История Знака Троицы:
http://www.agni-age.net/tmp/trinity.ppt Глава из книги "Предчувствие весны" Ю.М.Ключникова - "Рерихи и РПЦ":
http://korni.kluchnikov.ru/uriy-kluc...1990-2000.html Рерихи и РПЦ
Однако не могу обойти вниманием такой вопрос, как отлучение Синодом РПЦ Рерихов от церкви. Или, как сформулировано в постановлении, «Рерихи сами себя отлучили». Церковь – это люди, а они разные. Я встречался с главой православной церкви Индии Мак-Грегориусом. Он высоко оценивал идеи Рерихов. Встреча состоялась в Казахстане, в Алма-Ате, в 1993 г., на Первом конгрессе духовного согласия, проходившем под Знаменем Мира. Также имел беседы с приехавшими на этот конгресс католиками, буддистами, православными священниками. Широко известный в мире путешественник Фёдор Конюхов, насколько мне известно, рукоположенный в сан православного священника, в своей книге «Мой путь к Истине» цитирует параграфы из Живой Этики. Большим поклонником Учения был Е. М. Примаков, о космонавтах уже не говорю. Известный культуролог Ксения Мяло в своей книге «Звезда волхвов, или Христос в Гималаях», выпущенной издательством моего сына «Беловодье» (который, кстати, подарил эту книгу Примакову), убедительно доказала, что сами Рерихи, несмотря на своё восточничество, относились к православию очень хорошо и никогда не разрывали с ним внутренней духовной связи.
Отлучение Синода считаю досадной ошибкой, пожалуй, даже большей, чем отлучение Л. Н. Толстого. Тем более что сами Рерихи, в отличие от мятежного русского гения Толстого, позволявшего себе критические замечания о церковных таинствах, основания для враждебности к себе РПЦ не давали. Могу подтвердить это лично. В беседе со мной в 1989 г. в Москве С. Н. Рерих произнёс такую фразу: «Если вы покажете мне настоящего православного человека, я преклоню перед ним голову». Как известно, последний из рода Рерихов завещал себя отпеть и похоронить по православному обряду.
Печальное недоразумение, мне думается, следует забыть, тем более что оно произошло под давлением и при провокационной деятельности небезызвестного дьякона (теперь уже протодьякона) Андрея Кураева. Скандальная критика Учения, прозвучавшая с его стороны, конечно, навредила репутации Рериха в церковной среде, но парадоксальным образом явилась и своего рода пропагандой Учения. Сам дьякон, конечно, не понимал, что в условиях нашего падкого на сенсации времени он стал бесплатным пропагандистом рериховской философии в масштабах страны. Я слышал, что некоторые рериховцы шутили: мол, если Кураев нас забудет, то, наверное, нам всем нужно скинуться и ему за шумиху что-то приплачивать. Сам могу подтвердить, что, когда я путешествовал по городам России с лекциями о Живой Этике, в залы приходило много людей, побывавших перед этим на встречах с Кураевым.
Диакон вёл себя столь агрессивно не только по отношению к Рериху, но и к любому, с кем был не согласен, даже к тем священникам, которые привели его в Церковь. Кажется, РПЦ после многочисленных скандальных высказываний и действий Кураева освободила его от данной роли и ему запрещено отправлять службу в церкви. Сам он высказывался в интервью о своей готовности к тому, что Церковь может отлучить его насовсем, и тогда он будет «свободным христианским философом». Но у церковных иерархов хватило мудрости не делать из эксцентричного протодиакона нового мученика, на роль которого он явно не тянет, ограничив сотрудничество с ним сферой образования. Ясно, что его скандальная церковная карьера остановлена и вряд ли поднимется выше уровня всех обличающего и философствующего блогера, которым он сейчас является. Воистину миром управляют законы справедливости: кто слишком рьяно добивается отлучения других людей от Церкви, в конце концов сам может быть отлучён.
Конечно, Живая Этика и ортодоксальное православие – не одно и то же. Ряд идей (закон реинкарнации, закон кармы, необходимость синтеза науки, искусства, представлений о космосе как о гигантском одухотворённом организме и т. д.) серьёзно отличается от христианских догматов. И что теперь? Разве это является каким-то преступлением или порочащим фактом? Почему духовных искателей нужно стричь под одну гребёнку, клеймя невписавшихся как маргиналов и врагов России? В том-то и прелесть жизни, что она отличается огромным разнообразием форм и идей.
