Цитата:
Сообщение от Алекс1 Существует такая точка зрения по поводу соответствия Логосов в Т.Д. и принципов из «Философии БГ» Субба Роу. 1. Парабраман 2. Логос – соответствует 1-му Непроявленному Логосу (Отец); 3. Свет Логоса, Фохат – соответствует 2-му Логосу, Проявленному. Дух-Материя. Жизнь. (Сын); 4. Мулапракрити – соотв-т 3-му Логосу. Махат. Проявленный разум. «Космический нумен материи» (ТД). Космическая Всемирная Душа. Акаша. (Мать) |
Во-первых, Вы добавили соответствия от себя, а не взяли из книги. Он не говорит про Махат, а так же ни в коем случае не приписывает ему тождество Мулапракрити.
Во-вторых, изложенная схема у Субба Роу не совсем соответствует тому, что изложено в ТД, хотя в общих чертах конечно соответствует.
Например С.Роу называет первый логос Христом, Словом, говорит, что
"У него есть свои собственные сознание и индивидуальность. Я могу также сказать, что это единственный личностный Бог, который, возможно, существует в космосе". Вместе с тем в ТД первый Логос не самосознающий безличностный. В общем он практи приписывает этому 1 Логосу свойства, которые в ТД приписываются Махату, хотя говорит, что именно этот логос есть первое проявление Абсолюта.
Раз уж зашла речь, то схема С.Роу такова: Из Абсолюта проявляется 1 Логос - Ишвара, источник всех сознаний и личностей. Мулапракрити видимо тоже существует (когда она появляется из книги не понятно, но поскольку фохат действует на неё, то на к этому моменту уже должна быть, поэтому поместим её второй). Итак второй принцип - Мулапракрити - протоматерия, в описании тождественна мулапракрити в ТД. Третий же принцип есть сознательная энергия Первого Логоса - Ишвары. Т.е. он именно показывает, что фохат исходит не из мулапракрити, но из 1 Логоса и воздействует на мулапракрити, сообщая ей свойства.
Цитата:
По мере нашего продвижения мы, во-первых, подошли к Парабрахману, во-вторых — к Ишваре; в-третьих — к свету, проявляющемуся через Ишвару, который называется в Бхагавад Гите Дайвипракрити; и наконец — к Мулапракрити, которая представляется, как я говорил, завесой, наброшенной на Парабрахман. Теперь начинается творение или эволюция посредством интеллектуальной энергии логоса. Вселенная, в своих мельчайших деталях и со своими удивительными законами, ни приходит в существование по простому случаю, ни начинает она существовать и просто по причине потенциальностей, заключённых в Мулапракрити. Она приходит к существованию в основном через инструментарий единого источника энергии и силы, существующих в космосе, который мы называем логосом, и который является единственным представителем силы и мудрости Парабрахмана. Материя приобретает все свои свойства и все свои силы, которые, с течением времени, дают такие удивительные результаты в ходе эволюции, действием этого света, истекающего из логоса на Мулапракрити. С нашей точки зрения будет очень трудно помыслить, что это за материя, у которой нет ни одной из тенденций, обычно ассоциируемых со всеми видами материи, и которая приобретает все различные проявляемые ею свойства получением этого света и энергии от логоса. Этот свет логоса является, так сказать, связующим звеном между объектной материей и субъектной мыслью Ишвары. Он называется в некоторых буддийских книгах фохатом. Это единый инструмент, которым работает логос. |
Цитата:
Еще мне не совсем понятна аналогия буддхи с мулапракрити. |
Аналогия ясна, т.к. Мулапракрити есть 2 логос, и буддхи есть второй принцип в человеке. Так я понимаю эту аналогию Блаватской. Если же по Чаттерджи, то Буддхи человек будет соответствовать скорее фохат, т.к. Махат у него соответствует атману. Последняя позиция мне кажется более логически обоснованной.
Цитата:
Кайв >>> Единственное точное указание нашел у Чаттерджи, который говорит, что это план материи, соответствующий уровню Махата. - Если акаша – это «план материи, соответствующий уровню Махата», то акаша соответствует Махату? А акаша часто отождествляется с мулапракрити. |
Извиняюсь - соврал, это пишет не Чаттерджи, а примчание переводчика:
Цитата:
Во всех откровенных религиях упоминается под различными наз¬ваниями семь Высших сущностей. Индусская религия признает их также во главе каждой из семи сфер. Две Высших сущности на двух непрояв¬ленных "планах" (Adi и Anupadaka) не называются, они скрыты. Третья Сущность во главе третьего плана (Atma) носит название Judru, на этом плане элементом является Акаша; эфир, признаваемый наукой, его физический представитель. Четвертое Vugu - во главе плана Буддхи (элемент - воздух). Пятая Агни - во главе ментального плана (эле¬мент - огонь). Шестая Var - во главе астрального плана (элемент - вода). Седьмая Kshiti (одно из названия) - во главе физического плана (элемент - земля). |
Я знаю, что Акаша часто ассоциируется с Мулапракрити (и даже иногда именно в таком смысле она предстает в ТД, как я понимаю), сам какое-то время так про неё думал, но в ТД есть достаточно много моментов, когда мулапракрити показывается более высоким понятием по отношению к Акаше, говорится, что Мулапракрити - источник Акаши. Когда не упоминается мулапракрити, то акашу в ТД можно признать за неё, но когда они упоминаются вместе и идет разъясниение сути терминов, то обычно акаша показывается чем-то более плотным. Лично я подозреваю, что под акашей в таком случае понимается дифференцированная материя - практири, но на самых первых стадиях дифференциации. Акаша приписывается свойство - звук, Мулапракрити же свойств не имеет.