Найдено на Фейсбуке у
Дмитрия Дмитриенко " Мы все хорошо знаем Извару как место становления Н.К. Рериха. Обращаю ваше внимание на изварский снимок, где он в русской рубахе (СПбГМИСР, КП-1259). Можно отдельно исследовать эту рубаху, выяснить, какая она – быть может, с ижорским или водским орнаментом, к какой области России относится или какого она покроя. Лично я думаю, что это русская рубаха, так как русская культура была понятна и близка Н. К. Рериху, ведь в Петербургской губернии в тот период уже преобладало коренное русское население. Здесь русские люди жили с XII в. Первое упоминание деревни Взвар относится к XV в. Деревня описывается в Переписной оброчной книге Водской пятины Великого Новгорода 1500 г. в составе Покровского Озеретцкого погоста Копорского уезда. И Н.К. Рерих надел русскую рубаху не для того, чтобы кому-то позировать или кого-то удивить. Он надел её потому, что гордился тем, что он – русский.
В середине 1970-х гг. Людмиле Васильевне Мищенко удалось получить у по томков жителей изварской мызы уникальные фотографии.
Мыза Извара – это место сплава разных культур и разных народов на протяжении более 500 лет, но, конечно, преобладали русские, и для молодого, бодрого, подтянутого Николая Рериха было естественным надеть русскую рубаху и обуться в настоящие хромовые сапоги. Таким образом, в Изваре произошло первое осознание им отличий русской культуры от иной, в данном случае – ингерманландско-финской или водской. От части осознание этих отличий и составило содержание обширной археологической деятельности Н. К. Рериха на Ижорском плато в конце XIX в.
Местом, где окончательно сформировалось его понимание традиций русской культуры, стало Бологое. Здесь произошла встреча с будущей супругой, Еленой Ивановной Шапошниковой. Здесь произошло полное погружение Н. К. Рериха в мир русской усадьбы. Усадьба, изначально иноземное явление, внешне чужеродное для России, постепенно по своей сути стало глубоко русским. Именно в русской усадьбе сформировался особый тип подвижника из высшего общества, который самоотверженно, в духе христианских идей, идей самообразования самой чистой пробы, сохраняет, изучает и представляет культуру.
Н.К. Рерих направился в Бологое, где провёл несколько дней в общении с князем П.А. Путятиным и его многочисленными родственниками, включая обворожительную Елену Ивановну. Он понял, что где-то вне обеих столиц лежит бескрайний бездонный океан русской традиционной жизни на земле, жизни в самых разных, порой прекрасных, а порой и причудливых, «странных» формах. На многие годы эта традиционная русская жизнь стала для него отдохновением и магнитом. Каждый год он отправлялся в русскую усадьбу, чтобы открыть новые культурные сокровища и… самого себя. На весь мир русскую культуру славят следующие строки из очерка «Чаша неотпитая», написанные тогда же в Сменцово: «Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озёр. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменные. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зелёным, лиловые, красные, оранжевые, синие, чёрные с жёлтым... Любой выбирай. Всё нетронуто. Ждёт… Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждёт».
Сейчас и места от этого Сменцово не осталось. Ориентир – станция Николаевской железной дороги Лыкошино в получасе езды от Бологого. Как мы знаем, и от путятинской усадьбы в Бологом тоже почти ничего не осталось – лишь оригинальным образом представленная память. На месте главного усадебного дома, где более полувека находился усадебный музей, ныне – торговая площадь, и прямо на ней доброхоты поставили так называемый «Камень любви» с рериховской мемориальной доской, время от времени оскверняемой местными вандалами. Рядом с «Камнем любви» причудливо выросло титановое «Дерево любви», на металлических ветвях которого новоиспечённые молодожёны навешивают символические замки. Поразительная реминисценция неистребимого язычества!"
Из статьи В. Л. Мельникова "Н.К. РЕРИХ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ КУЛЬТУРЫ"