Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,460 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Переходим к следующей группе сутр, это сутры 30(1) и 31(1), которую можно назвать препятствия на пути к цели йоги. Это очень важные сутры они нас , можно сказать, приземляют, после вдохновенного мечтания об Ишваре, и напоминают, что прежде чем будет возможно состояние слияния с Пурушей, необходимо избавиться от препятствий. Классическая йога Цитата: 30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоз¬держание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабиль¬ности [при сосредоточении] — эти отвлечения сознания суть препятствия. [Насчитывается] девять препятствий, вызывающих рассеяние сознания. Они возникают одновременно с деятельностью сознания. При отсутствии этой [деятельности] они также отсутствуют. О [ви¬дах] деятельности сознания было сказано выше. Болезнь — нарушение равновесия гуморов 1 [телесных] секре¬ций или внутренних органов. Апатия — неспособность сознания к функционированию. Сомнение — [вид] познавательной деятельности, затрагивающий обе стороны [проблемы]: «быть может, это так», «быть может, это не так». Невнимательность — то, что вызывает отсутствие интереса к средствам реализации сосредоточения. Лень — бездеятельность по причине тяжести тела или созна¬ния 2. Невоздержание — жажда соединения с чувственным объектом. Ложное восприятие — ошибочное знание 3. Неспособность достижения [какой-либо] ступени — недостиже¬ние [соответствующей] ступени сосредоточения. Отсутствие стабильности — неспособность сознания зафиксиро¬вать себя на достигнутой ступени 4, ибо только при обретении со¬средоточения оно может быть устойчивым. Таким образом, эти отвлечения сознания и называются девятью загрязнениями йоги, врагами йоги, препятствием йоги. 31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутству¬ют рассеянным [состояниям сознания]. Страдание [бывает трех видов]: вызываемое внутренними [при¬чинами], вызываемое другими существами и вызываемое сверхъесте¬ственными [причинами] 1. Страдание — это то, от чего живые су¬щества стремятся избавиться, когда оно их поражает. Уныние есть нарушение ментальных функций вследствие пре¬пятствия [реализации] желания. Дрожь в теле — когда части [тела] дрожат, то есть сотряса¬ются 2. Вдох есть жизненное дыхание, при котором вдыхается внешний воздух. Выдох — когда выходит воздух, находящийся внутри [тела]. Все эти [явления] сопутствуют рассеянным состояниям [со¬знания], то есть они бывают лишь при рассеянных состояниях сознания и отсутствуют при сконцентрированном сознании. Итак, эти рассеянные [состояния сознания], являющиеся пре¬пятствием йогическому сосредоточению, должны быть подавлены посредством уже упоминавшихся практики и бесстрастия. Здесь же [автор] в заключение говорит о предмете практики: | Вивекананда Цитата: 30(1). Болезнь, умственная леность, сомнение, недостаток рвения, апатия, привязанность к чувственным радостям, ложные восприятия, неспособность сосредоточиться, падение с уже достигнутой высоты — вот препятствия для йога. Болезнь. Наше тело есть лодка, которая должна перевезти нас через океан жизни. О лодке следует заботиться. Нездоровый человек не может стать йогом. Умственная леность отнимает у нас живой интерес к делу, а без него не может быть у человека достаточно энергии для упражнений. Сомнение по поводу истинности науки возникает независимо от доводов интеллекта и может возникать до тех пор, пока человек не Испытает определенные психические явления, скажем, не начнет видеть или слышать на больших расстояниях. Даже блики сверхчувственного укрепляют ум, внушают настойчивость. Падение с уже достигнутой высоты. По прошествии дней или недель, проведенных в постоянных упражнениях, ум успокаивается и возрастает его способность к сосредоточению. Человек обнаруживает, что быстро продвигается к цели. Но неожиданно продвижение прекращается, и человек чувствует себя потерянным. Проявляйте настойчивость. Нет прогресса без взлетов и падений. 31(1). Неспособность удержать ум в состоянии сосредоточенности сопряжена с тоской, подавленностью, дрожью в теле, неровным дыханием. Сосредоточение дает полный покой уму и телу всякий раз, как вы в нем упражняетесь. Сложности возникают либо от того, что упражнения неправильно выполняются, либо от того, что человек еще недостаточно владеет собой. Повторение Ом и предание себя воле Бога укрепят ум и придадут новые силы. Что же касается нервной дрожи, то через это проходят все. Пусть она вас не тревожит, продолжайте упражняться. | |