Banned Рег-ция: 03.04.2008 Сообщения: 1,014 Благодарности: 5 Поблагодарили 55 раз(а) в 46 сообщениях | О Е.П.Блаватской и теософах О Е.П.Блаватской и теософах Ниже приведены фрагменты записей из тетрадей Е.И.Рерих, касающиеся Е.П.Блаватской и теософов. М. 5 ч.д., 26-е мая 1922 — Даже в спокойном состоянии Блаватская часто не могла схватить показанное. М. 9 ч. в., 8-е авг. 1922 — Сравни отношение к Блаватской. — Но ее (Бл.) огонь горел. — Я не указал ее (книга A.B. "Talks to the class"). — Но предмет многосторонен. — Не надо тусклые видения в вину ставить. — Вы уже знаете, теософическое общество скоро закроется. — Ее (Бл.) свет не погаснет! М. 15-ое дек. 1922 — Урусвати хотела знать врага Блаватской. — Он другой. — Черное Братство повторяет во всем Нас – и числом, и степенью, и учением, но результат лишен чуда. М. 2-ое марта 1923 — Теперь поговорим о книге Bailly. — Не суждено описать Братство. — Нарушаются последние заветы Блаватской. — Как слепой может описать цвет яблони или высоту башни? — Истинно говорю, легче Шафран увидеть, нежели Bailly. — Там, где испепелилось сердце, там порваны струны. 18.III.1924. Блаватская старалась, но портрет вышел плох, так же и в Америке. 29.V.1924. Разница между Блаватской и Безант: насколько Блаватская была часто близка гармонии и лишь её несчастная ярость раздирала её тело, настолько Безант одним каналом проводит политическую конъюнктуру. Вот уже двенадцать лет как политика нарушила гармонию. Не надо забывать, что политика не должна отрываться от жизни. Пробыв семь дней в А[дьяре], все поймете. <...> Как можно приблизить космические условия к возрасту, если раньше 50 лет никто к Нашей работе не приобщается? Есть инструменты, но созидательная работа Нашего плана начинается позже. Разница в том, что она (Блаватская) раньше сознавала резкую разницу личных поступков от руководства, но потом она объединила оба сознания в одном. 2.VI.1924. Ты спрашиваешь о Блаватской, но вся медицина Братства не могла остановить разрушение, и последствием было ненужное воплощение. Надо было изжить остаток Тамаса, который усложняет её астральное тело. Можно легко избежать новое воплощение. Источник качества важен. 29.VIII.1924. Можно найти аналогию с Блаватской. Указанное перерождение было произведено экстренными мерами, но не дало желательных следствий. Предполагалось изменить состав крови, чтобы дать возможность закончить задачу. По двум причинам эффект воздействия оказался кратковременным. Первое – сверхъестественное воздействие усиливает судороги больных членов. Вторая – употребление наркотиков совершенно пагубно. В этом случае курение иногда вреднее спирта. Конечно, когда организм воспринял никотин, довольно трудно бороться среди битвы. Можно все понять, но в результате труд остается поврежденным. (На мое замечание, что Блаватская на высказываемое удивление окружающих по поводу ее курения отвечала, что М.М. понимает и знает). Потому, Целитель, скажи болеющим: употребление вина наполовину уменьшает вашу удачу, принятие наркотиков унесет три четверти жизнеспособности. Конечно, Моя аптека не годится для наркотиков. Прежде восприятия лекарств нужно три года провести среди праны. Воздействие на Блаватскую состояло в координации белых шариков с эманацией центра чаши. Это дало легкость восприятия намерений людей, так как это помогало отвечать по существу, не затрагивая лишнюю мозговую энергию. Но в результате центр чаши поглотил много белых шариков, и организм должен был их усиленно вырабатывать, отнимая силы от нездоровых членов, которые были ослаблены никотином и морфием. И потому очень предупредите будущих пациентов. 6.X.1924. Очень надо проверить книги по теософии. Бл[аватская] одна знала. Путь Б[езант] другой. Научно докажем многое. Урусвати права, время лекций миновало, теперь нужна работа в лабораториях. В Адьяре пустые стены. Не на Нашем пути (Адьяр). Увидите и судите. 