![]() | #3 | ||
Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Записей в дневнике: 1 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | ![]() ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формируются объект, предмет, цели и задачи исследования, научная новизна диссертации, описывается структура работы. Первая глава «Теоретические аспекты и классификация учения Рерихов и возникшего на его основе движения» включает в себя четыре параграфа, в которых рассматриваются теоретические основы, идейные программы и социальные установки учения Рерихов и особенности рериховского движения на разных этапах его развития. В первом параграфе «НРД и понятие «эзотеризм» в социально-философском осмыслении» рассматривается сущность и функции ключевых терминов диссертационного исследования. Основным базовым понятием применимым к культурно-историческому феномену учения Рерихов является термин «эзотеризм», а также появившееся сравнительно недавно, в связи с возникновением комплекса неорелигиозных движений, понятие «псевдоэзотерика». Автор считает, что культурно-исторический феномен эзотеризма, отражающий в виде духовно-идеологической системы паранаучных знаний специфическую область общественного сознания и связанный с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений, имеет большую долю устойчивости и в определенные исторические периоды заявляет о себе как мировоззренческая парадигма. Рассматривая особенности проявления феномена, автор выделяет социальные и психологические корни данного явления и причины его широкого распространения в современном мире. Они лежат в поиске выхода за пределы общепринятых идей и теорий, основанных на рационалистическом знании, и возможность развития сверхъестественных способностей через приобщение к сокровенным знаниям своей эпохи. При этом эзотерическое учение становится опорным моментом для формирования нравственных ценностей, норм поведения и межгрупповых социальных отношений. Таким образом, складывается традиция, которая предполагает наличие школы и учителя, отношение с которым строится по иерархическому типу. В духовно-нравственных поисках человечества в конце ХХ века, эзотеризм выступает как определенная форма социального утопизма и интеллектуальная основа для построения «новой» религии. С другой стороны отмечается, что обращение к эзотерике современных богоискателей породило такое явление как «псевдоэзотеризм». Основанное на текстах медиумистического содержания, имитирующих одну из известных классических эзотерических традиций, оно нивелирует или профанирует её. В противопоставлении двух этих явлений, по мнению автора, и состоит одна из особенностей проявления религиозных поисков в постперестроечной России. Во втором параграфе этой главы «Учение Рерихов и его основные мировоззренческие установки», рассматриваются основные философско-мировоззренческие источники исследуемого феномена. Автор отмечает, что идейной основой возникновения и распространения оккультно-теософских идей, на которые опиралось учение Рерихов, явилось наличие особой богоискательской среды, которая сформировалась на рубеже XIX-XX веков. Для интеллигенции начала ХХ века было свойственно внецерковное восприятие духовности. Ее духовные искания проходили на фоне потери старых устойчивых ценностных ориентаций, с одной стороны, и веры в социальный прогресс и светлое будущее человечества – с другой. Догматическое церковное учение и институты не вызывали особого интереса и не способствовали развитию сознания. Поэтому теософские философские построения, основанные на древнем гностическом знании, сочетающие мировоззренческий универсализм с претензией на конечный синтез всего предыдущего духовного опыта человечества и позволяющие по-новому решить социально-нравственные проблемы человечества привлекли к себе большое количество сторонников. Таким образом, теософия стала частью культурной традиции и своего рода философским источником для рериховской доктрины. Опираясь на исходные теоретические постулаты теософии, Н.К. и Е.И. Рерихи создали свой вариант всеобъемлющего мировоззрения, выраженного в системном учении. Рассматривается содержательная сторона феномена учения Рерихов, которая представляет собой достаточно разработанную и оформленную религиозно-философскую доктрину, с тесно переплетенными онтологическими, гносеологическими, антропологическими, социальными и культурными аспектами: онтологические - учение об Абсолюте, учение об эволюции;Отмечается, что особенностью данной доктрины является ее ярко выраженная этическая и практическая направленность. В учении подробно разработаны цели и методы духовной практики и морально-духовные принципы, психофизиологические условия самосовершенствования и методы психодуховной защиты. Возникшее изначально на эзотерической традиции, религиозно-философское учение Рерихов, по мнению авторов доктрины, должно было сформировать в общественном сознании определенные мировоззренческие установки, направленные на кардинальное изменение сознания и формирования духовно-экологической цивилизации в ХХ веке. В социальном смысле, созданное на основе учения международное движение должно было быть направлено на культурную трансформацию общества, основанного на добровольном единении людей и фундаментальных общих духовных ценностях с перспективой формирования единого «Планетарного Братства» всех стран и народов. В третьем параграфе «Этапы развития рериховского движения в России» исследуются социально-исторические предпосылки и особенности развития первого (1920-1975 гг.) и второго (1976-1990 гг.) этапов рериховского движения в России. При этом автор отмечает, что на первом этапе движение носило маргинальный характер и формировалось в рамках закрытых эзотерических групп, количество членов которых было сравнительно невелико. Причиной возникновения активного интереса изначально к творчеству Н.