Цитата:
Сообщение от абрикос Вообще-то это называется - вмещение противоположностей и ЕИР была убеждена что без этого вообще невозможно понять саму АЙ. Так что Гумилев никак и ничему не противоречит. Он как раз и доказывает правоту АЙ. |
Боюсь, что вы ошибаетесь.
В нашей с Ниннику полемике мы обсуждали одну из граней теории Гумилева - понятие об антисистеме.
Весь этот раздел его теории построен на следующих посылках - в восточной метафизике (лежащей в основе буддизма, индуизма и т.д.) "Зло вечно. Это материя, оживленная духом, но обволокшая его собой. Зло мира – это мучение духа в тенетах материи; следовательно, все материальное – источник зла." (ссылки не привожу, все взято из гл. 38 "Этногенеза....") Нирвана - это уничтожение, отрицание всего (кстати, под этим с удовольствием подписался бы дьякон Кураев). Этим взглядам, по Гумилеву, противостоит христианство. "...христиане видят в материальном мире творение Божие и благословляют чистые радости плоти, брак, веселие, любовь к родине…" Столкновение этих мировоззренческих позиций, по Гумилеву, является источником возникновения антисистем.
Откуда же Гумилев взял такое странное представление о восточной метафизике? - ответ находим у Е.И.:
Цитата:
Ведь только за последний десяток лет Запад стал немного лучше разбираться в санскрите (в этом труднейшем из языков), и уже обнаружились вопиющие, чудовищные искажения первых переводчиков. Так, например, он приводит из книги Бунге «История Язычества» – «Истинная сущность мира есть не Божество, не Первосила, но абсолютная Пустота, чистое ничто. Все произошло от Ничто, через Ничто и снова возвращается в Ничто, ибо изначала ничтожно. Все суета и в небе, и на земле, и сами небо и земля – суета. На облаках рушащегося мира царит лишь вечно пребывающее Небытие...» Далее следует такой же перл бессмыслицы – выдержка из «Религиозного Сознания Язычества, Опыт Филос. Ист. Ест. Религий» проф. Введенского, привожу лишь конец ее: «Если для него, буддиста, есть какая-либо цель в жизни, то разве лишь отрицательная, бегство из этой призрачной и бессмысленной, полной горечи, бед и страданий действительности через погружение в Нирвану Небытия...» Вот на эту вопиющую клевету и на подобные невежественные цитаты Н. К. и ответил письмом… и т.д. Письмо от 02.06.34 |
Таким образом, в основе идеи Гумилева об антисистеме лежат представления, которые еще в 30-е годы критиковала Е.И. и которые были следствием невежества ученых того времени.
Думаю, что вряд ли стоит "вмещать" противоположности между научным невежеством и истинным знанием.
Все это тем более печально, что Гумилев называл себя учеником Ю. Рериха.
Вновь повторяю, наша полемика касается только одного аспекта теории этногенеза
Цитата:
Сообщение от ninniku Мне за Гумилева обидно. |
И мне за него обидно. Жаль, что такой выдающийся ученый не сумел проявить широты научных взглядов в этом вопросе.
Цитата:
Сообщение от ninniku Вы не понимаете идеи и открытия Гумилева. |
Речь у нас идет об одном конкретном вопросе - отношении Гумилева к восточной метафизике, на которой, кстати, базируется и УЖЭ и "Тайная Доктрина". И привожу конкретные цитаты, а не сободное изложение своими словами, как вы.
В остальном свое отношение к его теории уже высказывала и оно положительное. Жаль, что вы этого не заметили.