16.XI.1924. — Может быть, в Адьяре подчеркнуть наше уважение к Блаватской? — Не надо делать врагов. Картина Фуямы достойным образом укорит. Говори обо Мне. К сожалению, вы правильно догадываетесь об использовании статей и рукописей Блаватской. — Это преступно, и в то же время такое человеческое, кто лишен его? 19.XI.1924. — Мне кажется, что М.М. говорил с Блаватской по-русски. — Да, конечно. Английский был неважен, а санскрит совсем плох, но зато был русский. Мой Друг, конечно, не мог учить по-английски и первое время довольствовался выражениями готовности ученика. — Но Махатма Koot Hoomi прекрасно знает английский язык. — Да, но Блаватская не знала. Но у Нас есть другой язык, но не первый месяц. Да, конечно. — Сколько лет была Блаватская в Братстве? — Три года. — Судя по указаниям в книгах, гораздо больше. — Была в контакте. — Совершенно непонятно, как один человек мог собрать все сведения, заключенные в Secret Doctrine? — Мы указывали область, она сама писала или просила друзей. — Которые страницы написаны М.М.? — Узнаешь, конечно. Даже скоро. — Тяжело читается сравнительный символизм. — Но бывает нужен. 25.XI.1927 Почему я, носительница такого великого поручения, лишена писательского таланта? Надо понять чувство синтеза, это качество было у Сергия. Когда приходит срок очищения Учения, тогда необходимо проявить не специальность, но синтез. Сейчас нужна особая честность синтеза, и без нее нельзя зажечь первый огонь храма. Но Блав. была гораздо лучше вооружена, нежели я, вспомним все ее дарования. Нет, в тебе столько дарований, что проявление одних нанесло бы ущерб убедительности синтеза. 12.I.1928 Нас часто спрашивали о смерти Упасики. [Блаватская] Неужели нельзя было отложить ее уход до полного окончания книг? Так спрашивают близорукие, не могущие охватить все надземные обстоятельства. Нужно указать, что после этого срока Упасика снова подверглась бы нападкам. Также была бы упущена возможность удачного воплощения по времени и по месту. Мы не покидаем Наших собратьев. Мы взвешиваем удачные возможности и противополагаем их очевидности. Сеятель может менять пашни, не теряя своей полезности. Также Наши собратья могут менять поле работы, когда знают, как их близкие неусыпно следят за их творческой работой и стремлением духа. Мы были бы жестоки, связав Упасику обязательством остаться в несчастных условиях. Наоборот, Мы искали удобное стечение обстоятельств, чтобы не задержать движение этого духа. При истинном сотрудничестве каждый собрат должен знать, что ему выбирают лучшие возможности. Это знание должно быть ему опорой во всех трудностях. Это обязательство Общины. Может ли воплощенный знать одиноко, когда он начал или кончил что-то? Знать о себе невозможно в темной оболочке. Многие существования ткут одну полосу сознания и нужно предоставить верным собратьям установить час, когда лотос раскрылся. Они могут решить приложимую целесообразность, и в этой воле и в глубине доверия лежит одна из побед кармы. <...> Учит. раньше говорил, что здоровье Блав. было настолько расшатано приемами наркотиков, что вся медицина Бр. не могла спасти ее и в результате остался неоконченный труд. Это верно, нельзя было бы задержать более двух месяцев, но тогда был бы упущен удачный срок. 07.V.1928 Была ли Блаватская Агни Йогом. Не сознательно. Не понимаю, почему я могу называться Матерью Агни Йоги? Но теперь йога получила форму, и давно ты обещала принести себя ей. 12.VII.1928 В письмах Махатм есть место, где указано, что утверждения Блав. были справедливы, хотя они шли в разрез с мнением В. Ser. [Serapis] Нужно было еще более утвердить ее авторитет. Явление Блаватской пример одиночества. 18.VII.1928 Как диктовалась Secret. Doctr.? Диктование Блаватской обычно сводилось к указыванию материалов. 