Не нужно также забывать, что в России помимо православия есть ещё ислам, буддизм, сотни тысяч верующих по-своему и, наконец, множество атеистов. На каком ценностном языке будут общаться между собой и реально сотрудничать (а не просто декларировать свою готовность) эти столь разные религии, не совсем ясно. Неужели на каком-то экуменическом эсперанто?
РПЦ, сотрудничая с другими традиционными конфессиями на уровне обсуждения общественно важных тем, жёстко отказывается от диалога с рериховцами на любом уровне. Пусть так, насильно мил не будешь, но это лучше, чем активно сеять рознь по идеологическим мотивам в и без того расколотом обществе.
Но не правильнее ли, зафиксировав серьёзные различия и расхождения по иделогическим вопросам, всё-таки начинать постепенно договариваться и искать точки объединения?
А они, эти точки, есть: ведь по целому ряду вопросов православная церковь и последователи Рериха смотрят похожим образом. Это и устремление к нравственно-духовной сфере жизни, отрицающей потребительство и стяжательство, и признание традиционных семейных отношений как важнейшей нравственной основы жизни, и неприятие порока, и патриотизм, и вера в особую миссию России. Живая Этика и православие похожим образом смотрят на труд и видят в нём фундаментальный закон бытия. Они сходным образом призывают к миролюбию и отрицают жестокость, насилие и религиозный экстремизм. Неужели два важных общественных института России ради пользы для страны не преодолеют разногласий и не найдут возможности начать диалог по всем этим важным для людей, и особенно для молодого поколения, проблемам? В 1941 году атеисты, православные и мусульмане сумели отбросить идеологические разногласия и встали в один окоп. Сумеют ли сейчас?
Убеждён: количество проблем в современной жизни будет нарастать, и для объяснения сути происходящего может потребоваться более современный язык, нежели высокая, но не всегда понятная современному человеку церковная лексика. Понадобятся силы не только для стояния насмерть, ничего не меняя ни в себе, ни в жизни, но и для творческого ответа на вызовы времени, и, конечно, для изменения к лучшему. И здесь одухотворённое мировоззрение Живой Этики будет постепенно завоёвывать умы и сердца людей.
Современная церковь демонизирует тонкие психические явления, относящиеся к области биоэнергетики: телепатию, телекинез, ясновидение, целительство. Между тем дореволюционное священство относилась к этим явлениям куда более терпимо. Помню книгу священника Григория Дьяченко «Сверхъестественное», по-моему 1908 года, где все необъяснимые наукой феномены рассматриваются с уважением. Единственное, что предлагалось человеку, у которого открылись так называемые «сверхъестественные способности», освятить их именем Христа. И быть осторожным в их использовании, соблюдая этику и здравый смысл. Сейчас же любой, кто расскажет священнику, что у него спонтанно проявляется тонкое видение мира или он ощутил движение энергии в позвоночном столбе, тотчас получит совет либо отправиться к психиатру, либо помолиться за свободу от дьявольского наваждения.
Между тем мир тонких энергетических процессов в нашей психике и управление этими силами – это так называемое знание Адама, то есть дохристианская мудрость, имеющая все права на проявление в современном христианине. Образованные в духовной сфере люди говорили мне, что церковь могла бы признать ведическое знание, как предшествующее христианству. Если проделать грамотную богословскую работу и объяснить христианам, что хотя православная истина – это, разумеется, вершина нынешнего Знания, но оно опирается на только на Ветхий Заветы, но на дохристианские славяно-ведические основы. (Наиболее интересно пишет о русском ведизме современный историк-патриот Андрей Фурсов). Эти основы и сокровенные эзотерические знания доброй части азиатского материка с поправками православной церкви могут и должны получить свою легитимность сегодня. Тогда уйдёт совершенно ненужный конфликт между христианством и учениями Востока. А многие люди с необычной чувствительностью перестанут ощущать себя внехристианскими изгоями, найдут духовный приют в обновлённом православии. Но пока РПЦ готова поддержать, скорее, «библейский проект», нежели глубинно близкое ведической знание, которому поклонялись наши предки.
