Рассмотрим сутру 9(3)
Цитата:
9. Изменение [сознания на стадии] остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное, как] ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном состоянии 1. Активно проявляющиеся санскары, или формирующие факторы, есть качественно-определенные состояния сознания (психики); по своей сущности они не являются познавательными актами и потому не могут быть остановлены при прекращении познаватель¬ных актов 2. Подавленные (букв. «остановленные». — Пер.) санскары также есть качественно-определенные состояния сознания. Их ос¬лабление и появление 3 [означает, что]- активно действующие сан¬скары идут на убыль, а [вместо них) обретаются «остановлен¬ные» санскары. Момент остановки нераздельно связан с сознанием. Такое чередование санскар, происходящее каждый момент в дан¬ном сознании, и есть изменение [сознания на стадии] остановки. Тогда в сознании остаются [одни лишь] санскары, или формирующие факторы. Это было объяснено [ранее] в связи с сосредоточением, достигаемым при прекращении [деятельности сознания] 4. |
Для меня легче всего разбираться с сутрой на основе понимания классического перевода, классической йоги, потому что тут объекты названы более точно.
Ведь, на самом деле мы разбираем состояния именно сознания, а не ума только, поэтому необходимо различать разные детали.
Например, санскары это корреляты сознания, причем кармические внешние по отношению к изменяющимся сиюминутным субъективным состояниям сознания. Это есть те «семена», от которых необходимо избавиться по инструкции йоги Патанджали. Но как избавиться, если это заложено программой закона и это заложено на уровне недоступном дневному бодрствующему сознанию человека, т.е. это инстинктивная природа, причем связанная с внешним живым Разумным Существом, в теле которого находится человек со всеми его проводниками?
Эта сутра как раз учит нас этому.
У меня возникло такое понимание этой сутры. При остановке ума, при подавлении его и контроле, активные кармические семена не перестают быть активными, так как они и не принадлежат человеческому конкретному уму, они подконтрольны некоему другому сознанию, контролирующему исполнение кармического закона.
Но когда идет концентрация и углубление внимания на работе своего сознания ( а такая работа идет при выборе любых объектов, на которых концентрируется человек, чтобы увеличить концентрацию) , мы вниманием проникаем все глубже в свои кармические корни, в причины своих каких-то прошлых и настоящих поступков, чувств и мыслей. мы начинаем разбираться в механизме кармических связей и работы закона, и тем самым начинаем взаимодействовать с тем Существом, которое контролирует в нас исполнение Кармы. Не забудем, что концентрированное внимание человека исходит корнями в энергию Высшего «Я», эта энергия «Я» взаимодействует с Законом- Сущностью Кармы и таким образом там все сдвигается. Можно сказать, что кармические зерна прожигаются энергией внимания на корню, они уже как бы отработаны и огненно очищены. И эти санскары уже качественно другие, они превратились из активных в остановленные.
Постепенно прорабатываются все большее число активных санскар и число активных санскар становится все меньше, и всё сознание становится все более очищенным, сконцентрированным и однонаправленным.