09.VIII.1928 Сейчас уже на границе основания города Знания. Полезно было бы мне знать хотя бы основы химии. Предпочитаю без основ химии, но с чувствознанием. Во что вылились основы Безант?! Безант изучала химию. К сожалению она рассыпала жемчуг. Но ведь она была избрана Учителями? И Олькотт тоже. А вдруг и мы рассыплем доверенное нам? Но у вас есть чувство красоты, только чувство красоты дает синтез — довольно. 30.VIII.1928 Свят. [Люмоу] кроме S. D. и Letters of M. не может ничего др. читать. Хвалю, именно огонь духа подскажет, где Истина. Иначе должно читать все размышления человечества. Бл. писала S. Doctr. на основании писем Учителей? Да и на советах. Могли бы не спешить, но тело Упасики не могло жить. Если бы я ушла теперь, то дела немного пострадали бы? Даже погубила бы. 30.IX.1928 Будет ли Уч. помогать группе Landsburу? [Лансбери] Это может Урусв. и Упасика. 27.XII.1928 Приезд в Кулу и Нагар-Манор. Посмотрите внимательно и сравнивайте намеченные места. Тангу можно считать равноценным Сандапху.(?) Но и здесь есть качества. Ранее осмотритесь, не приходя в расстройство, тогда поговорим о других местах, но кроме Альморы. Но в каждом месте есть свои неудобства и не вижу, чем здесь труднее, нежели в Сандахпу.(?) Перечислю по трудностям. — Согласен, что место в Непале труднее и его можно сохранить в программе. Но кроме Даржилинга и Кулу нет плодоносных мест около Гималаев. Но там (Дарж.) монсун слишком велик, потому обождите хотя бы три дня, прежде чем впадать в нервное состояние. Теперь даже Ладак не удовлетворил бы. Но мы так восхищались Канченжунгой и тибетск. степью! Но именно теперь особенно порицали Дарж. Но для Меня главное не видеть раздражения, ибо начало космических терафимов очень удачно. Несколько опасаюсь настаивать на месте, ибо тогда совсем не будет вашего выбора. Также и Блаватской было предоставлено три места. Из Кулю утвержу после вашего предположения. Но для Нас Кулю и Сандапху равноценны — одно по току через Чанг-Танг — другое через Кайласу. Прекрасно понимаете, что осталось всего несколько миль для наблюдений и потому нет места для расстройства. Будьте уверены, что затраты возмещу. Поймите, как сказано, чтобы страх затрат не лишил вас силы. Теперь отдохните. Завтра все. Довольно. 04.I.1929 Как объяснит Учитель явление M-rs Holloway, были у нее открытые центры? Уже открывались, она могла достичь хороших результатов, но ей помешало непризнание иерархии. Не могла принять Упасику. Упасика была ее следующей ступенью. Непризнание иерархии вредило. Но сколько существуют йогов-индусов, кот. не близки Братству, тем не менее достигают открытых центров! Но каждый имеет своего Гуру. Но Я много раз предупреждал ее. Но вполне естественно, что она, будучи в состоянии видеть Владыку и слышать Его, предпочитала иметь Указания через Вас, почему должна была она иметь их через Упасику? Хотел утвердить Упасику — довольно. 23.I.1929 Что это за трубка, которую употреблял Владыка при приезде в Сикким и кот. упомянута в письмах Блаватской? Лучше назвать озонатором. 26.III.1929 Если сознание Бл. было слито с сознанием Уч., как могла она допускать такие ошибки, как привлечение Соловьева? Карма имеет значение, кроме того иуды облик знаком. Иуда был почтен казною. Блав. знала Соловьева и он нарушил ее связь с Россией. Несколько раз она решалась дать людям крайнюю возможность. 06.V.1929 Сравнивая огненные симптомы Упасики и Урусвати, можно уже составить понятие о воздействии пространственного огня на открытые центры. Так же сравнивая радужные искры лучей воздействия Учителя, можно видеть цепь единения. 08.V.1929 Был ли Suba Row учеником М. М.? Но он не удовлетворил своим восстанием против Упасики. 04.VI.1929 Что означают семь винтов вокруг Блав. во сне Ояны? Семь винтов творчества ее, больше взять не могла, но Урусвати утроит. Упасика вместила семь огней Знания. Но она дала S. Doct., ничего подобного я не смогла бы написать. Если было бы нужно, написала бы. Каждый меч имеет свою доблесть. 17.VI.1929 Мы долго ждали принятия. Но Блаватская тоже приняла все? Не все, семь огней только. Но, Владыка, Вы сами говорили, что путь Блаватской был гораздо тяжелее моего, в чем же подвиг мой? Подвиг не измеряется сравнениями. 