14 марта 2013 года в 17.00 в зале №3 Центрального Дома Художника состоится открытие выставки "Тайнопись Универсума".
"Тайнопись Универсума" - совместный проект галереи "Веллум" и галереи "Восточная Заграница" - о взаимовлиянии прикладного искусства, рождённого философией Востока, с умонастроениями и культурой России в первой половине ХХ века. В первую очередь речь идёт об идеях русского космизма - о той творческой платформе, в которой вселенная-"универсум" и связь человека с космосом становятся главными темами произведений художников. В экспозиции "Тайнопись Универсума" представлены работы Максимилиана Волошина, художников группы "Амаравелла" - Бориса Смирнова-Русецкого и Петра Фатеева, - а также предметы декоративно-прикладного искусства Китая и буддистские реликвии. Русский космизм - редкое, малоизвестное широкой публике и даже многим специалистам явление отечественной культуры начала XX столетия. Творчество мастеров этой группы и их окружения буквально пронизано поэтикой и философией Востока, среди идейных вдохновителей русского космизма - такие имена признанных "ориенталистов" как Н.Рерих и М.Волошин. В проекте сделана попытка показать истоки и связи интереснейшего локального направления европейского искусства прошлого столетия и восточных традиций, очень популярных в Европе на рубеже XIX-XX веков.
К началу ХХ века, когда казалось, что человек покорил природу, и в цивилизованном мире достигнут пик бытового комфорта, взгляд мыслящих людей обратился в будущее, к Космосу внутреннему и реальному. Увлечение мистическими учениями, бурно распространившееся в России на рубеже ХIХ-ХХ веков, коснулось и художников. В пёстрой картине художественных направлений, возникших в 1910-1920-е гг., особняком стоят художники группы "Амаравелла". Общая идея, объединяющая художников этого сообщества, была сформулирована ими в манифесте: "Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира". Особое влияние на мировоззрение группы оказали Рерих и Волошин.
Духовное наполнение живописи как Волошина, так и художников "Амаравеллы", проистекало из их романтического мировосприятия, их увлечённости древней и современной философией, философией Востока и теософией. Они признавали идею двоемирия - существования наряду с миром материальным мира духовного, им была близка пантеистическая идея одухотворённости и божественности Природы и Космоса, идея живой, гармоничной связи человека и Мироздания, в нравственном аспекте они признавали существование Света и Тьмы, Добра и Зла, они верили в духовное восхождение человека в процессе многочисленных перерождений. Важным фактором духовного преображения человека они считали искусство. Художники "Амаравеллы" значительно расширили представление о космосе. Они представили многие скрывавшиеся в тени грани космоса и, прежде всего, его поэзию, его музыку, его чарующую тайну, причём каждый сделал это по-своему и с использованием индивидуальных художественных средств. На выставке можно увидеть работы двух представителей "Амаравеллы". В произведениях основателя группы П.П. Фатеева отражена фантастическая грань с философским уклоном, картины Б.А. Смирнова-Русецкого отличает разлитая повсюду в реальных земных и космических ландшафтах духовная сущность, мистичность. Выставка продлится до 8 апреля 2013 года.
В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма
На антресольном этаже Центрального дома художника открылась выставка «Тайнопись Универсума». Представлены работы Максимилиана Волошина и художников группы «Амаравелла» — Бориса Смирнова-Русецкого и Петра Фатеева, а также предметы декоративно-прикладного искусства Китая и буддистские реликвии.
В экспозицию прекрасно вписались бы гималайские этюды Николая Рериха — именно по его инициативе в 1927 году прошла первая выставка русских художников-космистов в США. Тогда же появился манифест «Амаравеллы» (название группы расшифровывается по-разному: «несущий свет», «творческая энергия», «всходы бессмертия»).
Идея, объединяющая художников этого сообщества, гласит: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира».
Воплощалась эта идея на первый взгляд довольно незатейливо: степные пейзажи, застывшая гладь озер или горные пики на горизонте, полуфантастические композиции с планетами и кометами. «Валаам. Струги» или оранжевый «Закат», изображения дольменов или Коктебеля кисти Смирнова-Русецкого — картины про тишину, столь же земную, сколь и космическую.
Однако в живописном, как и в научном космизме, советская власть видела для себя угрозу. Ученый Александр Чижевский за «контрреволюционную» деятельность на восемь лет попал в лагеря и затем еще на четыре — в Караганду на поселение. Художники-космисты тоже прошли через аресты и ссылки.
В 1929 году состоялась последняя выставка «Амаравеллы», в 1930 году была арестована Вера Пшесецкая (Руна) — член объединения с 1923 года. Из ее художественного наследия сохранилось лишь пять портретов. Тогда же оказался в заключении Александр Сардан — выйдя на свободу он практически оставил живопись.
Член объединения Сергей Шиголев стал мультипликатором, но в 1942 году был репрессирован, дата и место его гибели неизвестны. Абсолютно замкнутый и скрытный образ жизни вел в советские годы глава группы Петр Фатеев. Борис Смирнов-Русецкий, чьих работ на выставке в ЦДХ больше всего, был арестован в 1941 году за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.», лагеря отняли у него 10 лет жизни. Он, правда, дожил до персональных выставок в России и за рубежом, был председателем Московского рериховского общества.
Шесть акварелей Максимилиана Волошина — самые известные работы выставки. В сопоставлении с живописью Смирнова-Русецкого сразу видно, что стиль и идеи коктебельского затворника оказали на «Амаравеллу» решающее влияние.
Воздействие восточного искусства на русских космистов, напротив, кажется не таким очевидным — представлены храмовая курительница для благовоний и парные китайские вазы с эмалевыми воинами и охотниками, белая статуэтка Будды и синие панели с картинами в технике перегородчатой эмали, японские, вышитые по шелку хризантемы и свитки с павлинами.
— Многие из русских художников-космистов обращались к идеям Востока, к тибетской философии, буддизму. Рерих искал Шамбалу, все увлекались идеями связи с космосом и подпитки его энергией. Поэтому Будда, мандалы и работы Смирнова-Русецкого сложились в один культурный код, хотя и без прямых аналогий, — сказала «Известиям» Галина Сидоренко, один из кураторов выставки.