В те годы надежд на широкое сотрудничество мне много приходилось общаться с православной общественностью. Я искренне хотел единения с церковью во имя блага страны. И был интересный эпизод, связанный с храмом Александра Невского, под куполом которого раньше находилась Западно-сибирская студия кинохроники, где я когда-то проработал несколько лет. Внутри церковь была разгорожена на этажи, в ней были построены лестницы, и на неё претендовала филармония, потому что там великолепная акустика: здание хотели отдать камерному хору Новосибирской филармонии – и вынесли этот вопрос на обсуждение общественности.
По этому поводу было собрание, на котором выступали писатель Александр Плитченко и другие; выступил очень резко и я, требуя, чтобы отобранное здание вернули церкви, по назначению. Собрание в основном проголосовало за возвращение, приняв нашу точку зрения. Здание вернули Церкви дали ему имя: собор Александра Невского, – и начался ремонт. Его осуществлял замечательный священник Дмитрий Иванович Будько, впоследствии ставший монахом Софронием и возглавивший Кемеровскую епархию. По моей просьбе на ремонт храма один омский предприниматель выделил очень значительную по тем временам сумму – около двадцати тысяч долларов; такое пожертвование в 1988 году было большой редкостью.
И в ответ на наши старания клирик новой церкви Святослав Невзоров подверг несправедливым нападкам духовно-патриотический Центр Сергия Радонежского, который мы с женой возглавляли.
Должен заметить, нападки были и раньше. Но Дмитрий Иванович Будько меня поддерживал. Не только как «благодетеля». Однажды пригласил в трапезную, где Невзоров вновь насел на меня: «Как вы можете исповедовать какие-то восточные идеи, когда у нас Христос?! Он русским ближе!». Дмитрий Иванович Будько мудро заметил: «Не спорить надо – работать для Бога. А Он сам разберётся, кто к Нему ближе».
Но и после этого Святослав Невзоров не унялся. Продолжал выступать против центра на местном радио и телевидении, не гнушаясь оскорбительными выражениями и даже клеветой, стал сравнивать его с казино.
В общем, моя жена Лиля вынуждена была пойти к новосибирскому епископу Владыке Тихону, с которым наш Центр имени Сергия Радонежского сотрудничал в ту пору. «Как понимать это выступление вашего священника? Почему он говорит о нас такие кощунственные слова, которыми мы глубоко возмущены, и мы хотим обратиться в судебные органы, чтобы его привлекли за клевету. Мы – патриотическая организация».
Тихон вызвал Невзорова и отчитал при жене, сказав, что не надо ссорить Церковь с интеллигенцией. В ту пору он занимал ещё примирительную позицию; но затем под влиянием церковного вердикта об отлучении Рерихов заметно охладел к нам.
Я хорошо понимаю Тихона: он вынужден был себя так вести, поскольку в Церкви возобладала и сохранила своё влияние позиция Кураева, несмотря на то что его самого отодвинули от серьёзных дел. Со временем и Святослава Невзорова тоже отстранили от антирериховского «послушания», а на сегодняшний момент он, насколько мне известно, вообще отошёл от Церкви и вернулся к преподаванию светской философии. Да и РПЦ прекратила активные нападки на учение Живой Этики. Хочется верить, что когда-нибудь в будущем Русская православная церковь и Рериховское движение, оставаясь на собственных идеологических позициях, объединят усилия в борьбе за отечественную культуру. Выиграет от этого лишь общая Русская идеология.
Если заглянуть в недалёкое будущее и попытаться предугадать те процессы, которые предстоят, расширение интереса к Учению вижу неизбежным.
РУССКАЯ ТАЙНА НИКОЛАЯ РЕРИХА
Говорят, увела его Индия
Не в ту степь от российской судьбы.
Что за вздор! Мы ещё не увидели
Всей его высочайшей тропы.
В гималайских навершиях горних,
На просторах алтайских плато
Он искал наши древние корни,
Потаённое русское То,
Что вело со времён Куликовых
До Берлина российскую рать,
Что крепит в испытаньях суровых
И теперь нашу славу и стать.
В Судный час, когда доллара запах
Забирается в самый исток,
Шепчет он: «Не глядите на Запад,
Поверните глаза на Восток.
Нам знаменья оттуда летят.
Там дружины небесные строятся.
Там Христос и священное воинство
На Россию с надеждой глядят».
2007