26.VI.1929 Как могла Вахмейстер так писать Sinetty допускать возможность сознательного вымогательства со стороны Блав.? Не знала Чистоту Огня! 26.VII.1929 Не совсем уясняю себе, в чем заключается медиумизм? Поясню, медиум есть специализация, но для высшего проявления надо иметь синтез духа. Приоткрытие одного из центров? Да и известная односторонность. Медиум очень зависит от сил, направляющих его, и редко обладает высшими центрами. Которые считаются низшими? Не могу назвать низшие, но вернее центры не работают всеми огнями, но частично. Да, я знаю, что Учитель не ценит медиумов. Не доверяем. Мне казалось, что Блаватская в детстве была медиумистична? Мы ее спасли. Упасика могла бы легче пройти путь, поборов медиумизм. Медиумизм сложная страница. Есть ли это физическое наследие или тоже проявление духа? Комбинация духа и тела, но психодуховность отсутствует. Учитель много внимания уделял медиумизму. Изучал. Медиумизм нежелателен! Да, да, да. Много осложнений. Мы чтим высшее чувствознание и можем сообщать Наши сокровища только самым близким духам. 27.VII.1929 Медиум, истинно, не имеет открытых центров и психоглаз ему также недоступен в соприкосновении с высшими мирами. Человек ложно понимает силу медиума, и Мы часто скорбим, видя, как люди льнут к физическим явлениям. Упасика была медиумом и сама боролась со своим притяжением. Как магнит притягивает физическая материализация. Учитель тоже пользуется, но сознательно. Огромная разница. Мы также прибегаем к физическим явлениям, но случаи разновидны. Мы предпочитаем провод духа. И для сокровенных поручений пользуемся только проводом духа. Архат ждет иной раз столетия, чтобы дать сокровенное поручение. Огромное поручение Упасики неотрицаемо. Явление иных поручений требует особых комбинаций. Мы, Архаты, следуем принципу целесообразности. Твой опыт отличается не яркостью, но измерением космическим. 13.X.1929 Кто огненная Тара? Урусвати. Но как трудно только изредка и смутно видеть свою работу, хотелось бы иметь больше видимых результатов. Как узнавать? — Результаты видимых явлений Бл. являли губительное следствие. Если весь Космический Разум и чистый огонь невидимы, то как же дать духу это мощное напряжение ощутить! Но, Вл., можно же на ступени завершения выделять свободно Астрал, ментал. — Ступень завершения не разграничивает так Наши три тела. Мы судим лучше. Можно переменить путь проявлений, но сеть тогда тоже переменится. Яви себе справедливость. Владыка, мне кажется, что я слепая, глухая и немая, мне тяжко пребывать в бездействии. Путь завершения прекрасен, но нелегок. Чую твое сердце — сказал. 21.XI.1929 Сегодня у меня было страшное напряжение в голове. Большие Космические напряжения вызывают такое же напряжение, потому одел Модератор. Иначе сгоришь. Но Бл. не щадила себя. — Блав. очень повредила себе. Но должна была принять другое тело. — Зато она получила сильное молодое тело и могла в физическом теле прийти к Уч. — Мы не знаем, что лучше. Много огней сожгла она. 25.XI.1929 Вл., почему указано у Блав., [Блаватская] что Maytreya — последний Аватар седьмой расы? Ошибка — Я собираю шестую расу. — Символ новой планеты. — Как могли вкрасться такие ошибки? В Изиде тоже много ошибок. Но почему Вл. не указывал на эти ошибки. Указывал — но трудно перерождать инструмент. Но Вл. всегда мог исправить, так же как при наших сообщениях. Нет сравнения, трудно бывало исправить. — Сказал, что указывал. 13.I.1930 После проявления в Италии мыл руки. Какой энергией действовал Уч.? Психической энергией. Какая затрата! Большая. Но одну искру духа ценим больше феноменов. Как опред. эктоплазму, кот. видели медиумы? Химический состав функции организма. Влад., вы намеренно избрали для Блав. медиумистич. организм? Иначе нельзя было достичь признания. 