Образы у Васильева есть очень тонкие, психологичные. Думаю, надо рассматривать многие его полотна именно в тонком душевном, психологическом контексте, а не только в монументально-декоративном, или символическом. Впервые познакомился с этим художником по двум репродукциям - "Ожидание" и "Нечаянная встреча" ("У чужого окна"). В 1980-х интернета не было, и негде было посмотреть другие.

Но по этим картинам стало ясно, что трактовать его надо с душой, а не с идеологией.
Как я понял, здесь столько было сломано копий по поводу "вил" - несут ли они скрытую агрессию или нет, что они символизируют. Но ребята, в психологическом контексте полотна - конечно, же, это "заряженное ружье" несет самый полный смысл. К сожалению, о первоисточнике идеи мне известно мало - нашел только вот это
http://www.newreferat.com/ref-12897-7.html Но картина "Нечаянная встреча" / "У чужого окна" выражает прежде всего огромное психологическое напряжение обоих персонажей и скрытую тоску. Вы обратили внимание - какая же это встреча, когда оба человека отворачиваются, не смотрят друг на друга? Отрешенно, стремясь избежать продолжения мгновения встречи, как бы "уплывает" из кадра девушка. Тщетно мОлодец пытается ее удержать - рука лежит на коромысле. Взгляд парня передает зрителю и протест, и внутреннюю борьбу. Не берусь судить о точном социально-историческом контексте описываемой сцены. Но острия, как фокус внутренней борьбы, направленной то ли против судьбы, и отражающую молчаливый призыв, непокорность и бунт, дополняют психологию взгляда. Но оружию не суждено быть использованным - оно "не заряжено", оно ни на кого не направлено.
Можно долго описывать психологию этого полотна, с моего дилетантского взгляда, но лучше послушать одно стихотворение из книги отзывов с выставки К.Васильева, которое по-видимому, еще не было приведено в теме. А жаль, многое бы объяснило сразу же.
Цитата:
Так же светел волос золотистый ковыль И прозрачна очей глубина. На знакомом платке блещет снежная пыль, А она уж чужая жена. Коромысло не дрогнет под белой рукой, Не шелохнется тонкая бровь, Ты же смелый такой, ты же сильный такой, Что же отдал другому любовь? Побоялся отца, да послушался мать, Мол она нищета-голота, А теперь вот не хочешь, не можешь понять, Что легла между вами черта. До венца, до последнего мига ждала, Что любимый придет и спасет, А потом будто заживо умерла, Но любовь и в умершей живет. Да, любовь и умершей, выходит, нужна, Но она далека, как звезда, Помни, помни! Теперь я — чужая жена, И лежит между нами черта. |
Стихи неизвестного автора с выставки Примерно такое же складывается первое впечатление о полотне.
На картине "Ожидание" - один из самых теплых, нежных женских образов. Атмосферу создает и другой символ - большое пламя свечи с его аурой. Теплая аура умело противопоставлена холоду и льду зимней ночи.