«Самым сложным тематическим разделом его творчества, будет, конечно, раздел - этики. Строго говоря, этика - основная тема художника. Она проходит через все жанры - от портрета до пейзажа включительно. Именно эта тема определяет идеологическую основу творца. Просвещенный гуманизм, справедливость, братство народов и твердая вера в светлое будущее человечества - режиссируют симфонией красок Святослава Рериха. Широта взглядов и непредубежденность в подходе к разнообразным проявлениям человеческого духа позволяют художнику проникать в человеческие сердца, минуя преграды рас, национальностей, религий и мировоззренческих традиций. Искусство Святослава Рериха сближает людей в их лучших чаяниях, в общей вере в торжество Красоты и Правды. Философские, литературные, бытовые, мифологические, религиозные сюжеты одинаково доступны художнику. Он трактует современную народную жизнь Индии, обычаи старины, ведическую и буддийскую философию, восточную и западную мифологию и религиозную тематику. Художник не признает противоречий между хорошим, к каким бы эпохам и народностям оно не относилось. Эти противоречия складываются условностями и спокойно с ними отбрасываются. Вместе с тем, Святослав Рерих не признает и компромиссов. Если ему ни в чем не мешает добро, то везде, где бы оно ни таилось, препятствует зло. Он подчеркнуто обостряет непримиримость Света и Тьмы и ищет наиболее выразительные средства для ее живописного воплощения. Искусство и этика в творчестве Святослава Рериха неразрывно связаны между собою, и являют одно целое. Разбирать, что и как им создано, не задумываясь, для чего оно создавалось, - значит, закрыть глаза на внутренний мир художника, на саму сущность его творчества. В этом свете следует подходить и к тем его произведениям, характер который часто определяют распространенным, но мало говорящим понятием - символизм. Конкретизация человеческих чувств, идей и интеллектуальных стимулов - сложная задача. Изобразительное искусство не имеет ее готовых решений, и многие сторонятся связанных с нею трудностей. Искусство Святослава Рериха свободно от такой боязни. Останавливаясь у некоторых его картин, ловишь себя на мысли - не недооценивает ли иногда реалистическое искусство, воспитанное в боевых прогрессивных традициях, значение одной из самых решающих битв - битвы человека с самим собою? Ведь тот, кто не поднимал меча на поле боя, именуемом человеческой душой, еще не готов для сражений на поле, именуемом "человеческое общество"».
(П.Ф.Беликов. Творчество Святослава Рериха // Непрерывное Восхождение, Т. I. С. 247-24