28.X.1930 Неужели от Блаватской было скрыто, что она еще раз вернется на землю? Блаватская знала, что вернется. Но почему она отрицала это? Как бы приняли люди, если бы она не утверждала совершенство своего духа. Каждый несет ответственность за выданное. Мы не ответственны за каждый поступок (ученика). Когда Мы несем всю ношу планеты, Мы по закону не несем ответственность за каждый поступок (учеников). Созидания человеческие строятся на лживых иллюзиях, но высшие созидания едины в Истине. 12.II.1933 Как все не закончено в S. D.?! [The Secret Doctrine] — Ибо нужно было иметь еще два тома, но люди предпочли мучить Упасику вместо того, чтобы дать ей работать спокойно. Но разве нельзя было указать ей сосредоточиться на S. Doctr. и оставить другую деятельность? Но она стремилась к действию. Но даже Сергий не мог закончить монастырские школы. 05.III.1933 Был ли повинен Judge в подделке писем Махатм и др.? Такое сложное дело, но, конечно, он не подделывал. Но как мог Олькотт допустить эти обвинения? Но как Упасика звала Олькотт? 22.VII.1933 Вилла, о кот. рассказывается в Old Diary Leaves Олькотта. — Майа, конечно, Майа. Для трех человек не трудно дать Майю. Этим Адептом были Вы, Владыка? Да. Мы все время тогда разъезжали — таков был план Моего Друга... Какой чудесный план? Но я не согласен . . . . 06.VIII.1933 Слабоумие Безант не доказывает ли ярко, что контакт с Учителями не существовал? Да, кроме того, не полезны злые мысли. Кроме того можно видеть, как злоба и желание кого-то уничтожить неполезны. Какие скучные книги вторая и третья часть дневника Олькотта. Какая мелочность натуры автора, какое самомнение! И даже хуже! Вл., он многое оплакивает. Самомнение и там мешает. Вл., разве он не в Докиуде? Нет. Глупость удерживает от Света. Вл., он видел Вас и М. К. Х. перед смертью? Мы помогали, облегчали страдания по просьбе Блаватской. Но Judgе был лучше? Немного лучше, ибо лучше мыслил о Блаватской. Значит, закон Иерархии непоколебим и даже некоторые ошибки старших не должны быть обсуждаемы младшими, этим они осуждают себя на регресс? Да — спешу. 19.XI.1933 Что посоветует Вл. Ване Г. К.? Пошлите ему 100 рупий, но относительно здоровья плохо, ибо смятение и ожесточение плохие советники. Особенно опасно противопоставление одного Христа другому Христу. Христос один, великий, прекрасный, расчленение Его служит источником несчастья. Теософы только этим и заняты. Именно, и в этом смерть Теософического Общества. Кроме того, символ Христа, как прекрасный и вечный путь, не может быть символом укора и злобы. Можно понять Владык, как прибежище к восхождению, но ошибкой будет придавать критике одного из Владык. Все же теософы стараются всячески возвеличить Христа Иисуса. Наоборот, они гибнут в осуждении. Да, тех учений и писаний, кот. не исходят от них. — И всего. 20.III.1934 Конечно, огненное сознание родной Урусвати очистит весь облик Упасики своим жертвенным трудом. 21.III.1934 От лженаследников теософов вы еще услышите. Асеев должен их остерегаться. 12.VIII.1934 [apparently the following is about H.S.Olcott] Вл., не написать ли, что выражение “My child” было сказано иронично и потому стоит курсивом. Правильное и тонкое определение . . . Да ведь и английское определение scholar не означает еще ученого. Есть указание в письмах М. К. Х., [Mahatma Koot Hoomi] что он его отсылал в Адиар. Ибо он явит еще большее разложение. Он указывает, что вместe с Субба Роу он ездил к одному адепту Б. Бр. Напрасно. Но не Брату, просто Садху. Мне всегда казалось, что истинные Братья не могут жить долго среди людей и нашей отравл. атмосф. Конечно, невозможно жить в отравленной атмосфере при настоящем напряжении. Вл., Фр. Ла Дью видела М. Х. [Master Hilarion] в физическом теле? Нет — видела тонкое изображение М. Х. М. Х. в уплотнен. Астрале? Да, в уплотненном. 22.XI.1934 Вл., Кумар восемь, но почему Зеф. [Зефирот?] и [неразборчиво, возможно, «Пр»] 10? Восемь, ибо подразумевается космическое единение ([неразборчиво: «10» или «16»]). Огненные энергии — но Кумаров 8. Вл., почему в Т. Д. [The Secret Doctrine] [неразборчиво] значение Ж. Н. [или «Ж.