К. Рериха, а позже к самому учению, по мнению автора исследования, послужил новый всплеск религиозно-духовных поисков в последней четверти ХХ века, связанных с целым комплексом проблем, возникшим в этот период и носящим не только российский, но и международный характер. Это послужило поводом для разработки ряда мировоззренческих идей, в том числе и так называемой «гражданской религии», сочетающую недогматическую систему мысли с высоким уровнем самопознания. Специфика духовно-религиозных поисков в самой России состояла в том, что атмосфера периода перестройки благоприятствовала утверждению и укреплению идей мессианской роли России в период апокалипсических предчувствий конца ХХ века. Поэтому социально-утопические идеи создания идеального общества на основе общины, изложенные в учении Рерихов, были созвучны системе социалистических лозунгов, с одной стороны, и менталитету русского человека – с другой и восприняты как новое, отвечающее современным реалиям «откровение». В результате за короткий период была сформирована единая организационная система, имеющая международный статус и связи, основным направлением деятельности которых была культурно-просветительская. Но именно в это время, по мнению автора исследования, были заложены причины распада целостного движения, которое, являясь по сути, оккультно-теософским, с его особой структурной системой, предполагающей наличие скрытого ядра организации, состоящего из небольшого количества так называемых «посвященных». Но в силу определенных исторических и социальных условий, структура организации должна быть преобразована в более демократическую – широкое общественное движение, которое предполагает максимальную открытость. Двойственность идейных установок и практических методов их осуществления заложило грядущее дробление и разнонаправленность учения и деятельности конкретных течений, объединений и групп последователей рериховского движения. В четвертом параграфе «Специфика проявления рериховского движения в России на рубеже ХХ-XXI веков» рассматривается третий период (1991-2004 гг.), который является определяющим в развитии движения и отличается особой сложностью развития. Хотя идейно-теоретические основы и цели движения остаются неизменными, опирающимися на гуманистические идеалы, но средства их достижения меняются. С одной стороны, имеет место тенденция превращения движения в некую исключительную религию, со своей иерархической культовой системой, с другой – стремление представить его только как культурно-этическое учение, способное стать мировоззренческой базой для будущей «духовно-экологической цивилизации». Как показали исследования, произошли значительные изменения и в структуре движения. С одной стороны оно стало экономически и социально адаптированным. Произошло укрепление сети организаций, которые налаживали многообразные связи и устанавливали контакты с властными структурами, привлекая к своей деятельности ученых и представителей культуры. С другой – внутри целостной внутренней иерархически выстроенной системы произошли сложные процессы дезинтеграции, которые привели к образованию нескольких самостоятельных центров, ведущих свою независимую политику. В результате этого в последнее десятилетие ХХ века движение утратило свою первичную однородность и разделилось на несколько течений. Из всего многообразия их проявлений, автор исследования выделяет несколько групп: -организации и общества, опирающиеся только на учение Рерихов, считая его философско-этической системой и ведущие культурно-просветительскую и научно-педагогическую деятельность. К ним относятся, прежде всего, МЦР, организованный на его базе Международный Совет Рериховских организаций (МСРО) и входящие в него отделения и центры, а также организация «Международная лига Культуры»;Вторая глава «Новые религиозные движения, возникшие на основе учения Рерихов в современной России» состоит из четырех параграфов, в которых рассматриваются та группа неорелигиозные движений, для которых доктрина Рерихов становится своеобразной базовой идеей, но дополняется или переосмысливается в разнообразных формах неомистического, теософского, оккультного характера. В первом параграфе «Основные особенности и классификация неорелигиозных движений, возникших на основе учения Рерихов» автор, рассматривая учения и движения, дает их классификацию выделяя ряд особых типологических признаков. Большинство учений, претендующих на продолжение рериховской традиции, по мнению автора исследования, можно разделить на две группы. Первую группу составляют движения, которые в своих вероучениях или апеллируют к основным теософским идеям рериховского учения, или развивают отдельные его направления. К таким движениям относятся «Рикла» (Украина), «Алетейя» (Тюмень, рук. Лев и Лариса Новочихины), «Звезда Востока» (Москва, рук. З.В. Душкова), движение «Иванов Стотысячных» (Москва, рук. Алена Сандрова). Вторую группу представляют учения, авторы которых считают себя продолжателями оккультно-теософской традиции, но, по сути, создавали новые религиозные доктрины неовосточного, неоязыческого, псевдосциентистского толка. На базе этих учений образовывались организации, а иногда целые движения, такие как «Калагия» (рук.А.П. Наумкин), «Exodus» (Санкт-Петербург, рук. В. Кузнецова), «Радастея» (рук. Евдокия Марченко). Во втором параграфе «Неорелигиозные движения, развивающие некоторые теоретические и практические установки доктрины Рерихов» Среди большого разнообразия таких учений, автор исследования выделяет доктрину З.В. Душковой, изложенную в ряде книг, в том числе программном произведении «Учение Сердца» и возникшего на его основе движения «Звезда Востока», а также небольшие неформальные группы «Рикла» (Украина), «Алетейя» (Тюмень, рук. Лев и Лариса Новочихины). Как показало исследование, учение З.