Владимир Чернявский
03.06.2017, 08:32
Выставка «Философский пейзаж»
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/Tibet.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/Tibet.jpg)
Н.К. Рерих. Тибет. 1936. Государственная Третьяковская галерея
9 июня, в 15.00, состоится открытие выставки «Философский пейзаж». Экспозиция посвящена идеям русского космизма в отечественном искусстве. Она приурочена к 100-летию первой выставки Общества имени А. И. Куинджи и её тема раскрывается на основе произведений А. И. Куинджи и его учеников.
В пейзаже художник постигает мироздание, в русском искусстве элементы пейзажа присутствуют в иконах как символическое обозначение пространства повествования. Пейзажная живопись конца XIX – начала XX века открывает новые смыслы в привычных природных мотивах. Художники-символисты обращаются к вечным темам духовных исканий и к осмыслению пространства. Пейзажная мастерская Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, профессором которой был А. И. Куинджи с 1894 по 1897 годы, воспитала художников с оригинальным взглядом на мир: Н. К. Рериха, К. Ф. Богаевского, А. А. Рылова, А. А. Борисова, В. И. Зарубина, Е. И. Столицу, Г. О. Калмыкова и других.
Теургические мотивы в изображении неба можно увидеть в творчестве А. И. Куинджи и его учеников. Цветовые и световые контрасты, обобщённость природных мотивов продиктованы не только тенденциями эпохи, выразившимися в возросшей роли декоративного начала. Особая роль света, оживляющего пейзаж, отражает стремление показать его не только как физическое, но и как духовное явление.
Образы природы, ставшие источником для философских концепций, отразились в единстве микро- и макрокосмоса в творчестве художников-космистов. Художественное воплощение русского космизма можно будет увидеть в работах Б. А. Смирнова-Русецкого, последователя Н. К. Рериха, обращавшегося к метафорическому прочтению пейзажа.
В экспозиции будут представлены произведения из фондов Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, документы и редкие издания из фондов Музея-института семьи Рерихов и Библиотеки Российской Академии наук.
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/elbrus-moonlit-night.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/elbrus-moonlit-night.jpg)
А.И. Куинджи. Эльбрус. Лунная ночь. 1890–1895. Государственная Третьяковская галерея
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/desert-tale-1903.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/desert-tale-1903.jpg)
К.Ф. Богаевский. Пустыня. 1903. Государственная Третьяковская галерея
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/001130002.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/001130002.jpg)
А.А. Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897. Государственная Третьяковская галерея
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/Kanchendzhanga.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/Kanchendzhanga.jpg)
Н.К. Рерих. Канченджунга. 1936. Государственная Третьяковская галерея
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/SR401.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/SR401.jpg)
Б. А. Смирнов-Русецкий. Белое и чёрное. Зимний пейзаж. 1967. Цикл «Прозрачность». Частное собрание, Москва
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/Tibet.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/Tibet.jpg)
Н.К. Рерих. Тибет. 1936. Государственная Третьяковская галерея
9 июня, в 15.00, состоится открытие выставки «Философский пейзаж». Экспозиция посвящена идеям русского космизма в отечественном искусстве. Она приурочена к 100-летию первой выставки Общества имени А. И. Куинджи и её тема раскрывается на основе произведений А. И. Куинджи и его учеников.
В пейзаже художник постигает мироздание, в русском искусстве элементы пейзажа присутствуют в иконах как символическое обозначение пространства повествования. Пейзажная живопись конца XIX – начала XX века открывает новые смыслы в привычных природных мотивах. Художники-символисты обращаются к вечным темам духовных исканий и к осмыслению пространства. Пейзажная мастерская Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, профессором которой был А. И. Куинджи с 1894 по 1897 годы, воспитала художников с оригинальным взглядом на мир: Н. К. Рериха, К. Ф. Богаевского, А. А. Рылова, А. А. Борисова, В. И. Зарубина, Е. И. Столицу, Г. О. Калмыкова и других.
Теургические мотивы в изображении неба можно увидеть в творчестве А. И. Куинджи и его учеников. Цветовые и световые контрасты, обобщённость природных мотивов продиктованы не только тенденциями эпохи, выразившимися в возросшей роли декоративного начала. Особая роль света, оживляющего пейзаж, отражает стремление показать его не только как физическое, но и как духовное явление.
Образы природы, ставшие источником для философских концепций, отразились в единстве микро- и макрокосмоса в творчестве художников-космистов. Художественное воплощение русского космизма можно будет увидеть в работах Б. А. Смирнова-Русецкого, последователя Н. К. Рериха, обращавшегося к метафорическому прочтению пейзажа.
В экспозиции будут представлены произведения из фондов Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, документы и редкие издания из фондов Музея-института семьи Рерихов и Библиотеки Российской Академии наук.
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/elbrus-moonlit-night.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/elbrus-moonlit-night.jpg)
А.И. Куинджи. Эльбрус. Лунная ночь. 1890–1895. Государственная Третьяковская галерея
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/desert-tale-1903.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/desert-tale-1903.jpg)
К.Ф. Богаевский. Пустыня. 1903. Государственная Третьяковская галерея
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/001130002.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/001130002.jpg)
А.А. Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897. Государственная Третьяковская галерея
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/Kanchendzhanga.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/Kanchendzhanga.jpg)
Н.К. Рерих. Канченджунга. 1936. Государственная Третьяковская галерея
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20170602/SR401.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20170602/SR401.jpg)
Б. А. Смирнов-Русецкий. Белое и чёрное. Зимний пейзаж. 1967. Цикл «Прозрачность». Частное собрание, Москва