Интересная статья.
http://typo38.unesco.org/ru/cour-09-...09-2007-9.html У-Так Ки: к созданию всемирной философии © UNESCO/Michel Ravassard
У-Так Ки (Республика Корея)
Философам еще предстоит "оздоровить человечество" - таково мнение У-Так Ки, философа из Южной Кореи. Он выступает за создание всемирной философии для всемирного сообщества. Такая философия могла бы играть важную роль в поиске универсальности в мире культурного разнообразия.
Есть ли иной период в истории духовного развития человечества, сопоставимый с нашей эпохой, когда философы так мучительно пытаются разрешить проблему сущности человека? Преступления, ставшие в наши дни следствием безразличия к человеческой жизни, - ужасы 11 сентября 2001 года, недавнее массовое убийство в Вирджинском политехническом институте, все новые угрозы применения атомного оружия, почти ежедневные напоминания о продолжающейся ужасающей резне в Ираке - все эти проявления жестокости в обращении человека с человеком недопустимы в нашем цивилизованном обществе XXI века. Философы призваны дать объяснение причинам таких трагедий. Ведь человеческая жизнь бесценна - будь это наша собственная жизнь или чья-либо другая. Убийство человека - это последний шаг на пути к уничтожению человеческой сущности и бесповоротному отрицанию мира.
Мы не можем отделаться от мысли, что причина этого самоуничтожения человечества кроется в двойственности самой сущности человека. Двойственности, которая с одной стороны характеризуется неустанным желанием человека делать добро, а с другой - подталкивает его на поиск "крайнего зла". Отсюда следует, что одним из средств избавления от болезней нашей эпохи является "оздоровление сущности человека".
"Не делай другому того, чего себе не пожелаешь", - учил Конфуций. "Всегда поступай так, чтобы человечность в тебе стала целью, и никогда - средством", - добавил Кант. Эти заповеди - свидетельства признания благородства человеческой сущности и заслуженного уважения к ней.
© UNESCO/Sejung Kim
Человечество мечется между божественным и животным состоянием
Оздоровление человечества Секрет оздоровления человеческой сущности не поддается разгадке в силу неопределенности положения самого человечества где-то между божественным (т.е. духовным) и животным состоянием. Вот почему современный человек должен подавить в себе животные (плотские) инстинкты и стремиться к духовной чистоте, поддерживая при этом внутреннюю гармонию и периодически обращаясь к размышлениям о человеческой сущности.
Философия, имеющая целью "оздоровление человечества" через воспитание в нем духовности, должна указать нам путь к всеобщему миру. Суждено ли логике "сообщества граждан мира", которую чуть более двух столетий назад проповедовал Кант в своем трактате "К вечному миру", так и оставаться всего лишь идеей, вечной и неосуществимой мечтой, рожденной воображением? В разрешении конфликтов между различными человеческими культурами ни религия, ни политическое руководство не играют решающей роли. Только философы способны предложить подходы к их решению. Это они должны разработать и вооружить жителей "глобальной деревни" философией универсальности, призванной препятствовать возникновению войн, содействовать уважению права личности.
Для создания всемирной философии необходимо сначала разрушить стену, разделяющую философские воззрения Востока и Запада, содействовать взаимопониманию и взаимообмену между этими двумя столь различными культурами. Необходимо добиться полного слияния ценностей, присущих восточной и западной культурам. Поясню: западные ценности превозносят либерализм и индивидуализм, в то время как восточные стоят ближе к коллективизму и общинному сознанию. Однако такой двузначный - несколько упрощенный - анализ постоянно нуждается в уточнении, поскольку ценности Запада также включают и некоторые чисто восточные признаки. С другой стороны, среди признаков, характеризующих ценности Востока можно также обнаружить и западные элементы.
© UNESCO/Sejung Kim
Философия должна оздоровить человечество
Против философской исключительности Мне думается, что на начальных этапах разрешения межкультурных конфликтов необходимо трудиться над созданием паназиатской, а на ее основе - всемирной философии. С этой целью три страны восточной Азии - Китай, Корея и Япония - должны будут работать над созданием общей культурной среды и совместно изучать средства, облегчающие понимание ценности для современного мира идей, заложенных в блистательном наследии конфуцианской культуры, отраженных в учениях Конфуция и Мен-цзы.
Раскрытие универсального характера философии опирается на теорию "глобальной деревни", необходимой для построения всемирной общины. Действительно, гигантский прогресс информационных технологий и транспорта, обрушившаяся волна глобализации - все это разрушило крепостные стены, защищавшие устои национализма и регионализма. Нам необходима философия, соответствующая новой информационной цивилизации, в которой расширение процесса глобализации и универсальности культуры воспринималось бы как событие, примиряющее современные философские воззрения. Вслед за этим в "глобальной деревне" культура и знание станут частью единой системы. А в этом и состоит предназначение всемирной философии.
Ее роль будет заключаться прежде всего в поиске единства и гармонии, которые помогут людям преодолеть антагонизмы и столкновения культур и в поисках универсальности в мире культурного разнообразия не отдавать предпочтения той или иной философии, религии или культуре.
У-Так Ки, профессор Университета Хонг-Ик, Сеул, Республика Корея