В Царицыне покажут полотна мастеров Возрождения и русскую классику из частного собрания Название выставки «Грани старой коллекции» как нельзя лучше характеризует собрание, принадлежащее правозащитнику, бывшему политзаключенному и диссиденту Сергею Григорьянцу. Во-первых, оно действительно старое: ведет свою историю с середины XIX века, что для России редкость — коллекций, которые смогли пережить все смуты и невзгоды последних полутора столетий, у нас очень мало. Во-вторых, коллекция очень разнообразная, в ней представлены практически все возможные направления, жанры и техники, от рукописей и фарфора до живописи старых мастеров и русской классики. Это отчасти объясняется тем, что многие работы попадали в собрание от родственников, а все они интересовались разным искусством. «Не могу сказать, что для меня существует какая-то одна самая главная часть собрания, все вещи в коллекции для меня важны, — рассказал “Пятнице” Сергей Григорьянц. — Я стараюсь, чтобы в каждой ее части были знаковые работы». Но любимцы у собирателя все же есть — это старые мастера. Среди шедевров — диптих «Благовещение» Фра Беато Анджелико. Художник Раннего Возрождения, бывший одновременно доминиканским монахом, не раз изображал сцену явления архангела Гавриила Деве Марии с благой вестью (одно из самых известных его «Благовещений» находится в мадридском музее Прадо). Композиционно все его работы на эту тему похожи. Мария в голубом одеянии сидит на стуле в правой части диптиха, и на нее устремлен луч божественного света (можно рассмотреть голубку, словно плывущую по этому лучу в сторону Марии), архангел в алых одеждах в левой части диптиха стоит перед будущей Богоматерью, преклонив колено. Эта работа, по словам Григорьянца, появилась в его собрании около десяти лет назад. Несмотря на то что у некоторых московских музейных экспертов атрибуция этой работы вызывала сомнения, диптих стал частью выставки работ Фра Анджелико в нью-йоркском Метрополитен-музее. В Царицыне можно будет увидеть и рисунок с изображением Иоанна Крестителя, который приписывается школе Леонардо да Винчи. «Не такой, как в Лувре, где святой изображен с поднятой рукой и перстом, указующим на небеса, а как в галерее Боргезе, где рука Иоанна опущена и он держит в ней чашу», — поясняет Григорьянц. Впрочем, коллекционер не гонится за именами, и на выставке покажут работы пусть и менее известных, но не менее важных и изысканных мастеров. Среди них полотна Рафаэллино дель Гарбо, еще одного флорентийского живописца Раннего Возрождения, а также рисунки школы Пармиджанино. Будут здесь и вещи русских художников: например, портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Георга Христофора Гроота, одного из самых востребованных при русском дворе портретистов, которому охотно позировали особы императорской фамилии и русской знати. А также вещи начала ХХ века, в основном доавангардного периода: Рерих, Врубель, Борисов-Мусатов, Лансере, Бакст. Наконец, третий раздел выставки посвящен декоративно-прикладному искусству. И здесь тоже не обошлось без редкостей. В собрании хранится первый образец русского фарфора — примитивистская статуэтка, изображающая наяду с весьма суровым выражением лица верхом на льве, свирепо разинувшем пасть. Она была сделана в середине XVIII века Дмитрием Виноградовым, соучеником и другом Ломоносова, а также создателем первой в России фарфоровой мануфактуры (позднее превратившейся в Императорский фарфоровый завод). 10 ноября — 10 марта, Екатерининский зал Большого дворца, www.tsaritsyno-museum.ru
Коллекция Сергея Григорьянца: увидеть недоступные шедевры
Неизвестный художник. Прижизненные портреты Моцарта и Сальери. XVIII в.
С 10 ноября посетители музея-заповедника «Царицыно» смогут увидеть то, что еще недавно было доступно лишь узкому кругу знатоков и специалистов: в Большом дворце открывается выставка «Грани старой коллекции. Из собрания Сергея Григорьянца. Живопись. Графика, декоративно-прикладное искусство XII – начала XX века». Сергей Григорьянц - известный московский коллекционер, литературовед, журналист и общественный деятель, обладатель уникального собрания шедевров. Впервые он предоставит широкой публике возможность увидеть более 400 раритетных произведений русских и западноевропейских мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства из своей еще более обширной коллекции. Выставка будет состоять из двух разделов. Первый посвящен русскому искусству (впервые экспонируются известные лишь узкому кругу знатоков работы Брюллова и Айвазовского, Боровиковского и Репина, Сурикова и Серова, Коровина и Кустодиева, Рериха и Врубеля, Борисова-Мусатова и Лансере, Кандинского и Малевича, Сарьяна и Бакста, - порой неожиданные, иногда совершенно меняющие общепринятое мнение о художнике). В разделе «западноевропейское искусство» будут представлены работы различных художественных школ Италии, Франции, Германии, Австрии, Англии и других стран – от Рафаэля и Микеланджело до постимпрессионизма. Живопись и графику органично дополнят работы мастеров декоративно-прикладного искусства и скульптуры из России, Италии, Франции, Германии, Англии, Чехии, Испании, Швеции. Это уникальные по своей красоте произведения из стекла и фарфора, серебра и бронзы, дерева и слоновой кости, камня и гипса, эмали и ткани.
В начале 2013 года, объявленного Годом Нидерландов в России, выставка пополнится разделом голландского и фламандского искусства XVII – первой половины XVIII века из собрания Сергея Григорьянца.
Для посетителей выставка будет открыта с 10 ноября 2012 года по 10 марта 2013 года .