняется ко мне,
И я, исполненный мучительного счастья,
ЛюбЯщий чую взор в тревожном полусне.
О, если в этот час ты также им объята,
Мы думою, скажи, проникнуты ль одной?
И видится ль тебе туманный образ брата,
С улыбкой грустною склоненный над тобой?
Бедный друг, истомил тебя путь,
Темен взор, и венок твой измят.
Ты войди же ко мне отдохнуть.
Потускнел, догорая, закат.
Где была и откуда идешь,
Бедный друг, не спрошу я любя;
Только имя мое назовешь -
Молча к сердцу прижму я тебя.
Смерть и Время царят на Земле, -
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце Любви