В. Душковой, являясь продолжением теософской традиции и оккультно-мистическим по своей сути, развивает это религиозное направление и разрабатывает новые мировоззренческие идеи социальной и космической эволюции человечества в переходную эпоху. При этом оно апеллирует к «каноническим» текстам «Агни-Йоги» Рерихов и «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской. В феноменологическом плане представляет собой эклектический вариант теософской традиции с синкретическими заимствованиями из христианства. Данное учение развивает одну из основополагающих идей рериховской доктрины, изложенной в книге «Сердце», считая ее наиболее важной в современной социокультурной ситуации. Учение отличает этическая и гуманистическая направленность, необычный способ мышления и яркая форма изложения. Преемственность рериховской традиции обеспечивает ему относительную самостоятельность и внутреннюю целостность. Организация «Звезда Востока», созданная на основе данной доктрины, определяет себя в качестве культурно – просветительской. Рассмотрев особенности учения Рикла, следует отметить, что его основные теоретические установки во многом совпадают с идеями учения Рерихов, и, прежде всего с той его частью, которая связана с практиками, которые можно квалифицировать как оккультные. Называя свое учение «Новейшим Заветом», данным в особое время - эпоху Огня, Рикла, с одной стороны претендует на продолжение рериховской традиции, с другой – вносит свое собственное видение современной ситуации. По мнению автора исследования, группу Рикла можно отнести к харизматической, в которой центром и притягательной силой является лидер, объединивший вокруг себя наиболее верных своих приверженцев. Они и составляют ее эзотерическое ядро, организованное по строго иерархическим принципам. В группе отсутствует формальные признаки организации: членские билеты, своя особая атрибутика и символика (кроме рериховских), но жизнеспособность ее обеспечена идеей осуществления «особой миссии». Движение набирает силу и, учитывая те задачи, которые ставят перед собой приверженцы рериховского учения – «подготовка своих тел и Земли к трансмутации огненных энергий», число ее сторонников будет расти. В третьем параграфе «Неоязыческие псевдорериховские движения» автор исследования рассматривает те учения и движения, которые, опираясь на рериховские идеи, создали свои радикально обновленные доктрины понимания природного мира и человека, их происхождения и генезиса, при этом апеллируя к полузабытым символам и образам архаических цивилизаций. К этому направлению относятся современные вероучения языческого толка недавнего происхождения, содержательное ядро которых можно обозначить как «языческий гностицизм». К данному направлению автор исследования относит движение «Exodus» (Санкт-Петербург, рук. В. Кузнецова), На основании проведенного анализа основных положений учения и мировоззренческих особенностей, автор исследования приходит к выводу о том, что лидер данного движения хотя и заявляет о преемственности к оккультно-теософской традиции, а своими духовными наставниками называет Е.П. Блаватскую и Е.И. Рерих, на самом деле не имеет ничего общего с ними и представляет вариант того крыла религиозных движений «Новой Эры», которые строят свои доктринальные разработки на основе неомифологических представлений, имитирующих архаические космогонические мифы, а имена Рерихов используют для придания своей доктрине определенного имиджа. Движение имеет ярко выраженную мистическую направленность, связанную с эсхатологическими ожиданиями, строго установленными правилами и формами культовой практики. В данном движении прослеживаются явные тенденции к образованию секты, несущей в себе черты жесткой иерархической структуры, состоящей из авторитарного лидера, провозгласившего себя «живым Богом», и так называемых «избранных» или «достигших». Тотальное подчинение этим лидерам достигается применением специальных психотехник, в виде медитаций, просматривания видеозаписей с выступлениями «Богини-Валентины». В четвертом параграфе «Псевдосциентистские движения» автор рассматривает группу отечественных НРД, также апеллирующих к именам Рерихов, но по сути являющихся псевдосциентистскими. Они интерпретируют научные теории, гипотезы в свете современных религиозных концепций для обоснования своих мистифицированных картин мира и проектов его радикального преобразования. К таким учениям, по мнению автора, относятся «Калагия» и «Радастея», в концептуальных построениях которых используются ссылки на новейшие научные представления об энерго-информационных процессах с мистическим обоснованием этих теорий фрагментами похожих идей, обнаруживаемых в учении Рерихов. Исследование, проведенное автором, показывает, что связь с учением Рерихов в данных учениях чисто формальная. Е. Марченко, как и А. Наумкин, создают доктрины по своей сути противоположные рериховской. Их особенностью является мистико - физикалисткий подход к самым важным проблемам человеческой духовности. Не чувственное познание мира, а предельная схематизация и символизация мира, перевод всего огромного опыта, накопленного человечеством на язык предельно абстрактных терминов и схем, максимально приближенных к языку компьютерного программирования. Крайняя степень «онаучивания» основных духовных принципов и поисков смыслов приводит к нивелированию самого понятия духовности и антропологического статуса человека Организационная структура подобного рода движений строго иерархична, с тенденцией к авторитарности и нетерпимости к инакомыслию. В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, рассматриваются перспективы развития рериховского движения в современной России. | ||
![]() |
|