П.», «Ж.Б.»]? Я бы написал иначе, я не все страницы диктовал. Нужно было беречь Упасику. Мы указывали Источники. 13.XII.1934 Вл., разве возможно исцеление больных, когда целитель пропитан курением. — Конечно, нет, но, кроме того, Рудникова и без курения не обладает этими психическими способностями. Ибо Рудникова неврастеник. Укажут на Блав., [Блаватская] которая курила, тем не менее могла совершать чудеса — и придется указать на ее медиумизм, что сейчас нежелательно при настоящем сознании наших [неразборчиво, возможно, «сотрудников»]. — Да, Нам пришлось столько посылать лучей Упасике. Но Асеев не должен повторять (мои слова). 02.II.1935 Вл., как понять вхождение Учителя в физическое тело Упасики? [Блаватская] Нужно понять как очень сильное психологирование. Но она писала, что при этом воздействии она стояла в полном сознании в своем астральном теле и наблюдала за происходящим. — При духе такого потенциала как Упасика, это раздвоение возможно, при воздействии на известные центры при известных лучах, но я должен сказать, что Мы не любим этот процесс и прибегали к нему, ибо люди требовали чудес. Я не могу утверждать, что я входил, но я посылал такие мощные токи, которые как бы представляли Мое вхождение. Мы не любим вспоминать. Вы появлялись в астральном теле Олькотту? Да. Но он не ощущал никакого трепета. Для грубых людей и таких как Олькотт, но при тонком организме трепетание сердца неизбежно. Тогда были чудеса, и Мы употребляли страшной силы напряжение. Тот, кто любит, чует, куда идут Наши силы. Но Вл., Вы столько затрачивали сил для явления всех чудес, которым мы были свидетелями — и м. б. Ваши появления в Астрале были бы еще убедительнее. Я очень не любил все эти чудеса. — Я понимаю, родная, но были и другие сознания, которые нуждались в этих явлениях. 08.III.1936 Сетуем на теософов за сокрытие значения нынешнего года. Вместо помощи они вредят отрицанием. Общество, созданное Нами, в нужные дни отказывается помогать. Также и другие мыслители не познают значения битвы. Год был известен даже в древнем Египте. Многие астрологи знали о годе. Безант знала, но скрыла. Но почему Бл. [Блаватская] не писала о нем? Тогда было рано писать, но устно Блав. говорила. Потому сейчас некоторые теософы даже вредят. Не нужно понимать, что вред так велик, но не можем считать их воинами. Уявление воинов особенно радостно Вождю. Немногие чуют, какая трансмутация происходит в Мире. 19.VI.1936 Советую установить точку зрения на теософическое общество. Конечно, нет руководства, но не следует осуждать Общество. Там, где изображения Наши и Упасики, там не нужно осуждать. Много ошибок в обществе, но все же там почитают Учителей. Так и для вас Селен [Селлен] будет полезен. Потому не раздражайте их, упоминая ошибки. Кроме Каменской все другие друзья. Особенно сейчас не нужно творить себе врагов. Когда силы тьмы нападают, тогда нужно не умножать врагов. Можно простить заблуждения, ибо слишком много нападений. Укажите сотрудникам не осуждать общество, иначе не будет друзей. Селен может быть полезен. Если обидится, то враг неприятный. Если одна Каменская не признает, то многие очень расположены. Советую принять к исполнению. 05.VII.1936 Хотелось бы иметь более определен. указания о медиуме и медиаторе. Энергия одна — медиум тут, но медиатор самоотвержен в служении. Именно утонченное сознание и возвышенное сердце создают лучшую психическую энергию. Все же почему Иероф. древн. так избегали медиумов, ведь при утончении сознания они ценнейшие медиаторы? Ибо они легко могли обернуть ее во зло. Но ведь Е. П. Бл. [Блаватская] была медиумом и большой силы. Да, но она быстро переработалась в высшее Служение и при таком состоянии предательство уже невозможно. 06.VI.1937 Что Писар. [Писарева]? - Теософы - сухари. Что Сераф. [Серафинина]? Она тоже проходит испытание. |